Организация бухгалтерского учета и аудита затрат на производство продукции в ООО "А и Б"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:22, дипломная работа

Описание работы

цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы на основании исследования экономической литературы и практики работы предприятия проанализировать затраты на производство продукции в условиях экономического кризиса, разработать рекомендации по совершенствованию учета затрат на производство и вскрыть резервы снижения себестоимости продукции.
Для решения данной цели потребуется решить следующие задачи:
- дать понятие расходов, затрат и себестоимости;
- рассмотреть состав и классификацию затрат на производство;
- разработать рекомендации для контролирования расходов в условиях экономического кризиса;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1
Теоретические основы учета затрат на производство продукции
6
1.1
Нормативное регулирование учета затрат на производство продукции
6
1.2
Классификация производственных затрат
12
1.3
Рекомендации для контролирования затрат в условиях экономического кризиса
18
ГЛАВА 2
Теоретические основы аудита затрат на производство продукции
21
2.1
Нормативное регулирование аудита затрат на производство продукции
21
2.2
Методика аудита затрат на производство продукции
26
2.3
Типичные ошибки, выявляемые в ходе проведения аудита затрат на производство продукции. Аудит по специальным заданиям.
37
ГЛАВА 3
Бухгалтерский учет и аудит затрат на производство продукции на примере ООО «А и Б»
47
3.1
Организационно-экономическая характеристика ООО «А и Б». Особенности структуры затрат на производство продукции
47
3.2
Особенности бухгалтерского учета и аудита в ООО «А и Б»
58
3.3
Пути минимизации затрат на производство продукции на ООО «А и Б»
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 697.00 Кб (Скачать файл)

По отнесению  к периоду затраты делятся  на  расходы  будущих  периодов (отложенные затраты) и зарезервированные  расходы.

Расходы  будущих  периодов  (отложенные  затраты)  -   это   затраты, понесенные организацией в отчетном периоде,  но  не  признанные  в  качестве расходов данного периода, а рассматриваемые как активы,  —  например,  суммы арендной платы или страховых платежей, уплаченные на несколько  месяцев  или лет вперед. Эти расходы обычно подлежат включению в затраты на  производство продукции (работ, услуг) в последующие месяцы или годы равномерно.

Затраты, произведенные  организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском  балансе  отдельной статьей  как  расходы  будущих  периодов  и  подлежат  списанию  в  порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально  объему  продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Зарезервированные затраты еще не наступили фактически, но уже включены и затраты на производство продукции (работ, услуг), т.е. зарезервированы  на плановую (прогнозируемую) сумму предстоящих затрат.

Зарезервированные  затраты  образуют  специальные  резервы,   средства которых по  мере  необходимости  используются  на  оплату  отпусков,  ремонт основных средств, выплату ежегодных пособий за выслугу лет и пр.

 

 

 

1.3. РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ КОНТРОЛИРОВАНИЯ РАСХОДОВ  В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА.

Россия не сможет остаться в стороне от финансового  кризиса: для национальной экономики наступает период спада. Поэтому сейчас владельцам малого и среднего бизнеса будет совсем не лишним подстраховаться и "потуже затянуть пояса". В период кризиса оптимизация расходов - это уже не столько средство увеличения прибыли, сколько вопрос выживания.

Определяемся  с расходами предприятия

Для начала выясним, что же понимается под расходами  предприятия. Если бухгалтера в своем  понимании расходов руководствуются  стандартами ПБУ, то директора зачастую опираются только на свою интуицию. А это не всегда дает верное представление о расходах. В частности, в малом бизнесе расходы иногда путают с платежами денег. На самом деле расходы не всегда совпадают с платежами. Расходы в "1С:Управляющем" определяются "по отгрузке". Например, расходы возникают в тот момент, когда мы начисляем зарплату сотрудникам, а не когда выдаем им деньги.

Далее, не всякие затраты являются расходами. Например, если предприятие произвело продукцию, но еще не продало ее, то понесенные затраты не являются расходами. Расходами считаются только такие затраты, благодаря которым был получен доход. Это необходимо для того, чтобы можно было корректно определить прибыль предприятия за период как разницу между доходами и расходами.

Контролируем  расходы по статьям

Любое предприятие  вынуждено нести на себе багаж самых разных расходов: начиная от "крупных" - аренды и зарплаты - и заканчивая "мелкими" пустяками вроде карандашей и скрепок. И за каждым нужно следить. Что же делать руководителю в такой ситуации? Если пытаться уследить за каждым расходом, то просто не останется времени ни на что другое. Поэтому расходы удобно контролировать через "статьи расходов".

Например, если руководителю потребуется узнать, почему у предприятия за последний месяц  было больше расходов, чем за предыдущий, ему не нужно проверять множество записей. Достаточно просто посмотреть, по каким статьям расходы выросли, и сделать соответствующие выводы. В "1С:Управляющем" для этого служит отчет "Финансовые результаты деятельности", сформированный по показателю "расходы".

Анализируем динамику расходов предприятия

Отчет "Финансовые результаты деятельности" позволяет  отслеживать расходы предприятия  в динамике по месяцам. Благодаря  этому руководитель может сравнить расходы последнего месяца с расходами, например, предыдущего месяца. А иногда бывает полезно сравнить расходы за истекший месяц с расходами за этот же месяц прошлого года. Это актуально для тех предприятий, которые испытывают сезонные колебания расходов. Например, для цветочного или шиномонтажного бизнеса. Руководитель может увидеть в отчете, что расходы по статье "Командировочные" в последнем месяце внезапно выросли. Тогда руководитель может выполнить двойной щелчок по интересующей сумме и получить "расшифровку" - полный перечень всех расходов по данной статье за месяц. При этом можно просмотреть детальную информацию о хозяйственных операциях, включая комментарии.

