Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:34, реферат
Появление Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года можно назвать долгожданным. С момента вступления в силу действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года до момента подписания рассматриваемого Закона прошло более 15 лет. Практика учета в России изменилась очень существенно. Значимо изменилось собственно российское законодательство, регулирующее экономическую деятельность. Вышло огромное количество новых нормативных правовых актов, определяющих методологию учета.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Определение бухгалтерского учета……………………………..…….………4
2. Понятия и объекты бухгалтерского учета……………………………………5
2.1. Основные понятия бухгалтерского учета……………………………….….5
2.2. Объекты бухучета……………………………………………………………6
3. Обязанность ведения бухгалтерского учета……………………………….…7
4. Организация ведения бухгалтерского учета…………………………………9
4.1. Сфера действия нового Закона……………………………………………...9
4.2. Основные требования…………………………………………………….….9
4.3. Разграничение полномочий…………………………………………...……11
5. Учетная политика, первичные документы и регистры бухгалтерского учета……………………………………………………………………………...12
5.1. Учетная политика организаций……………………………………………12
5.2. Первичные учетные документы…………………………………………...13
5.3. Регистры бухгалтерского учета…………………………………………....15
6. Бухгалтерская отчетность……………………………………………………17
6.1. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности………………….17
6.2. Инвентаризация активов и обязательств………………………………….18
6.3. Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации………………………………………………………………………19
6.4. Внутренний контроль в организации………………………….…………..20
7. Регулирование бухгалтерского учета…………………………………….….21
7.1. Принципы регулирования бухгалтерского учета………………………....21
7.2. Особенности регулирования и разработки бухгалтерских стандартов…………………………………………………………….………….22
8. Хранение документов бухгалтерского учета……………………………….24
9. Обобщение основных изменений в Законе о бухгалтерском учете….……24
Заключение…………………….………………………………………………...29
Список используемых источников……..………………………………………31
4.2. Основные требования
В отличие от действующего законодательства, в соответствии п.3 ст.7 нового Федерального закона о бухгалтерском учете, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Новый Федеральный закон четко обозначил ранее отсутствовавшие требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):
- ОАО (за исключением кредитных организаций);
- Страховых организаций;
- Негосударственных пенсионных фондов;
- Акционерных инвестиционных фондов;
- Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
- Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
- Органов управления государственных внебюджетных фондов;
- Органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.
Таких требований несколько.
В соответствии с п.4 ст.7 Закона о бухгалтерском учете 2011 года, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь стаж работы, связанной
с ведением бухгалтерского
3) не иметь неснятой
или непогашенной судимости за
преступления в сфере
Вышеуказанным требованиям
так же должны соответствовать физические
лица, с которыми организация заключает
договор об оказании услуг по ведению
бухгалтерского учета. Юридические
лица, оказывающие такие услуги,
должны иметь не менее одного работника,
отвечающего установленным
Главный бухгалтер кредитной
организации должен отвечать требованиям,
установленным Центральным
Следует обратить внимание, что для главных бухгалтеров или иных лиц, на которые возлагаются функции по ведению бухгалтерского учета, принятых в штат до 1 января 2013 года, соблюдение данных критериев не обязательно. Это отдельно прописано в п.2 ст.30 нового Федерального Закона.
4.3. Разграничение полномочий
Разграничение полномочий между руководителем организации и главным бухгалтером является очень важным моментом. Согласно новому Закону о бухгалтерском учете, главный бухгалтер более не обязан подписывать отчётность и денежные документы. Бухгалтерская отчётность считается составленной после подписания ее руководителем экземпляра на бумажном носителе (п. 8 ст. 13). При этом в данном Законе отсутствует требование о подписании главным бухгалтером денежных и расчётных документов, финансовых и кредитных обязательств. Между тем, в Законе № 129-ФЗ в ст. 7 было прямо прописано, что без подписи главного бухгалтера данные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Но требование о составлении кассовых документов именно главным бухгалтером содержится в Положении «О порядке ведения кассовых операций». Поэтому возможно, что в отношении кассовых и расчётных документов, всё останется по-старому.
В новом Законе о бухгалтерском учете предусмотрен четкий алгоритм действий на случай, если у руководителя и главного бухгалтера разные мнения относительно отражения в учете операций и объектов (п.8 ст.7).
