Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Аудирование или слушание, как его ещё называют, - это деятельность по восприятию и распознанию речевого сообщения на слух. Стоит также заметить, что аудирование как действие, является неотъемлемой частью любого устного общения: производственного, бытового и личного. Из этого следует, что без этого вида речевой деятельности невозможно осуществление свободного речевого общения. Современное положение иностранных языков в обществе требует качественного овладения этим видом речевой деятельности. Ведь ученик не имеющий аудитивных навыков и умений просто не способен воспринимать обращённую к нему речь.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Особенности аудирования как вида речевой деятельности и способа речевого общения

1.1 Лингвопсихологическая характеристика аудирования

1.2 Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания иноязычного текста на слух

Выводы по главе

Глава 2. Аудирование в системе обучения иностранному языку в средней школе

2.1 Цели и содержание обучения аудирования в средней школе

2.2 Требования к аудиотекстам для средней школы

2.3 Этапы работы над аудиотекстом и задачи каждого из этапов

Выводы по главе

Глава 3. Технология обучения аудированию в средней школе

3.1 Система упражнений для обучения аудированию

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Обучение аудированию на уроках иностранного языка.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

 

- Сравнение различных  точек зрения;

 

- Определение объективности  суждений;

 

- Обоснование согласия \ несогласия с выводами автора

 

- Проведение интервью;

 

- Организация бесед и  дискуссий. [1,187-189]

 

Выводы по главе

 

Целью обучения аудированию является развитие у учащихся способностей понимать на слух иноязычную речь. Содержание обучения аудированию включает в себя три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Тексты для обучения аудированию можно выделить в три степени сложности: легкие, средний и трудные тексты. Обучение аудированию выделяет этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

 

Глава 3. Технология обучения аудированию в средней общеобразовательной школе

 

3.1 Система упражнений  в аудировании

 

Обучение аудированию означает развитие аудитивных навыков и умений при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. развитие навыков yзнавания и пoнимания слoв, слoвоcочетаний, грамматического oформления лекcических единиц разного уровня в словоcoчетаниях, предложениях и cвязанных текстах.

 

Мы знаем, что аудирование это скрытая от наблюдения внутренняя деятельность, а значит, составляющим ее действиям необходимо обучать специально, делая их объектом целенаправленного формирования.

 

Методисты Гальскова Н.Д., и Гез Н.И., подразделяют упражнения для обучения аудированию на подготовительные\ тренировачные и речевые\коммуникативные. [1. 179] Подготовительные упражнение направлены на преодоление психологических и лингвистических трудностей аудирования и на формирование его механизмов. Речевые - управляемая речевая деятельность, которая способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближенных к естественному речевому общению.

 

Рассмотрим систему подготовительных упражнений Н.Д. Гальсковой и Гез Н.И.

 

Выделяются 5 типов упражнения подготовительного характера:

 

Это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:

 

- Прослушайте и повторите  несколько пар слов;

 

- Определите на слух  рифмующиеся слова;

 

- Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе  «+» если предложения одинаковые  «-« если предложения разные.

 

К ним я бы хотела добавить упражнения из системы подготовительных упражнений методиста Филотова [12. С.250]

 

- Послушайте слова и  поднимите руку, если в слове  звучит долгий звук;

 

- Прослушайте несколько  предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное  предложение;

 

- Используя сигнальные  карточки («.», «?», «!»), определите тип предложения;

 

- Прослушайте слова и  выберите те, которые соответствуют  картинке;

 

Не малую роль играют упражнения в повторении слов, словосочетания, текстов и фраз. В своём исследование Филатов упоминает Р.К. Миньяра-Белоручева, который называет подобные упражнения базовыми, потому что они способствуют отработке важных механизмов аудирования отработке речевого слуха, памяти, артикулирования, вероятностного прогнозирования.[12,c.,250]

 

Упражнение «снежный ком» направленное на повторении расширяющихся синтагм занимает особое место. Как в системе Гальсковой Н.Д Так и в системе Филатова.

 

Так как это упражнение направлено на развитие кратковременной и словесно-логической памяти наряду с другими упражнениями того же направления[1, 182]:

 

- Прослушайте ряд изолированных  слов, запомните и воспроизведите  те из них, которые относятся  к одной теме;

 

- Прослушайте две три  короткие фразы, соедините их  в одно предложение;

 

- Прослушайте и повторите  за диктором фразы длина которых превышает объем кратковременной памяти.

