Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Обязательный аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

Содержание работы

1. Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике. 3
1.1. Обязательный аудит 3
1.2. Инициативный аудит 5
2. Обеспечение качества аудиторских проверок. 7
3. Аудиторские процедуры. 12
Практическое задание 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 80.95 Кб (Скачать файл)

Необходимо выявлять и  уточнять совокупность факторов, влияющих на качество работы аудиторских организаций  и (или) индивидуальных аудиторов, их взаимозависимость  и значимость одного по отношению  к другим и ко всей совокупности в целом, а также "зоны риска", влияющие на качество работы.

В настоящее время существуют различные мнения по поводу того, какие  общественные субъекты должны проводить  контрольные проверки аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов. Мировая практика показывает, что  именно аудиторским сообществам  чаще всего отдается предпочтение при  делегировании функций внешнего контроля качества аудита, но такой подход в нашей стране неприемлем, так как действующая нормативная база обязывает государственные органы осуществлять надзор за соблюдением аудиторами лицензионных правил и требований. Но силами Минфина России и Банка России организовать сплошной контроль действий аудиторов невозможно, поэтому выход из сложившейся ситуации представляется в виде комбинированного государственно - общественного контроля, когда перепроверки качества действий аудиторов будут проводиться силами общественных организаций, наделенных соответствующими полномочиями со стороны лицензирующих органов.

Ведущая роль в процессе регулирования аудиторской деятельности отведена Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Направления контроля с ее стороны  имеют организационный характер. Это прежде всего выдача генеральных  лицензий Минфину России и Банку  России.

Контроль со стороны органов, получивших генеральные лицензии, осуществляется в двух формах - предварительной  и последующей. В настоящее время  этот контроль в соответствии с действующим  законодательством представлен  в виде организации лицензирования, включающего процедуры выдачи и  приостановления лицензий.

Предварительный контроль состоит  в рассмотрении представленных аудиторскими организациями документов на получение  лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован следующими обстоятельствами, свидетельствующими о возможном нарушении качества услуг и установленными Положением о лицензировании отдельных видов  аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 N 190 (в дальнейшем - Положение).

  1. Несоответствие доли уставного капитала (уставного фонда) аудиторской фирмы, принадлежащей аттестованным аудиторам, установленному лимиту (не менее 51%). Данное ограничение введено во избежание ситуаций, когда принятие важных для аудиторской фирмы решений может быть лоббировано лицами, не имеющими достаточной квалификации, подтвержденной аттестатом, в то время как мнение аттестованных аудиторов может быть проигнорировано.
  2. Отсутствие в штате аудиторской фирмы достаточного количества аттестованных аудиторов по соответствующему виду аудита (их должно быть не менее двух). Данное ограничение направлено на обеспечение коллегиальности принимаемых решений и усиление внутреннего контроля работы специалистов аудиторских фирм.
  3. Установление случаев неквалифицированного проведения проверок или некачественного оказания других услуг аудитором или аудиторской фирмой более одного раза. В Положении поясняется, что указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензионных требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с российскими правилами (стандартами) аудита.
  4. Осуществление аудиторской организацией деятельности, не предусмотренной выданной лицензией или не связанной с аудитом. В первом случае аудиторы зачастую не в состоянии обеспечить надлежащее качество работы; об этом свидетельствует и то обстоятельство, что их компетентность в области аудита, проводимого без лицензии, не подтверждена в установленном порядке. Во втором случае аудиторы отвлекаются на осуществление действий, не связанных с аудитом, зачастую в ущерб основной деятельности, так как такого рода занятость не позволяет им отслеживать изменения, происходящие в сфере регулирования финансово - хозяйственных отношений.

Последующий контроль производится с целью проверки качества аудиторских  услуг и соблюдения аудиторскими организациями требований, предъявляемых  законодательством Российской Федерации  к аудиторской деятельности. Во Временных  правилах аудиторской деятельности отмечено: "Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного  экономического субъекта, а также  по собственной инициативе или по предложению прокурора может  назначать проверку качества аудиторского заключения".

Меры наказания тоже предусмотрены  для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая "к убыткам для государства или для экономического субъекта", что вызывает неоднозначность толкования этого понятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделает ошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий:

  • наличие задолженности экономического субъекта бюджету по налогам и другим платежам;
  • обнаружение в ходе перепроверки признаков банкротства, ликвидации или сокращения деятельности субъекта, которые имели явно выраженный, документально прослеживаемый характер в периоде времени, за который проводился аудит, либо в течение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторского заключения;
  • окончательное отсутствие возможности погашения задолженности бюджету экономическим субъектом вследствие произошедшей после окончания аудиторской проверки ликвидации его деятельности.

