Оценка кредитоспособности клиентов банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 13:35, реферат

Описание работы

Изучение кредитоспособности осуществляется для оценки потенциального клиента до решения вопроса о возможности и условиях кредитования. Оценка кредитоспособности является одним из способов предупреждения или сведения к минимуму кредитного риска, связанного с кредитованием клиента банка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА……………………………………………………………………………..
Экономическая сущность кредитоспособности и ее значение в организации кредитного процесса………………………………………….
Способы оценки кредитоспособности физических лиц…………………………………………………………………………...
2 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА………………………………….…………………...................................
2.1 Оценка качества кредитного портфеля банка с позиции кредитного риска…………………………………………………..………………………......
2.2 Направления совершенствования оценки кредитоспособности клиентов банка ………………........
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников……………………………………..……

Файлы: 1 файл

индивидуальная работа.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ  КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА……………………………………………………………………………..

    1. Экономическая сущность кредитоспособности и ее значение в организации кредитного процесса………………………………………….
    2. Способы оценки кредитоспособности физических лиц…………………………………………………………………………...

2 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ  БАНКА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО  РИСКА………………………………….…………………...................................

2.1 Оценка качества кредитного портфеля банка с позиции кредитного риска…………………………………………………..………………………......

2.2 Направления совершенствования оценки кредитоспособности клиентов банка ………………........

Заключение……………………………………………………………………....

Список использованных источников……………………………………..……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Оценка кредитоспособности потенциальных клиентов является одной из наиболее сложных и ответственных задач в деятельности коммерческого банка. Эффективная организация процесса оценки кредитоспособности позволяет, во-первых, снизить уровень кредитных рисков банка, а во-вторых, создать необходимые условия для качественного обслуживания клиентов банка, предъявляющих спрос на кредитные продукты.

Процесс кредитования, особенно в странах с переходной экономикой, непрерывно связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение кредита в обусловленный договором срок. Предоставляя кредиты, банк должен всесторонне изучить и проанализировать те факторы, которые могут привести к непогашению кредитов. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности.

Изучение кредитоспособности осуществляется для оценки потенциального клиента до решения вопроса о возможности и условиях кредитования. Оценка кредитоспособности является одним из способов предупреждения или сведения к минимуму кредитного риска, связанного с кредитованием клиента банка.

Таким образом, оценка кредитоспособности представляет собой процесс отбора и анализа показателей, оказывающих влияние на величину кредитного риска, их анализ и систематизацию в виде присвоения кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг должен не только отражать текущее финансовое состояние организации, но и давать прогноз на перспективу. Увеличение срока кредитования, как правило, повышает уровень кредитного риска, выдвигая повышенные требования к более тщательной оценке кредитоспособности.

Современный отечественный опыт кредитования во многом еще не сложился вследствие небольшого срока развития системы коммерческих банков и поэтому не может быть в достаточной степени обобщен. Банковские кредитные работники опираются, в основном, на зарубежный опыт.

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ БАНКА

 

 

1.1 Экономическая сущность  кредитоспособности и ее значение  в организации кредитного процесса

 

Кредитоспособность клиента  в мировой банковской практике являлась и является одним из основных объектов оценки при определении  целесообразности  и форм кредитных отношений.  Способность к возврату долга связывается с деловой репутацией (моральными качествами  клиента),  его родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество,  возможностью заработать  средства  для  погашения кредита  и других обязательств в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности.

Несмотря на то, что оценка кредитоспособности клиентов осуществляется всеми современными банками и кредитно-финансовыми организациями, в специальной литературе отсутствует единый подход к определению экономической сущности данной категории

        Анализ кредитоспособности клиентов, банки проводят с целью определения их возможности рассчитаться по своим обязательствам в оговариваемый срок и уменьшения кредитного риска.

Под кредитным риском понимается риск возникновения убытков банка в результате неисполнения, несвоевременного или не полного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора.

При осуществлении кредитных операций к числу причин, способствующих увеличению кредитного риска, относятся:

1) Невозврат активов, подверженных кредитному риску, и процентов по нему;

2) Необеспечение (не полное обеспечение) активов, подверженных кредитному риску, и процентов по нему;

3) Некачественный анализ финансового  состояния кредитополучателя;

4) Отсутствие постоянного мониторинга  за выданными кредитами, подверженных кредитному риску;

5) Ошибки персонала.

Поэтому снижение кредитного риска возможно лишь в том случае, если в банке правильно и грамотно  организована кредитная политика, работники, занимающиеся выдачей кредитов, имеют высокие научные и практические знания в этой сфере.

Кредитная политика – это определение направлений деятельности банка в области кредитно-инвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков. Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск. Ответственность за осуществление кредитной политики лежит на Совете директоров банка, который делегирует функции по практическому предоставлению кредитов на более низкие уровни и формирует общие принципы и ограничения кредитной политики.

Так можно сказать, что кредитная политика определяет приоритетные направления деятельности банка, его стратегию и тактику в области осуществления кредитования физических и юридических лиц, межбанковского кредитования, повышения эффективности кредитного процесса с целью максимального снижения рисков, обеспечения прибыльности работы банка с учетом состояния экономики и потребностей рынка.

Поэтому при анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы:

1. Способен ли кредитополучатель  выполнить свои долговые обязательства по кредиту и процентам за пользование кредитными ресурсами;

2. Готов ли кредитополучатель  своевременно исполнить свои обязательства  качественно и в оговоренный в кредитном договоре  срок.

Стабильность банка во многом зависит от состава его клиентов. Говорят, что каковы клиенты банка, таков и сам банк. Надежность, финансовая устойчивость клиентов уменьшают банковские риски, содействуют получению банком более высокого дохода. Однако банк имеет дело не только с клиентами высокого класса: среди них встречаются  и такие клиенты, которые испытывают финансовые затруднения из-за неправильной организации производства, слабого изучения рынка, неверно выбранной стратегии.

При оценке кредитоспособности клиентов банка, перед ним ставиться главная задача – это умение правильно определить возможности клиента, распознать его сильные и слабые стороны.

При ее решении большое значение придается экономическому анализу кредитоспособности клиента – выявлению предпосылок для получения кредита, определению способности возвратить его.  

Оценка качества потенциального кредитополучателя  по существу представляет собой процесс анализа кредита, который будет ему предоставлен в случае положительного заключения, и определение степени риска, который примет на себя банк в случае его кредитования.

Процесс оценки качества кредитополучателя  содержит четыре основных этапа (рисунок 1.1).

 

 

 

 

 

 

 


 



 



 



 



 

 

Рисунок 1.1 - Этапы оценки качества кредитополучателя

 

На первом этапе определяют цели финансирования. На нем  необходимо четкое понимание сущности заявки клиента, установление обоснованности и целесообразности запрашиваемого кредита, а также соответствие его целей текущей кредитной политике банка;

На втором этапе производится определение источников погашения кредита. Проводимый на этом этапе анализ позволяет выделить первичные и вторичные источники погашения кредита. Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются. Таким образом, анализ первичных источников погашения кредита различен для различных его видов, которое особенно проявляется для долгосрочных и краткосрочных кредитов.

К вторичным источникам погашения кредита относится обеспечение, которое является лишь дополнительной защитой по уже приемлемому кредиту, так как использование залога не снимает риска невыполнения обязательств.

На третьем этапе производится качественная оценка риска, связанного с данным клиента. В качестве основных факторов, которые служат оценками риска на данном этапе, являются следующие: движение наличных средств и кредитоспособность, характеристика, капитал, условия, залог, обстоятельства (возможность возникновения форс–мажорных обстоятельств). Эти факторы являются критериями качественной оценки риска;

На четвертом этапе осуществляется количественная оценка кредитных рисков или анализ финансовой отчетности клиента. Использование финансовых показателей для принятия управленческих решений о выдаче кредита основывается на признаке того, что, с одной стороны, использование исключительно качественной информации не является достаточным условием объективного процесса принятия решения, а, с другой стороны, числа сами по себе представляют небольшую ценность. Это привело к разработке  чрезвычайно практичного вида количественного анализа, применение которого быстро распространилось во всей финансовой индустрии

Анализ кредитоспособности начинается тогда, когда полученная вся необходимая информация, поступает к соответствующему экономисту кредитного отдела,  который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим кредитополучателем - владельцем или представителем руководства фирмы. После беседы с клиентом кредитный работник приступает непосредственно к самому анализу, используя различные методики и способы.

 

 

1.2 Способы оценки кредитоспособности физических лиц

Анализ кредитоспособности клиента основывается на соотношении испрашиваемого кредита и его личного дохода, общей оценке финансового положения и имущества, составе семьи, личностных характеристик, изучение кредитной истории клиента. Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение кредита в установленный период. Поэтому до предоставления кредита банк должен  тщательно проанализировать платежеспособность, т. е. изучить факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключается в определении способности кредитополучателя своевременно и в полном объеме погасить задолженность по кредиту, степени риска, который банк готов взять на себя, размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.

Роль потребительского кредита увеличивается в том случае, если в обществе присутствует существенная дифференциация  доходов и является малоэффективным при усреднении доходов со стороны государства.

Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективный анализ финансовой устойчивости кредитополучателя  и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль. Кредитный инспектор должен быть уверен в том, что его кредитополучатель чувствует моральную ответственность за полное и своевременное погашение кредита. Он должен помочь клиенту правильно спланировать и определить ежемесячные доходы и расходы с тем, чтобы организовать стабильное и своевременное поступление платежей.

Для определения платежеспособности кредитополучателя  необходимо изучить его месячные доходы и расходы. Доходы, как правило, классифицируются по следующим направлениям:

1. заработная плата, премии, надбавки к зарплате, единовременные вознаграждения и т.д.;

2. доходы по договорам гражданско-правового  характера (договоры подряда, авторские  вознаграждения);

3. доходы от предпринимательской  деятельности;

4. другие доходы.

Для изучения доходов и удержаний  клиент и поручитель предоставляют справку с места работы для получения кредита. Инспектора, занимающиеся, кредитованием физических лиц придают значение, как размеру, так и стабильности дохода клиента. Они предпочитают получить от кредитополучателя  информацию о чистой заработной плате, т.е. заработная плата после всех выплат и удержаний. К основным статьям расходов кредитополучателя  относятся выплаты подоходного и других налогов, алименты, ежемесячные платежи по ранее полученным кредитам и товарам, приобретенным в рассрочку, платежи по различным видам страхования, коммунальные платежи и т.д.

При обращении физического лица в учреждение банка за получением кредита, работник службы кредитования населения учреждения банка информирует об условиях предоставления, порядке выдачи и погашения кредитов, знакомит с перечнем необходимых для его получения документов и порядком их оформления, условием предоставления кредитополучателем отчета о целевом использовании кредита (при необходимости), применении тарифов за услуги, оказываемые банком, и других вопросах.

Если кредитополучатель и (или) поручители получают заработную плату или пенсию в учреждении банка для определения платежеспособности кредитополучателем и (или) поручителями предоставляются выписки со счетов за три последних месяца, заверенные подписью начальника операционного отдела (заведующего отделением, руководителя службы банковских пластиковых карточек и печатью операционного отдела (отделения, службы) учреждения банка. При этом справка о среднемесячном доходе не предоставляется. В случае необходимости работник службы кредитования населения уточняет по телефону сведения о доходах и расходах в организации по месту работы (получения доходов) кредитополучателя.

Информация о работе Оценка кредитоспособности клиентов банка