В такой ситуации главный
бухгалтер (или иной человек, на которого
возложено ведение бухучета) не вправе
принять решение
В результате главный бухгалтер обязан подчиниться любому письменному распоряжению своего руководителя, так как ответственность за принятое решение и его последствия целиком и полностью ложится на руководителя.
5. Учетная политика, первичные документы и регистры бухгалтерского учета
5.1. Учетная политика организаций
Новым Законом о бухгалтерском учете введено само понятие учетной политики. Учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета (п.1 ст.8). При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухгалтерского учета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8).
Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухгалтерского учета тех объектов учета, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8).
Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.
5.2. Первичные учетные документы
Еще одно очень важное изменение – это отмена обязательного использования унифицированных форм первичной документации. В пункте 2 статьи 9 действующего Закона о бухгалтерском учете говорится, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В новом Законе подобное правило отсутствует.
Эта поправка, вероятно, отразится
не только на бухгалтерском, но и на
налоговом учете. На практике, сотрудники
ИФНС, как правило, отказываются признать
расходы, если первичные документы
заполнены на бланке свободной формы.
В качестве примера можно привести
появившуюся недавно
После вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете, ситуация, возможно, изменится. Теоретически, инспекторы уже не смогут аннулировать расходы по причине «неправильного» бланка первичного документа, ведь само требование об использовании унифицированных форм останется в прошлом.
Что касается перечня обязательных реквизитов первичных документов, то он сохранился (п.2 ст.9). В каждом документе по-прежнему должны быть указаны:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности
лица (лиц), совершившего (совершивших)
сделку, операцию и ответственного
(ответственных) за
7) подписи лиц, предусмотренных
пунктом 6 настоящей части, с
указанием их фамилий и
Формы первичных документов будут утверждаться не учетной политикой организации, а руководителем (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9). В соответствии с п.5 ст.9 нового Закона о бухгалтерском учете, первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Однако если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготовить на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (п.6 ст.9).
Принципиально важно, что в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц (п.7 ст.9).
Также допускается включение в документы бухучета копий изъятых документов, изготовленных в порядке, установленном законодательством.
5.3. Регистры бухгалтерского учета
Данные, содержащиеся
в первичных учетных
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.5 ст.10). Так же как и первичные документы, регистры бухучета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Исправления, вносимые в регистры бухучета, должны быть датированы и подписаны ответственными лицами с расшифровкой их инициалов.
Новым Законом о бухгалтерском учете предусмотрены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета. Ими являются:
- наименование регистра;
- наименование экономического субъекта, составившего регистр;
- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Стоит подчеркнуть, что самостоятельная разработка налоговых и бухгалтерских регистров может привести к спорам с партнерами и государственными органами, но есть и свои плюсы, например компания, может создать документ, необходимый ей для учета, не дожидаясь утверждения бумаги чиновниками. Но если каждая фирма будет по-разному заполнять счета и акты, то может возникнуть путаница, организации не смогут сопоставить объемы поставок или провести сверку расчетов. И конечно не стоит забывать про налоговые проверки: что делать, если инспектора не устроит формат таблиц, которые ему предоставит предприятие? Вдруг ревизор просто не захочет разбираться в учете компании и откажет в вычетах и расходах?
К сожалению, на сегодняшний день ни в законе, ни в Налоговом кодексе не описан порядок действий в случае возражений контролеров. Возможно, чиновники решили, что раз компания имеет право самостоятельно разрабатывать регистры, то у налоговых инспекторов не появится вопросов, но как показывает практика, налоговики могут придраться даже к документам, утвержденным законами, чего уж говорить о собственных формах.
Хотя риск постоянных споров с клиентами, поставщиками или государственными органами возможен, скорее всего, предприниматели найдут удобные решения всех возникающих вопросов. Тем более что им могут помочь саморегулируемые организации в сфере бухучета. Думается, что сообщество профессионалов найдет оптимальные формы для всех документов, и сможет согласовать их с инспекторами и чиновниками.
6. Бухгалтерская отчетность
6.1. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены ст. 13 Закона № 402 ФЗ. Главное ее предназначение – обеспечить достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.