 

Действия аудитора, которые  могут привести к убыткам для  экономического субъекта, следует разделить  на две категории:

      • причинившие ущерб экономике субъекта;
      • прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственников проверяемого субъекта.

Следует отметить, что ни во Временных правилах, ни в Положении  о лицензировании отдельных видов  аудиторской деятельности не указаны  объемы, сроки и периодичность  проверок качества аудита; до настоящего времени отсутствуют официально утвержденные методики и процедуры, которые должны применяться контролирующими  органами. Однако работа в этом направлении  ведется.

Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторских  фирм, поэтому он называется также  внутрифирменным[4]. Эффективность системы внутреннего контроля за качеством аудита, а также процедур контроля качества в аудиторской фирме является одним из мотивов выбора экономическим субъектом данной фирмы.

В третьем разделе правила (стандарта) «Внутрифирменный контроль качества аудита" содержится требование о том, чтобы в каждой аудиторской  организации была создана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы. Какой быть этой системе - должно решать руководство аудиторской  организации.

Система контроля качества для разных аудиторских организаций  может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой  системы зависят от:

  • размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;
  • наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;
  • экономической эффективности применяемой системы контроля качества.

Кроме того, система контроля качества работы аудиторской организации  должна включать:

    • соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
    • укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

 

    • поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
    • выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
    • получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
    • разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы еще на стадии предварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежных экономических субъектов для этого аудиторам важно договориться о внутренней политике своей фирмы в отношении таких клиентов;
    • осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;
    • принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры  системы контроля качества работы должны быть доведены до сведения каждого  профессионального сотрудника. Для  качественного выполнения работы в  ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:

  • до начала аудита были утверждены руководитель и старший аудитор конкретной аудиторской проверки, что отражается во внутрифирменном стандарте "Планирование аудита";
  • руководитель и старший аудитор проанализировали профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировали работу, которая может быть им поручена, и определили специфику и объем текущего контроля и проверок выполненных работ.

Следует отметить, что правила  внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок не могут выступать  в качестве самостоятельного критерия, поскольку они входят в состав требований, регламентируемых федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности.

 

 

 

  1. Аудиторские процедуры.

 

Для формирования мнения о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору необходимо собрать  достаточные надлежащие доказательства и на их основе сформулировать выводы.

Аудиторские доказательства представляют собой информацию, полученную аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора[8]. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Аудитор получает доказательства путем выполнения аудиторских процедур. Согласно Перечню терминов и определений, используемых в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, аудиторская процедура - это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

Аудиторские процедуры подразумевают  комплекс тестов средств внутреннего  контроля и процедуры проверки по существу. В некоторых ситуациях  доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств контроля проводятся в целях получения доказательств  в отношении надлежащей организации  и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля. Аудиторские доказательства, полученные в результате тестирования, также должны оцениваться по их достаточности  и надлежащему характеру для  подтверждения оценки уровня риска  средств контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся в целях получения  аудиторских доказательств при  проверке остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также групп  однотипных хозяйственных операций на соответствие предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Характер, временные рамки и объем  проверки по существу зависят от проверяемой  предпосылки.

Процедуры проверки по существу проводятся в следующих формах:

    • детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;
    • аналитические процедуры.

 

 

 

Схема 1. Процедуры получения аудиторских доказательств

Получение аудиторских доказательств




Процедуры проверки по существу


Цель: получение аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности

 

Тесты средств внутреннего контроля


Цель: получить доказательства в надлежащей организации и эффективности функционирования бухгалтерского учета и внутреннего контроля

 


 


Детальные тесты


 

Аналитические процедуры



Инспектирование



Пересчет


Подтверждение


Запрос


Наблюдение 



 

 

Инспектирование – это проверка записей, документов или материальных активов. Применение инспектирования в отношении записей и документов дает возможность получить аудиторские доказательства разной степени надежности в зависимости от источника их получения и состояния документооборота.

Инспектирование позволяет  получить точную информацию о наличии  имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о  состоянии и стоимости такого имущества. Инспектированию подлежит имущество аудируемого лица, а  так же его финансовые обязательства.

Наблюдение заключается в отслеживании аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. Например, отслеживание пересчета материальных запасов, осуществляемого сотрудниками аудируемого лица, оформления первичных бухгалтерских документов, отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственной операции и др.

Информация о работе Обязательный и инициативный аудит. Критерии обязательного аудита в Российской и зарубежной практике