Планируем, расходы  и проводим их «план-фактный анализ»

Чтобы эффективно управлять бизнесом, недостаточно смотреть только в прошлое: нужен также  взгляд в будущее. А именно, важно не только сравнивать текущие расходы с предыдущими, но и планировать их. И в течение всего запланированного периода необходимо контролировать выполнение составленных планов, то есть проводить "план-фактный анализ".

В "1С:Управляющем" для отражения планируемых расходов предприятия служит "Бюджет доходов и расходов", который можно составлять на каждый месяц. В бюджете можно указать планируемую сумму расходов по каждой статье. В период кризиса, когда особенно важно экономить, разумно будет устанавливать для статей расходов достаточно "жесткие" лимиты.

В дальнейшем можно  будет проверить, насколько реальные расходы предприятия соответствуют  нашим планам. Для этого нужно  запустить отчет "Финансовые результаты деятельности" и выбрать режим "План-фактный анализ" (см. таблицу 1).

Таблица 1

"План-фактный  анализ"7

Бюджет доходов  и расходов можно составлять как  в целом по всему предприятию, так и по отдельным направлениям его деятельности или проектам. В  частности, можно спланировать расходы  отдельно по каждому объекту строительства или проекту и затем контролировать их. Это особенно актуально для строительных и проектных организаций.

Подводя итог, следует  сказать, что руководству предприятия  необходимо  уделять  должное  и своевременное внимание процессу анализа затрат на производство. Это поможет не  только  оптимизировать  затраты   на   производство,   но   и   улучшить производственный  контроль  и,   как   следствие,   повысить   экономическую эффективность хозяйствования.

 

 

 

ГЛАВА 2: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ.

2.1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ.

К правовым и  законодательным документам по аудиторской  деятельности в Российской Федерации  относятся8:

• Гражданский  кодекс Российской Федерации;

• Федеральный  закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об  аудиторской деятельности»;

• Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• постановление  Правительства Российской Федерации  от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

• Положение  о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства  Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 190;

• международные  стандарты аудиторской деятельности;

• Федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства  РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России представляет собой многоуровневую систему, включающую четыре уровня.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.

При учете и  аудите затрат на производство и калькулирования себестоимости необходимо руководствоваться следующими законодательно-нормативными документами:

• Налоговый  кодекс Российской Федерации, глава 25 «Налог на прибыль организаций»;

 • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»

(ПБУ 10/99);

• Приказ МНС России от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций».

При аудите затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции аудитору необходимо проверить9:

    • правильность оценки материальных ценностей, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг);
    • правильность отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов в зависимости от принятой учетной политики;
    • имели ли место факты списания на себестоимость затрат, не относящихся к материалам, используемым в производстве, а также случаи списания на производственные счета стоимости НДС;
    • были ли случаи отнесения на затраты основной деятельности материалов, использованных при строительстве, ремонте, содержании объектов социально-культурного назначения, которые должны быть списаны за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, или других источников финансирования;
    • правильность установления норм расходов сырья и материалов в соответствии с уровнем технического состоянияи технологии производства; правильность оценки и списания возвратных отходов;
    • обоснованность включения в себестоимость расходов на оплату услуг товарных бирж, включая брокерские услуги и др.;
    • правильность отражения в учете затрат на тару и упаковку;
    • имеются ли системные положения о порядке выплаты премий за производственные результаты, в том числе вознаграждений по итогам работы за год;
    • правильность начисления единого социального налога;
    • правильность начисления амортизации по основным фондам;
    • правильность отнесения расходов к прочим затратам;
    • наличие смет расходов предприятия на отчетный год по представительским расходам;
    • наличие договора на подготовку и переподготовку кадров. Следует обратить внимание на расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 270 гл. 25 НК РФ).

При аудите калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) необходимо проверить правильность классификации затрат: на производство продукции (основные и накладные); по способу включения в себестоимость продукции (прямые и косвенные); по составу (одноэлементные и комплексные); по отношению к объему производства (условно-переменные и условно-постоянные); по периодичности возникновения (текущие и единовременные); правильность учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции; правильность ведения синтетического и аналитического сводного учета затрат на производство; правильность применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции; правильность составления бухгалтерских проводок по учету затрат на производство; соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» записям в Главной книге и балансе.

Значение применяемых аналитических процедур в процессе аудита издержек обращения в розничной торговле состоит в том, что они дают доказательства верности учета отдельных видов расходов и статей, позволяют дать оценку эффективности произведенных расходов как на дату составления отчетности, прошлые периоды, так и в обозримом будущем, а также помогают сконцентрировать внимание аудитора на «слабых звеньях», что сокращает объем проверки, ее трудоемкость, сроки и стоимость.

Масштабы применения аналитических процедур зависят от ряда факторов:

    • профиль организации и особенности ее функционирования;
  • опыт работы с клиентом;
  • наличие финансовой и нефинансовой информации, исследование которой дает в некоторых случаях более убедительные результаты, чем анализ только финансовых данных;
    • надежность и достоверность различных форм информации;
    • сопоставимость и независимость источников информации;
    • трудоемкость и стоимость других методов проверки.

При оценке надежности аналитических процедур необходимо учитывать существенность статей отчетности и точность, с которой ожидаемые результаты могут быть предсказаны. Например, ряд мелких затрат (канцелярские, на телефонные разговоры и др.) обычно не нуждаются в детализированной проверке, так как их сумма незначительна и риск фальсификации сравнительно мал.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета и аудита затрат на производство продукции в ООО "А и Б"