 

Среди подготовительных важны упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования:

 

Филатов относит к ним такие упражнения как[12, 250]:

 

- Прослушайте начало слов  и закончите их;

 

- Прослушайте начало словосочетаний  и закончите их;

 

- Прослушайте слова к  аудиотексту и назовите его тему;

 

Гальскова Н.Д. выделила другие виды упражнений развивающих тот же навык [1,182]:

 

- Прослушайте ряд прилагательных  и глаголов, назовите существительные, которые с ними чаще всего  употребляются;

 

- Назовите значения слов  образованных из известных вам  элементов, например:

 

grьn- grьnlich Die Kleidung- Das Kleid

- прослушайте ряд речевых  формул, назовите ситуации, в которых  они могут употребляться;

- прослушайте текст, заполните  пропуски в графическом варианте  того же текста.

Большую роль в развитии прогностических умений играют структурные сигналы: союзы, союзные слова, наречия и т.п.[12, 251]

 

 

В качестве структуры сигналов выступают также глаголы и имена существительные.

 

Упражнения в обучении идентификации ориентирует учеников на сравнение значений знакомых лексических единиц, фраз, соответствующих или несоответствующих речевым отрывкам, например:

 

- Прослушайте предложения  и замените слово другим словом;

 

- Прослушайте два предложения  и скажите, чем они друг от  друга отличаются. Какая уточняющая  информация появилась во втором  предложении?

 

- Прослушайте предложения  и отметьте те, которые не соответствуют  содержанию прослушанного текста.

 

Речевые упражнения.

 

В речевой системе упражнений Гальсковой Н.Д., и Гез Н.И., выделяются три группы следующего назначения[1,183]:

 

1. Для частичного управляемого  обучения аудированию

 

2. Для не управляемого  обучения аудированию

 

3. Для развития умений  смысловой переработки и фиксации  воспринятой информацию

 

Упражнения первой группы направлены на ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки с содержанием, пользоваться синонимическими заменами и видоизменять структурно-композиционную характеристику.

 

Упражнения второй и третей группы связаны с расширением, развертыванием информации, с сопоставлением и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Для выполнения таких упражнений необходимо хорошее знание языка и эрудиции.[1,186]

 

Примеры упражнений:

 

1)Для частично управляемого  обучения аудированию:

 

- Ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, выберете одно  из предложений текста для  названия картины.

 

- Прослушайте текст, опираясь  на ключевые слова\план. Распределите  слова\пункты плана в последовательности отражающей содержание текста.

 

- Прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе  с одним из учащихся.

 

2)Для неуправляемого обучения  аудированию:

 

- Прослушайте текст, разделите  его на смысловые отрезки, озаглавьте  их, составьте план;

 

- Прослушайте текст, охарактеризуйте  ситуацию общения;

 

- Прослушайте фрагмент  кинофильма, проиграйте эту сценку.

 

3)Для развития умений  смысловой переработки:

 

- Прослушайте текст составьте, аннотации\тезисы;

 

- Прослушайте текст, постарайтесь  запомнить весь фактический в том числе цифровой материал.

 

- Оцените прослушанный  текст сточки зрения того, что было интересно\ неинтересно, ново\не ново.

 

Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).

 

Работа с аудиотекстом предполагает четкую последовательность в действиях учителя и учеников: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия аудиотекста; задания, контролирующие понимание.

 

Установка играет чрезвычайно важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание и озаглавить его, ответить на вопросы, нарисовать услышанное. Коммуникативная установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Она помогает сконцентрироваться на главном. По мнению психологов, правильная и точная установка может повысить эффективность понимания на 25 процентов.[12,252]

 

Речевые упражнения с аудиотекстом выполняются до прослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.

 

Упражнения предтекстового этапа.

 

Цель - подготовка к восприятию аудиотекста, введение в тему, актуализация имеющихся знаний и опыта, создание мотива, установка ориентиров на предстоящую деятельность, постановка вопросов, снятие возможных трудностей, «включение» механизма ожидания и прогнозирования с помощью,:

 

· Ассоциаограммы;

 

· Визуальных импульсов в виде картинок, фотографий, графиков;

 

· Акустических импульсов (музыка, голоса);

 

Упражнения текстового этапа.

