Организация бухгалтерского дела на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Данная работа имеет своей целью изучить организацию бухгалтерского дела на малых предприятиях.
Задачи курсовой работы:
- ознакомиться с сущностью и содержанием бухгалтерского дела;
- изучить понятие и правовой статус малых предприятий;
- овладеть основами осуществления бухгалтерского дела в малых предприятиях;
- научиться применять полученные навыки на практике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела…………………………..
1.1. Сущность и концептуальные основы бухгалтерского дела…………..
1.2. Формирование учетных профессий……………………………………
1.3. Правовой и экономический статус бухгалтерского дела……………..
2. Понятие и правовой статус малых предприятий……………………….
2.1. Сущность малого предпринимательства……………………………..
2.2. Субъекты малого предпринимательства………………………………
3. Особенности осуществления бухгалтерского дела в малых предприятиях
4. Расчетное задание…………………………………………………………….
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик по бухгалтерсеому делу не мой.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Основой регулирования  бухгалтерского учета в России является Закон  «О бухгалтерском учете». В нем определены единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций, являющихся юридическими лицами, дано его определение, регламентированы требования к бухгалтерской документации и регистрации, содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности[1,39].

Следующими по уровню юридической значимости являются нормативные акты и документы Министерства финансов РФ, Центрального банка России и других ведомств, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах их компетенции. Эти документы включают планы счетов бухгалтерского учета, положения по ведению учета и составлению специальных форм отчетности, методические указания, инструкции и т.п.[1,40].

Для выполнения контролирующих функций законности и обеспечения  возможности предотвращения ее нарушения бухгалтерия наделена особыми полномочиями, которых нет у других отделов и служб администрации. Действующим законодательством установлено, что без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы не имеют юридической силы.

Существует моральная, дисциплинарная, материальная и уголовная  ответственность работников бухгалтерии. Моральная ответственность юридически не определена. Характер и формы  проявления дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности бухгалтеров определяются в соответствии с действующим законодательством[1,45].

Экономический статус бухгалтерского дела определяется тем, что бухгалтерия  является одним из управляющих подразделений  предприятия, играющих ведущую роль в экономике[1,48].

Общепринято считать, что  конечной целью управления является обеспечение максимальной для данного  периода времени прибыли при одновременной финансовой стабильности предприятия в последующие периоды. Эта цель является ведущим экономическим ориентиром функционирования бухгалтерского учета.

Учет своими средствами, методами и информацией должен содействовать  формированию оптимальной стратегии  предприятия и обеспечивать контроль за ее реализацией. Непосредственно  в части учета высший уровень  управления ответственен за разработку учетной и налоговой политики. На низовом уровне управления, ответственном за выполнение производственных заданий, основной задачей учета является обеспечение информации для контроля за их выполнением со стороны мастеров, прорабов, бригадиров, выявление потерь рабочего времени, нештатных ситуаций и т.п.[1,49].

Федеральный закон «Об  акционерных обществах» обязывает  открытые общества ежегодно публиковать  в средствах массовой информации годовой отчет, бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков, проспект эмиссии акций общества, списки его аффилированных лиц и иные сведения, определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ[1,50].

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и  правовой статус малых предприятий

2.1. Сущность малого предпринимательства

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником[2,7].

2.2. Субъекты  малого предпринимательства

Малое предпринимательство (бизнес) - важный и необходимый элемент  рыночной экономики. В промышленно  развитых странах Европы малый и  средний бизнес играют ключевую роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. И не только. «Азиатское экономическое чудо» также во многом обязано малому предпринимательству. Почти все страны Юго-Восточной Азии (за исключением Северной Кореи) осуществляют беспрецедентную по своим масштабам поддержку малого бизнеса. По показателям динамики развития предпринимательства и темпам экономического роста они втрое превосходят европейские страны.

В РФ соответствующие  показатели развития малого предпринимательства  значительно ниже. Так, в общем  объеме общественного производства России вклад малого предпринимательства, по данным на 2000г., составил от 0,5 до 1,0%. Не наблюдается заметного улучшения соответствующих показателей и в последние годы[3,156].

Причины здесь разные. Практика показывает, что основными  препятствиями на пути развития малого бизнеса в России являются прежде всего административные и экономические барьеры: коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты и т.п. И не только[3,156].

Несовершенство действующего законодательства также сдерживает развитие малого предпринимательства в России. Не случайно основным элементом современной государственной политики, проводимой в отношении российского малого предпринимательства, является нормативно-правовое обеспечение внешней среды малого бизнеса. Это положение нашло отражение в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, одобренной 19 декабря 2001г. на заседании Государственного совета РФ[3,157].

Возможно,  по этой причине  ряд ученых пришли к выводу о том, что «ставка на малые предприятия…ошибочна, если речь идет о национальной экономической безопасности». Выходит, что опыт развития малого бизнеса на Западе для России не показателен. Россия - особая страна!

