Обзор закона о бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Появление Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 года можно назвать долгожданным. С момента вступления в силу действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 года до момента подписания рассматриваемого Закона прошло более 15 лет. Практика учета в России изменилась очень существенно. Значимо изменилось собственно российское законодательство, регулирующее экономическую деятельность. Вышло огромное количество новых нормативных правовых актов, определяющих методологию учета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Определение бухгалтерского учета……………………………..…….………4
2. Понятия и объекты бухгалтерского учета……………………………………5
2.1. Основные понятия бухгалтерского учета……………………………….….5
2.2. Объекты бухучета……………………………………………………………6
3. Обязанность ведения бухгалтерского учета……………………………….…7
4. Организация ведения бухгалтерского учета…………………………………9
4.1. Сфера действия нового Закона……………………………………………...9
4.2. Основные требования…………………………………………………….….9
4.3. Разграничение полномочий…………………………………………...……11
5. Учетная политика, первичные документы и регистры бухгалтерского учета……………………………………………………………………………...12
5.1. Учетная политика организаций……………………………………………12
5.2. Первичные учетные документы…………………………………………...13
5.3. Регистры бухгалтерского учета…………………………………………....15
6. Бухгалтерская отчетность……………………………………………………17
6.1. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности………………….17
6.2. Инвентаризация активов и обязательств………………………………….18
6.3. Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации………………………………………………………………………19
6.4. Внутренний контроль в организации………………………….…………..20
7. Регулирование бухгалтерского учета…………………………………….….21
7.1. Принципы регулирования бухгалтерского учета………………………....21
7.2. Особенности регулирования и разработки бухгалтерских стандартов…………………………………………………………….………….22
8. Хранение документов бухгалтерского учета……………………………….24
9. Обобщение основных изменений в Законе о бухгалтерском учете….……24
Заключение…………………….………………………………………………...29
Список используемых источников……..………………………………………31

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 72.84 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п. 2 указанной  статьи каждый экономический субъект  составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим  субъектом в случаях, установленных  законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений  организации, включая его филиалы  и представительства, независимо от их места нахождения.

Утверждение и опубликование  бухгалтерской (финансовой) отчетности производятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами. Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному  аудиту, осуществляется вместе с аудиторским  заключением.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Закона № 402 ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой отчетности) определен в ст. 14 Закона № 402 ФЗ, это бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В силу п. 2 ст. 14 Закона № 402 ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. 

В новом Федеральном законе о бухгалтерском учете прямо  не указано, будет ли иметь место  с 2013 года квартальная отчётность. Промежуточная  бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется экономическим субъектом  в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации, нормативными правовыми  актами органов государственного регулирования  бухгалтерского учёта (п. 4 ст. 13).

Промежуточная отчётность составляется за период менее года (п. 5 ст. 13), состав промежуточной отчётности устанавливается  федеральными стандартами (п. 3 ст. 14). Датой, на которую составляется отчётность, является последний календарный  день отчётного периода, за исключением  случаев реорганизации и ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 15).

Главный бухгалтер более  не обязан подписывать отчётность и  денежные документы. Бухгалтерская  отчётность считается составленной после подписания ее руководителем  экземпляра на бумажном носителе(п. 8 ст. 13).

 

6.2. Инвентаризация активов и обязательств

В новом Законе о бухгалтерском учете отсутствует прямое описание случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии со ст. 11 Закона № 402 ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При этом в п. 3 данной статьи установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Как указано в п. 20. Инструкции № 157н, инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Так же, в соответствии с п.38 ПБУ 4/99, статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

 

6.3. Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации

В главе Общие требования к бухгалтерскому учету нового Закона появились следующие статьи, касающиеся бухгалтерской отчетности, составляемой в особом порядке:

- Статья 16 - Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица;

- Статья 17 - Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации   юридического   лица;

В законе детально рассмотрен порядок и особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации компаний. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является «период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации». В свою очередь при реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, присоединяющегося к другой компании, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

Стоит подчеркнуть, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Отчетным годом для  ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором  в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. При  этом последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. Также последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

 

6.4. Внутренний контроль в организации

Четких норм осуществления внутреннего контроля в учреждении не было ни в одном правовом документе. После вступления в силу Закона № 402-ФЗ экономический субъект будет обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19).

Новый Закон подчеркивает методологическую свободу организаций в ведении управленческого учета для целей формирования внутренней бухгалтерской отчетности (п. 5 ст. 2).

 

 

 

 

7. Регулирование бухгалтерского учета

 

7.1. Принципы регулирования бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 20 нового Закона регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- единства системы требований к бухгалтерскому учету;

- упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

- применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

- недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ст. 21 Закона № 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

- федеральные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- рекомендации в области бухгалтерского учета;

- стандарты экономического субъекта.

Необходимо обратить внимание: согласно новому Федеральному Закону о бухгалтерском учете, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21).

Федеральные стандарты устанавливают единые для всех отраслей правила, такие как:

- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства;

- и пр.

Отраслевые стандарты адаптируют общие правила к особенностям отдельных сфер экономической деятельности (п.5 ст.21).

Рекомендации в области  бухгалтерского учета применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия осуществлению организацией ее деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно.

Стоит отметить, что в соответствии с п.15 ст.21 нового Закона о бухгалтерском учете, федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

 

7.2. Особенности регулирования и разработки бухгалтерских стандартов

Система регулирования бухгалтерского учета будет основываться на сочетании  деятельности органов государственной  власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, иных пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1, п.2 ст.22). Частники будут разрабатывать стандарты, госорганы, соответственно, утверждать.

Главной особенностью порядка разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета является публичность в обсуждении проектов стандартов, в том числе и обязательное их размещение не только в печатных изданиях, но и в сети Интернет.

Так, разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект  негосударственного регулирования  бухгалтерского учета. При этом в  период публичного обсуждения проекта  федерального стандарта разработчик  не может отказать в приеме от заинтересованных лиц (то бишь от бухгалтеров и предпринимателей) замечаний в письменной форме. Он обязан составить их перечень и доработать проект уже с учетом «мнения большинства». Срок публичного обсуждения проекта  федерального стандарта не может  быть менее трех месяцев после  дня опубликования указанного проекта  в печатном издании. Доработанный проект федерального стандарта разработчик  представляет в уполномоченный федеральный  орган, организующий экспертизу этого  проекта.

Таким образом, с принятием  нового Федерального закона о бухгалтерском учете, теоретически, любой профессионал, желающий повлиять на стандартизацию бухгалтерского учета в нашей стране, получит возможность проявить себя и внести свой вклад в разработку федеральных стандартов учета.

Следует отметить, что, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, разработкой стандарта займется уполномоченный федеральный орган (пп.2 п.1 ст.28).

Для проведения экспертизы проектов будет образован комитет  по стандартам бухгалтерского учета, состоящий  из десяти представителей органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета  и научной общественности (из них  не менее трех членов подлежат ротации  один раз в три года) и пяти представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Стоит упомянуть, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных настоящим законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до дня вступления в силу данного закона.

 

8. Хранение документов бухгалтерского учета

 

Как было установлено еще ст. 17 Закона № 129 ФЗ, организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, утверждаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года.

При этом п. 2 ст. 29 Закона № 402 ФЗ уточняется, что документы учетной  политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные  с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности  электронной подписи, следует хранить  не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и  их защиту от изменений (п. 3 ст. 29).

 

9. Обобщение основных изменений в Законе о бухгалтерском учете

 

Рассмотрев новый Федеральный  закон о бухгалтерском учете  следует отметить, что некоторые положения бухгалтерского учета не изменились и остались прежними, но при этом появились и отдельные статьи ведения бухгалтерского учета. Основные изменения представлены ниже.

Информация о работе Обзор закона о бухгалтерском учете