 

Во время слушания текста учащиеся должны понять его смысл и коммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что они узнали из текста и дать ему оценку (интересно, важно, полезно, познавательно или нет). В процессе слушания учащиеся отвечают на вопросы, выполняют действия по соотнесению (иллюстраций, пунктов плана с содержанием), конспектированию (дат, имен, географических названий), распознаванию типа текста, действующих лиц, контекста, упорядочиванию фрагментов текста или реплик диалога.[12, 255]

 

Упражнения послетекстового этапа.

 

Послетекстовые задания вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, служат для контроля понимания и успешного акта общения. Это упражнения текстового характера (правильно - неправильно, да - нет), ответы на вопросы, составление плана, пересказ, завершение текста, беседа, дискуссия, оценка героев, их поступков и самого текста и т.п. [12, c.249]

 

Выводы по главе

 

Существует большое разнообразие упражнений направленных на формирование навыков и умения аудирования. Основной целью этих упражнений является тренировка механизмов этого вида РД: Памяти, внимании, прогнозирования. Так как аудирования это внутренний процесс, упражнения направлены на то, что бы вытащить его во внешний мир, потому что только так возможно осуществить контроль за правильностью протекания процессов необходимых для формирования навыков и умений аудирования. Важно помнить, что процесс обучение аудированию должен носить системный характер, ведь навыки аудирования формируются поэтапно под пристальным контролем учителя. В конце проделанной работы необходимо проводить контроль понимания прослушанного текста. Роль учителя в обучении аудированию - правильно выбирать тексты и материалы для аудирвания учитывая индивидуальные особенности учеников и уровень их знаний.

 

Заключение

 

Мы выяснили, что обучение аудированию является крайне актуальным на сегодняшний день, так как аудирование тесно связано со всеми видами речевого общения и без него невозможно осуществить речевое общение. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи.

 

В ходе исследования была изучена система упражнений, способствующих формированию умений и навыков аудирования иноязычного текста.

 

Следует отметить, что за время исследования, задачи, поставленные перед исследованием полностью выполнены:

 

- охарактеризовано аудирование как способ речевого общения и вид речевой деятельности,

 

- уточнены цели и содержание  обучения аудированию в средней школе.

 

- установлены этапы работы  над аудиотекстом и соответствующие каждому этапу задачи и упражнения.

 

- Определены требования  к аудиотекстам для средней школы

 

- выявлены факторы, определяющие  успешность обучения аудированию в средней школе.

 

В ходе написания данной работы была изучена литература различных авторов, сопоставлены теоретические и практические познания различных преподавателей на основе которых был сформулирован общий вывод о аудировании, как о речевой деятельности, а так же выявлены наиболее эффективные приёмы обучения аудированию в общеобразовательной школе.

 

Но не стоит останавливаться на достигнутом, аудирование всё ещё является не до конца изученным видом речевой деятельности, исследования стоит продолжать, разрабатывать новые системы упражнений. Аудирование очень интересный вид речевой деятельности и важный для речевого общения.

 

Список литературы:

 

1. Гальскова Н.Д., Н.И. Гез. Теория обучения иностранным  языкам. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.

 

2. Щукин. А.Н. Теория и практика: учебное пособие для преподавателей  и студентов. М.: Филоматис: издательство "Омего-Л", 2010.

 

3. Леонтьева М.Р., Об обучении  иностранному языку в общеобразовательных  учреждениях, «Просвещение», 2005

 

4. Бим И.Л., Теория и  практика обучения иностранному  языку в средней школе, М, 1988

 

5. Зимняя В.Н., Педагогическая  психология, М., «Просвещение», 1986

 

6. 3.Бабинская П.К., Практический  курс методики преподавания иностранного  языка, Минск, «Тетра систем», 2005

 

7. Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=6304

 

8. Рогова Г.В., Верещагина  И.Н. Методика обучения английскому  языку на начальном этапе в  средней школе. - М., 1988.

 

9. Артемов В.А. Психология  обучения иностранному языку. М., 1969.

 

10. . Елухина Н.В «Основные  трудности аудирования и пути их преодоления»: Ж.

 

11. Старков А.П. Основы  обучения устной иноязычной речи.-М.: Просвещение, 1988.

 

12. Методика обучения иностранным  языкам в начальной и основной  общеобразовательной школе: учебное  пособие для студентов педагогических  колледжей (под.ред. В.М. Филатова) / Серия « Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д : «Феникс», 2004.

Информация о работе Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе