Организация бухгалтерского дела на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Данная работа имеет своей целью изучить организацию бухгалтерского дела на малых предприятиях.
Задачи курсовой работы:
- ознакомиться с сущностью и содержанием бухгалтерского дела;
- изучить понятие и правовой статус малых предприятий;
- овладеть основами осуществления бухгалтерского дела в малых предприятиях;
- научиться применять полученные навыки на практике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела…………………………..
1.1. Сущность и концептуальные основы бухгалтерского дела…………..
1.2. Формирование учетных профессий……………………………………
1.3. Правовой и экономический статус бухгалтерского дела……………..
2. Понятие и правовой статус малых предприятий……………………….
2.1. Сущность малого предпринимательства……………………………..
2.2. Субъекты малого предпринимательства………………………………
3. Особенности осуществления бухгалтерского дела в малых предприятиях
4. Расчетное задание…………………………………………………………….
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик по бухгалтерсеому делу не мой.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Малые предприятия –  это не продукт цивилистической  мысли, поэтому им нет и не может  быть места в лоне Гражданского кодекса.

Другой вопрос - о согласовании норм, регулирующих отношения в сфере  малого предпринимательства. Так, в силу ст.4 Закона о малом предпринимательстве субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Однако поскольку такой образец заявления не был утвержден, а соответствующий орган не был уполномочен, малые предприятия регистрировались в общеустановленном порядке[3,161].

Закон о регистрации  юридических лиц не предусматривает  каких – либо особенностей в порядке регистрации малых предприятий.

Имеется некоторая несогласованность  между нормами Закона о малом  предпринимательстве и нормами  Налогового кодекса РФ. Так, глава 26.2 НК, устанавливая упрощенную систему  налогообложения, содержит иные критерии определения малого предпринимательства. Согласно п.2 ст.346.12 НК организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11млн. руб. (без учета НДС). Кроме того, НК РФ вводит дополнительные ограничения для перехода на упрощенную систему налогообложения. В частности, не вправе применять такую систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек. Другое ограничение: Кодекс не относит к субъектам применения упрощенной системы налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100млн. руб. Для целей налогообложения не являются малыми предприятиями: организации, имеющие филиалы и (или) представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды и другие хозяйствующие субъекты[3,161].

Порядок создания и ликвидации малых предприятий. Как отмечалось выше, малые предприятия могут быть образованы в различных формах коммерческой организации. Поэтому общий порядок создания юридических лиц применяется к малым предприятиям с учетом особенностей создания отдельных видов коммерческих организаций[3,162].

Малые предприятия приобретают  свой статус с момента государственной  регистрации юридического лица или  индивидуального предпринимателя. Законодательство не предусматривает какой – либо специальной регистрации; нет и отдельного реестра малых предприятий[3,162].

Общие правила гражданского законодательства применяются также  к процедуре ликвидации малых  предприятий. Применительно к индивидуальным предпринимателям, крестьянскому (фермерскому) хозяйству Федеральным законом от 22 октября 2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 18 июля 2006г. №116-ФЗ) предусмотрены особенности их банкротства.

Формы государственной поддержки малого предпринимательства. Закон №88-ФЗ (ст.6) называет следующие формы (направления) государственной поддержки малого предпринимательства:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  бизнеса;

- создание льготных  условий использования малыми предприятиями государственных финансовых, материально – технических и информационных ресурсов, а также научно – технических разработок и технологий;

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности малых предприятий,  включая содействие развитию  их торговых, научно – технических,  производственных, информационных связей с зарубежными  государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий[3,163].

Масштабы государственной  финансовой поддержки малого предпринимательства  в России ничтожно малы, хотя в некоторых экономически сильных регионах такая поддержка возросла в несколько раз. Так, в Свердловской области финансовая поддержка малого предпринимательства за счет областного бюджета в 2004г. составила 50млн.руб., а в 2005г. – 53млн.руб. У Свердловской области имеется широкая сеть муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства[3,163].

Финансовое  обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также из других источников. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию[4,53].

Основные направления  финансовой поддержки:

- предоставление государственных  гарантий иностранным кредитным  организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства;

- предоставление государственных  гарантий по кредитам, выдаваемым  банками и другими кредитными  организациями РФ субъектам малого  предпринимательства;

- выделение государственных  льготных инвестиционных кредитов;

- направление из Государственного  фонда занятости населения РФ  не менее 40% средств на создание  новых рабочих мест в сфере  малого предпринимательства[4,53].

Предусмотрен и ряд  других мер по развитию малого предпринимательства, в том числе ускоренная амортизация, льготное кредитование и страхование, государственный заказ[4,53].

1. Ускоренная амортизация. Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением связанных с этим затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет могут списываться дополнительно как амортизационные отчисления[4,53].

Однако в случае прекращения  деятельности малого предприятия до истечения года с момента ввода  его в действие суммы дополнительно  начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия[4,53].

2. Льготное кредитование. Кредитование субъектов малого  предпринимательства осуществляется  на льготных условиях с компенсацией  соответствующей разницы кредитным  организациям из средств фондов  поддержки малого предпринимательства.  Эти фонды вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях[4,54].

3. Льготное страхование. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства по договору со страховой организацией вправе компенсировать ей полностью или частично недополученный доход[4,54].

4. Государственный заказ.  Государственные заказчики при  формировании и размещении заказов,  а также заключении государственных  контрактов на поставки продукции  и товаров (услуг) для государственных  нужд по приоритетным видам продукции обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции  для государственных нужд[4,54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  осуществления бухгалтерского дела  в малых предприятиях

В соответствии с Законом №88-ФЗ кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией банкам соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства[5,92].

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в упрощенном виде и в основном та, которая необходима для налогообложения[5,92].

В соответствии с Типовыми организациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

- единой журнально  – ордерной формы счетоводства  для предприятий;

- журнально – ордерной  формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;

- упрощенной формы  бухгалтерского учета согласно  Типовым рекомендациям[5,92].

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета  из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально – ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно – материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально – ордерной формы счетоводства. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета[5,92].

Малым предприятиям с  простым технологическим процессом  производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в  месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового плана составляет свой рабочий план счетов[5,92].

В связи с переходом  на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета на счетах.

На счете 01 «Основные  средства» рекомендуется обособленно  учитывать нематериальные активы. Амортизация  их учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств»[5,93].

Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90. Наряду с этим при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие может списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более трех лет[5,93].

Все производственные запасы рекомендуется учитывать на счете 10 «Материалы». Все затраты, связанные  с производством и реализацией продукции (работ, услуг), рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». Затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств, в случае их проведения собственными силами, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим видам затрат (материалы, оплата труда и др.), а в случае проведения работ подрядным способом – в состав общехозяйственных (накладных) расходов. Учет готовой продукции и товаров ведется на счете 41 «Товары». Товары, приобретаемые малым предприятием для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости[5,93].

Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляется на счете 90 «Продажи». Финансовые результаты могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета – ее использование. По окончании года на дату составления отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»[5,93].

Учет всех видов дебиторской  и кредиторской задолженности рекомендуется  вести на счете 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом  виде: по дебету – возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту – возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской[5,93].

Информация о работе Организация бухгалтерского дела на малых предприятиях