Малое предпринимательство (бизнес) – вид предпринимательской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве (п.1 ст.2 ГК). Однако малое предпринимательство как экономическая категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков). С количественной точки зрения- размеры малых предприятий, которые зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий. Соответственно именно здесь малые их размеры оказываются предпочтительнее. Таким образом, малое предпринимательство предопределяется объективными факторами и в первую очередь спецификой отрасли производства[3,157].

Наряду с количественными  показателями малого предпринимательства  в литературе называют качественные показатели. К ним относятся: высокая степень неопределенности в деятельности малых предприятий, высокая способность к внедрению инноваций, постоянное развитие и др.[3,157].

Малые предприятия есть субъекты предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995г. №88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в РФ» (в ред. от 2 февраля 2006г. №19-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. При этом надо отметить, что:

а) понятие «малое предприятие» нельзя рассматривать в качестве организационно-правовой формы коммерческой организации. Статья 50 ГК устанавливает исчерпывающий перечень таких форм;

б) термин «малое предприятие» носит  условный характер, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.132) предприятие является объектом прав;

в) исходя из смысла ст.3 Закона о малом  предпринимательстве субъектами малого предпринимательства не могут быть некоммерческие организации, также  имеющие право осуществлять предпринимательскую  деятельность, в том числе потребительские  кооперативы[3,158].

Строго говоря, нельзя признать в  качестве субъектов малого предпринимательства  и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являются коллективными  образованиями без статуса юридического лица.

Закон о малом предпринимательстве  называет основной критерий для отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Это-количественные показатели в деятельности малых предприятий: средняя численность работников за отчетный период в зависимости от сферы предпринимательской деятельности. Указанная средняя численность работников не должна превышать следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве  и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве, научно-технической  сфере - 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность  работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в  том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Действующее законодательство о малом предпринимательстве отказалось от использования другого количественного показателя-объема хозяйственной деятельности, коммерческого оборота. Однако в литературе было высказано мнение о необходимости вернуться к использованию этого показателя в оценке малого предприятия. Более того, предлагается (с учетом отечественного и зарубежного опыта) считать предприятие малым с численностью работников 20 человек и с годовым оборотом 300тыс. МРОТ[3,158].

По мнению В.А. Семеусова, в Законе «О предприятиях в СССР» были названы более целесообразные критерии определения статуса малого предприятия: численность работников и объем хозяйственного оборота. Одним словом, вопрос о критериях (показателях) оценки малого предпринимательства до сих пор остается открытым[3,159].

Применительно к коммерческим организациям Закон о малом предпринимательстве (ст.3) применяет второй критерий для  отнесения их (коммерческих организаций) к малым предприятиям: относительная экономическая независимость от других лиц-Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. В силу ст.3 Закона субъекты малого предпринимательства – коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия публичных образований и общественных формирований не превышает 25%, а также доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%[3,159].

Как видно, с формальной точки зрения нельзя считать малыми предприятиями такие формы коммерческих организаций, как хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия. Хозяйственные товарищества имеют складочные капиталы, производственные кооперативы – паевые фонды. Что касается унитарных предприятий, то они находятся в полной (100%) зависимости от публичных образований. Поэтому вполне обоснован вывод о том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут быть малыми предприятиями. Однако такого рода законодательные ограничения вызывают справедливую критику со стороны ученых и практиков[3,159].

Законодательство о  малом предпринимательстве представляет собой совокупность (комплекс) нормативных  правовых актов различной юридической  силы и отраслевой принадлежности. Несмотря на то что в Гражданском кодексе РФ, малые предприятия не названы, тем не менее акты гражданского законодательства, включая и Кодекс, образуют основу частноправового регулирования малого предпринимательства. Второй блок составляют нормативные правовые акты публичного права (административного, бюджетного, налогового и др.). Особое место в российском законодательстве о малом бизнесе занимают акты законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства. По своему содержанию это законодательство носит в целом публично – правовой характер[3,160].

Законодательство о  государственной поддержке малого предпринимательства состоит не только из актов федерального уровня. В силу п.1 ст.1 Закона о малом предпринимательстве  государственная поддержка малого предпринимательства в РФ осуществляется также в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Например, 28 июня 1995г. были приняты: Закон города Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве»; 25 ноября 1996г. – Закон Санкт – Петербурга «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт – Петербурге»; 14 апреля 1997г. – Закон Свердловской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Свердловской области»[3,160].

Таким образом, законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства – составная часть законодательства о малом предпринимательстве. В связи с этим можно говорить об относительно самостоятельном институте законодательства о малом предпринимательстве, сочетающем нормы публичного и частного права[3,160].

В литературе были высказаны  предложения о совершенствовании  законодательства о малом предпринимательстве. В частности, предлагается внести изменения  и дополнения в Гражданский кодекс РФ, указав в нем на правовой статус малых предприятий[3,160].

Информация о работе Организация бухгалтерского дела на малых предприятиях