Оплата труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:03, дипломная работа

Описание работы

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Файлы: 1 файл

диплом.1 глава.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

1.1 Сущность, значение и  задачи бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в бюджетной сфере.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Учет труда и заработной платы  по праву занимает одно из центральных  мест во всей системе учета на предприятии. Заработная плата является важнейшим личным доходам трудящегося населения.

Хорошо поставленный бухгалтерский  учет позволяет не только выявить  скрытые резервы, обнаруживать нарушение  режима экономии плановой и финансовой бюджетной дисциплины, но и  предупреждать  и вовремя устранять возможные  потери и необоснованные затраты.

Определим сущность заработной платы. Большую часть доходов  потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских  товаров и уровень их цен.

Заработная плата как  цена рабочей силы в рыночной экономике  должна выполнять три основные функции:

  1. обеспечить работнику объем потребления материальных благ и услуг, достаточный для расширенного воспроизводства рабочей силы (воспроизводственная функция);
  2. давать работодателю определенный экономический результат от применения наемного труда, позволяющий ему развивать производство и получать прибыль (стимулирующая функция);
  3. быть регулятором спроса на продукцию и услуги конечного потребления, а также рабочую силу на рынке  труда (регулирующая функция).

 

Основными задачами учета  труда и заработной платы являются:

-соблюдение установленного  лимита численности работников (установленных  штатов);

-контроль за рациональным использованием рабочего времени, за устранением потерь рабочего времени;

-своевременное осуществление  расчетов с рабочими и служащими;

-точное и своевременное  осуществление расчетов с бюджетом  по подоходному налогу с граждан;

-точное и своевременное  осуществление расчетов с фондом  социальной защиты населения,  с бюджетом по начислениям  на заработную плату в соответствии  с действующим законодательством;

-правильное распределение  заработной платы и начислений  на заработную плату по объектам  учета затрат (расходов);

-своевременное составление  и предоставление отчетности  по труду и заработной плате.

Решение этих задач достигается  в процессе интеграции трех видов  учета, так как показатели численности  работников и затрат рабочего времени  являются объектами оперативного и  статистического учета. Но благодаря  тесной связи с учетом заработной платы эти показатели подвергаются обработке и обобщению вместе с чисто бухгалтерскими данными.

  Работнику важно не только то, какую заработную плату в денежном выражении он получит, но какое количество товаров и услуг он сможет на неё приобрести.

Различают номинальную и  реальную заработную плату. Номинальная -это заработная плата в денежном выражении, а реальная -это то количество товаров и услуг , которое может приобрести работник за свою номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений.

Заработная плата отражает один из обязательных признаков трудовых отношений - их возмездность.

В соответствии с Инструкцией о  составе фонда заработной платы  и выплат социального характера №89 от 10.07.95 г. все начисленные предприятиями выплаты работникам сгруппированы в три группы:

  1. фонд заработной платы (ФЗП);
  2. выплаты социального характера;
  3. расходы не относящихся к ФЗП и выплатам социального характера.

Общую сумму средств в денежной и натуральной формах, распределяемых между работниками организации в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда, принято называть фондом оплаты труда.

Фонд заработной платы включает:

    • оплату за отработанное время, в том числе оплату труда лиц, принятых на работу по совместительству, а также оплату труда работников пенсионного состава;
    • оплата за неотработанное время – оплату ежегодных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, простоев не по вине рабочих;
    • ежевременные поощрительные выплаты, различные премии, доплаты, надбавки;
    • стоимость продукции выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты. 

Для работодателя расходы  на оплату труда представлены в форме  заработной платы, которая является составной частью расходов на персонал. Работодатель в процессе финансово-хозяйственной  деятельности несет ряд издержек, которые не относятся ни к оплате труда, ни к выплатам социального  характера, но связаны с занятым  на предприятии персоналом. Эти расходы  диктуются законодательством, практикой  деятельности предприятий и вынужденно или добровольно осуществляются работодателем. Такими расходами являются: Единый социальный налог, расходы по поиску и подбору персонала, страхование  работников и другие материальные выгоды, получаемые работником за счет работодателя.

Следовательно, расходы работодателя на персонал структурно неоднородны, по-разному  связаны с производственной и  финансовой деятельностью организации. Определяются эти средства, исходя из количества персонала, работающего по найму, условий их оплаты в соответствии с законодательством, коллективными и трудовыми договорами и результатами труда работающих по найму работников.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33 устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учете  информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и  страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Затраты на оплату труда  относятся к расходам по обычным  видам деятельности и устанавливаются  организацией самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Современное нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в бюджетных организациях.

 

При организации учета  труда и его оплаты субъекты экономической  деятельности опираются на законодательные  и нормативные документы. Главным  законодательным документом, имеющим  в своем составе статьи посвященные  труду, является Конституция Российской Федерации. Наряду с Конституцией РФ, основой законодательного регулирования  организации учета труда и  его оплаты являются следующие законодательные  и нормативные документы, часть  из которых претерпела существенные изменения и дополнения в последние  годы:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК России) — кодекс федеральных  законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский  кодекс имеет приоритет перед  другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

2.Трудовой кодекс РФ;

Трудовой кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой кодекс РФ, в  частности, устанавливает права  и обязанности работника и  работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников и др.).

 

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая, гл. 23,24,25);

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный  акт, устанавливающий систему налогов  и сборов в Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть  первая (общая часть), которой установлены  общие принципы налогообложения, и  часть вторая (специальная или  особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных  в стране налогов (сборов).

Вторая часть Кодекса  подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в  силу с 1 января 2001 года. Вторая часть  Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов  и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная  глава второй части Кодекса. Также  отдельной главой установлен порядок  исчисления и уплаты государственной  пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов также установлен отдельной  главой второй части Кодекса.

        4. Семейный  кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 28 декабря 2004 г.);

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Семейный кодекс состоит из восьми разделов, двадцати двух глав и 170 статей.

5. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»;

Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы  и представительства иностранных  организаций, если иное не предусмотрено  международными договорами РФ.

Бухгалтерский учет определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Его объектами  выступают имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности. Закреплены основные задачи бухгалтерского учета. Определяются права и обязанности  руководителя организации и ее главного бухгалтера в этой области.

Отдельная глава закона посвящена  требованиям к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской документации и регистрации. Закреплен состав бухгалтерской отчетности. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря  включительно. Первым отчетным годом  для вновь созданных организаций  считается период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных  после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Закрепляется обязанность  организаций хранить первичные  учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых  в соответствии с правилами организации  государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Содержатся положения  об ответственности за нарушение  законодательства РФ о бухгалтерском  учете.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

6.Закон от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах  и соглашениях" (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.);

  Настоящий Закон устанавливает  правовые основы разработки, заключения  и выполнения коллективных договоров  и соглашений в целях содействия  договорному регулированию трудовых  отношений и согласованию социально-экономических  интересов работников и работодателей. 

    Действие Закона  распространяется на предприятия,  учреждения и организации, независимо  от формы собственности, ведомственной  принадлежности и численности  работников.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические  и профессиональные отношения между  работодателем и работниками  на предприятии, в учреждении, организации  ( в дальнейшем - предприятие).

Информация о работе Оплата труда на предприятии