Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение структуры МПЗ, документального оформления отпуска МПЗ на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода МПЗ и контроля их использования. Основными задачами бухгалтерского учета МПЗ являются:
- контроль сохранности МПЗ в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
- правильное и своевременное документирование всех операций по МПЗ;
- выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением,
Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Методологические аспекты бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов………………………………………4
Понятие и сущность материально-производственных запасов, их классификация и методы оценки………………………………...…………..…4
Цели и задачи бухгалтерского учета материально-производственных запасов……………………………………...…………………………………....13
Глава 2. Действующая практика учета движения материально-производственных запасов…………………..…………………………………15
2.1. Первичный учет движения материально-производственных запасов….15
2.2. Аналитический учет материалов………………….………………………25
2.3. Синтетический учет материалов…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………….……....32
Список используемой литературы………………………………….......………....33
Формы первичной учетной документации по учету материалов утверждены постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 30 октября 1997 г. № 71а.
В таблице 2 приведена краткая характеристи
Таблица 2
Первичная документация по учету движения МПЗ
№ п/п |
Наименование формы |
Номер формы |
Назначение документа | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
Доверенность |
М-2 М-2а |
Применяется для оформления права выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Выданные доверенности регистрируются в пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Форма № М-2а применяется организациями, получение материальных ценностей в которых по доверенности носит массовый характер. | |
2 |
Приходный ордер |
М-4 |
Используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. | |
3 |
Акт о приемке материалов |
М-7 |
предназначен для оформления поступивших материальных ценностей в тех случаях, когда имеются расхождения по количеству, качеству, ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке материалов, поступивших без документов поставщика (неотфактурованных поставок). | |
4 |
Лимитно-заборная карта |
М-8 |
Используется для оформления отпуска со склада в производственные подразделения организации в пределах установленного лимита материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг. | |
5 |
Требование-накладная |
М-11 |
Применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. | |
6 |
Накладная на отпуск материалов на сторону |
М-15 |
Предназначена для учета отпуска материальных ценностей структурным подразделениям организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям. | |
7 |
Карточка учета материалов |
М-17 |
Заполняется на каждый номенклатурный номер материала, служит для количественного учета движения материалов на складе по сортам, видам и размерам. | |
88 |
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. |
М-35 |
Применяется для оформления поступления пригодных к использованию в организации материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств. |
Для оформления операций по поступлению
материалов на склады организации используются
сопроводительные документы поставщиков
и приходные документы предприя
Поставка материалов осуществляется по договорам поставки, которыми определяются права и обязанности сторон (поставщика и покупателя), а также без составления таковых. В договоре указывают: номенклатуру поставляемых материалов, их количество и качество, сроки поставки, цену, порядок расчетов, санкции за нарушение условий договора. [28, с. 13-14]
На поступившие от поставщиков материалы согласно заключенным с ними договорам, а также без заключения таковых, предприятие обязательно должно получать расчетные и другие сопроводительные документы, например:
- счета;
- счета-фактуры;
- накладные;
- сертификаты соответствия, если они необходимы;
- прочие (акт выполненных работ, акт сдачи – приемки и др.).
Документы должны быть заполнены в соответствии с действующими правилами, иметь четкие подписи и печати.
При отпуске товаров покупателю поставщик выписывает счет-фактура, товарную накладную.
С 1 января 1997 года вступило в силу
постановление Правительства РФ
от 29 июля 1996 года № 914, которое утверждает
порядок составления счетов-
Счета-фактуры являются обязательными документами для всех плательщиков налога на добавленную стоимость. На их основании производятся расчеты налога на добавленную стоимость, и осуществляется контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет. При наличии счетов-фактур производится и возмещение НДС из бюджета.
Счет-фактура является дополнительным
учетно-контрольным документом первичного
бухгалтерского учета, но при этом сохраняются
все действующие формы
Счета-фактуры должны составляться в двух экземплярах, первый из которых не позднее десяти дней с даты отгрузки товаров или предоплаты предоставляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм НДС в порядке, установленном федеральным законом. Второй экземпляр (копия) счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров.
В счете-фактуре должны быть указаны:
- порядковый номер счета-
- наименование и
- наименование товара;
- стоимость товара;
- сумма НДС;
- дата представления счета-
Счет-фактура должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров, и скреплена печатью организации. При получении товаров счет-фактура подписывается покупателем или его уполномоченным представителем [19, с. 12-13].
Документы от поставщика поступают в отдел материально-технического снабжения (ОМТС). Отдел снабжения должен выполнять:
1) контроль за выполнением
2) предъявление претензий
3) розыск грузов и другие.
Проверенные расчетные документы
передаются на подпись директору, а
затем в бухгалтерию для
Инженер отдела материально-технического
снабжения при приемке материал
Полученные у поставщика ТМЦ вместе с сопроводительными документами (накладные, счета-фактуры) работники отдела снабжения предъявляют кладовщику в день их поступления для оприходования на склад. Все полученные материалы и комплектующие должны сопровождаться сертификатами соответствия. Оригиналы сертификатов хранятся в отделе снабжения.
Отдел снабжения формирует отдельные
комплекты с копиями
Кладовщик принимает ТМЦ, проверяет соответствие фактического количества данным документов поставщика путем пересчета, обмера, взвешивания, проверяет состояние упаковки, пломб, производит осмотр ТМЦ с целью выявления качественных дефектов. В случае, когда не обнаружено никаких расхождений с сопроводительными документами, кладовщик выписывает приходную накладную (Приложение 1) в двух экземплярах, который подписывает работник отдела снабжения, сдавший их, и кладовщик, их принявший.
В случае, когда количество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку материалов оформляют актом о приемке материалов формы М-7. Акт в двух экземплярах составляет приёмочная комиссия с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт утверждает руководитель предприятия. После приема ценностей акты с приложением документов передают: один - в бухгалтерию предприятия для принятия на учет материальных ценностей, другой - служит основанием для предъявления претензии поставщику [18, с. 9].
Ежедневно кладовщик сдает в бухгалтерию по специальному реестру приходные ордера с первичными документами, на основании которых они составлены. Бухгалтер проверяет правильность оформления приходных накладных, соответствие указанных в них сведениях первичному документу и заносит информацию по приходу ТМЦ в компьютер.
Порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей регулируется Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение ТМЦ и отпуска их по доверенности (утверждена Минфином СССР 14.01.67 г. № 17) [8]. Доверенность подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером, заверяется печатью и выдается инженеру ОМТС, экспедитору под его расписку в журнале учета выданных доверенностей формы М-3. До начала записей в журнал необходимо все его страницы пронумеровать, прошнуровать и опечатать печатью предприятия. По журналу регистрации доверенностей бухгалтерия предприятия присваивает доверенности порядковый номер (нумерация идет с начала года). Контроль за соблюдением правил оформления, выдачи и регистрации доверенностей, а также за их использование возложен на главного бухгалтера предприятия.
При отсутствии расхождений между
фактическим количеством и
Поступление материалов от подотчетных лиц, приобретающих материалы за наличные деньги, оформляется приходным ордером кладовщика. В этом случае приходный ордер выписывается в двух экземплярах.
При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материалов, к нему должны прилагаться следующие оправдательные документы:
- товарные чеки магазинов,
- квитанция приходного
- акт (справку) при покупке
у физического лица, в которых
будет отражена информация о:
содержание хозяйственной
Передача материалов со склада, например,
между цехами или между складами
оформляется требованием-
Передача материалов собственного производства одним цехом другому производится на основании заказа или акта.
В зависимости от направления отпуска материалов в учете отражаются следующие виды хозяйственных операций:
1) отпуск материалов в цеха основного и вспомогательного производства на изготовление продукции, выполнение работ, услуг;
2) отпуск материалов на нужды
организации, управления и
3) внутреннее перемещение
4) реализация излишних и
Порядок документального оформления операций отпуска материалов со складов предприятия зависит от того, для каких целей они отпускаются: систематически на производственные потребности или эпизодически в цеха и отделы на административные и общехозяйственные нужды.
Для оформления систематического отпуска основных видов сырья и материалов со склада на производственные нужды используется лимитно-заборная карта формы М-8. Она выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер), как правило, сроком на один месяц. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель структурного подразделения. В лимитно-заборной карте указываются наименование предприятия, номер карты, месяц и год, склад, цех-получатель, корреспондирующий счёт, вид материала.
Лимитные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета в течение месяца.
Отпуск материалов на нужды организации, управления и обслуживания производства также осуществляется по требованию-накладной формы М-11. Требования должны регистрироваться в книге регистрации требований, которая ведется в бухгалтерии.
Перемещение материалов из одного подразделения
в другое также оформляется требованием-
Информация о работе Оценка материально-производственных запасов. Аспекты бухгалтерской отчетности