Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Обязательный аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

Содержание работы

1. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике. 3
1.1. Обязательный аудит 3
1.2. Инициативный аудит 5
2. Обеспечение качества аудиторских проверок. 7
3. Аудиторские процедуры. 12
Практическое задание 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 80.95 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО « Вологодская  государственная молочнохозяйственная

академия  имени Н.В. Верещагина»

 

 

Контрольная работа

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

По дисциплине: Основы аудита

 

 

 

Выполнил                                                                                                                                                                

Студент 6 курса                                                                             Плюснина                                                                  

Заочного отделения                                                                          Елена                                                                            

Экономического факультета                                                       Васильевна

Специальность: Финансы и  кредит

Шифр 084048

 

 

Проверил

 

Вологда – Молочное

2013

Содержание

 

 

1. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике. 3

1.1. Обязательный аудит 3

1.2.    Инициативный аудит 5

2. Обеспечение качества аудиторских проверок. 7

3. Аудиторские процедуры. 12

Практическое  задание 16

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике.

 

    1. Обязательный аудит

Характеристика  обязательного аудита

Обязательный  аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный  аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

2) организация является  кредитной организацией, бюро кредитных  историй, страховой организацией  или обществом взаимного страхования,  товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным  внебюджетным фондом, источником  образования средств которого  являются предусмотренные законодательством  Российской Федерации обязательные  отчисления, производимые физическими  и юридическими лицами, фондом, источниками  образования средств которого  являются добровольные отчисления  физических и юридических лиц; 

3) объем выручки организации  или индивидуального предпринимателя  от реализации продукции (выполнения  работ, оказания услуг) за один  год превышает в 500 тысяч раз  установленный законодательством  Российской Федерации минимальный  размер оплаты труда или сумма  активов баланса превышает на  конец отчетного года в 200 тысяч  раз установленный законодательством  Российской Федерации минимальный  размер оплаты труда;

4) организация является  государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного  ведения, если финансовые показатели  его деятельности соответствуют  подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных  предприятий законом субъекта  Российской Федерации финансовые  показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит  в отношении этих организаций  или индивидуальных предпринимателей  предусмотрен федеральным законом[5].

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах  которых доля государственной собственности  или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских  услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких  услуг в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации[5].

 

Виды обязательного  аудита и причины его проведения

Обязательная аудиторская  проверка проводится в случаях, прямо  установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская  проверка - по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.

Необходимо учесть, что  обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного  аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности  или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских  услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок  проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться  только аудиторскими организациями, в  уставном (складочном) капитале которых  отсутствует доля, принадлежащая  иностранным физическим и / или юридическим  лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную  тайну, полученный в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

При проведении обязательного  аудита аудиторские организации  обязаны страховать риск ответственности  за нарушение договора.

Закон обязывает аудиторские  организации и индивидуальных аудиторов  хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались  сопутствующие аудиту услуги.

Тот факт, что необходимость  аудита в ряде случаев установлена  актами законодательства, a не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и  определенные последствия как для  аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так  и для этих экономических субъектов.

 

Причины необходимости  проведения обязательного аудита:

1) субъекты обязательного  аудита, как правило, работают  с денежными средствами населения.  Это банки, страховые организации,  негосударственные пенсионные фонды,  открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности;

2) устанавливая обязательность  подтверждения отчетности предприятий,  имеющих большие объем выручки  от реализации, размеры имущества,  государство в лице аудитора  контролирует деятельность этих  предприятий как крупных налогоплательщиков.

1.2 Инициативный аудит

 

В последнее время все  большее распространение приобретает  аудит "инициативный", то есть по просьбе самой проверяемой организации. Предпосылки для инициативного  аудита могут быть разные. Так, собственники компании могут не доверять наемным  директорам, директора могут сомневаться  в компетентности бухгалтерской  службы предприятия - в эти моменты  и приходит на помощь аудиторская  фирма.

Возможна и другая ситуация: "на носу" выездная налоговая проверка, и фирме необходим так называемый экспресс-аудит, который, не вдаваясь в  тонкости бухгалтерской отчетности, проверяет в первую очередь налоговые  декларации, чтобы оценить вероятность  налоговых рисков.

Инициативный аудит - это  аудиторская проверка любого направления  деятельности организации, осуществляемая по собственному желанию организации  или индивидуального предпринимателя  на основе заключенного с аудитором  договора. Проверка проводится по решению  управления организации или учредителей  предприятия, а также партнерами предприятия по бизнесу (потенциальными инвесторами, банками и т.д.). Инициативный аудит также принято называть "добровольным", так как масштаб  и характер проверки определяет сам  заказчик[1].

Чаще всего добровольный аудит проводят, чтобы "подстраховаться" на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.

Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько  добросовестно руководитель и главный  бухгалтер ведут дела фирмы. Желание  провести аудиторскую проверку может  возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.

Заказчиками аудита также  могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в  фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние  и платежеспособность возможного должника.

При инициативном аудите фирма  сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Можно провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных  участков учета или расчетов по конкретному  налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать  проверяющие.

 

Цели и  задачи инициативного аудита

Цели инициативного аудита:

    • проверка расчетов;
    • проведение инвентаризации активов и обязательств;
    • консультирование по вопросам налогового и бухгалтерского учета;
    • проверка и анализ данных бухгалтерского учета.

Цели и задачи инициативного  аудита могут быть самыми различными. Несовершенство и противоречивость действующего налогового законодательства ставят множество порой неразрешимых вопросов перед организациями. Пытаясь  застраховаться от возможных финансовых санкций со стороны контролирующих органов, они обращаются в аудиторские  фирмы за подтверждением правильности ведения своего бухгалтерского и  налогового учета. Это делается с  целью контроля работы бухгалтерии, а также подтверждения достоверности  и правильности ведения учета  при смене (или увольнении) главных  бухгалтеров.

Нередко проведение инициативного  аудита вызвано необходимостью привлечения  финансовых средств (в виде займов, кредитов, целевого финансирования, спонсорской  помощи и т.д.). Зачастую кредиторы  предоставляют денежные средства только после аудиторского заключения о  достоверности бухгалтерской и  финансовой отчетности организации, спонсором  которой они планируют быть. Кроме  того, руководители организаций прибегают  к аудиту для подтверждения законности и целесообразности расходования полученных денежных средств.

Инициативная аудиторская  проверка может проводиться в  любой период времени и охватывать любой временной период деятельности организации (квартал, год, несколько  лет). При инициативном аудите проверке могут быть подвергнуты отдельные  аспекты деятельности образовательной  организации (например, налогообложение, ведение кассовых операций, порядок  учета выручки и ее расходования на нужды организации и т.д.).

При выявлении каких-либо ошибок в бухгалтерском или налоговом  учете, предприятие должно получить своевременные и качественные рекомендации по их устранению.

 

 

  1. Обеспечение качества аудиторских проверок.

Методами обеспечения  качества аудита является контроль. Контролю качества аудита посвящено правило (стандарт) "Внутрифирменный контроль качества аудита", одобренное Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации от 11.09.2008 N 863. Этот стандарт состоит из четырех разделов: общие положения; функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита; требования к контролю качества работы внутри аудиторской организации; обеспечение надлежащего качества работы в ходе конкретной аудиторской проверки.

Различают два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.

Внешний уровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов. Предварительный внешний контроль осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право занятия аудиторской деятельностью, текущий и последующий - путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Внешний контроль должен учитывать  и множество других факторов кроме  упомянутых, в том числе:

    • направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых отраслях;
    • аудиторские риски, существующие в конкретных отраслях и секторах экономики;
    • методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.

Информация о работе Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике