Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:52, курсовая работа
Бухучет является системой , которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Финансовые отчеты это документы , которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия . Бухгалтерия является элементом учета так же, как арифметика является составляющей частью математики. Все большее количество людей используют компьютеры для ведения подробной бухгалтерской отчетности на всех уровнях, в домашнем хозяйстве, бизнесе и в организациях всех типов.
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 3
1.1 Понятие бухгалтерского учета. 3
1.2 Основные задачи, требования и функции бухгалтерского учета. 3
1.3 Классификация имущества предприятия. 5
1.4 Метод бухгалтерского учета. 11
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС.. 13
2.1 Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание. 13
2.2 Виды баланса. 17
2.3 Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. 18
2.3.1 Примеры хозяйственных операции. 21
2.4 Значение баланса для руководства организацией. 22
3 СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ. 22
3.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета. 22
3.2 Счета активные и пассивные. 23
3.3 Понятие и сущность двойной записи на счетах. 25
3.4 Бухгалтерские проводки. 26
3.5 Синтетические и аналитические счета. 27
3.6 Обобщение данных текущего бухгалтерского учета. 28
3.7 Классификация счетов бухгалтерского учета по
экономическому содержанию.. 30
3.7.1 Строение счетов для учета имущества. 31
3.8 Классификация счетов бухгалтерского учета по структуре. Ошибка!
Закладка не определена.
4 План счетов бухгалтерского учета. 38
5 Формы бухгалтерского учета. 39
6 Контрольная задача. 44
7 Литература. 45
Изменения произошли в двух пассивных счетах. В одном произошло уменьшение
(запись в дебете), во втором – увеличение (запись в кредите).
Операция 3. По решению собрания учредителей фирмы увеличен размер взносов
в уставный капитал – 600 рублей.
75 "Расчеты с учредит." |
85 "Уставный капитал" | |||
Д |
К |
Д |
К | |
Сальдо 850 |
Сальдо 3 400 | |||
600 |
600 | |||
Сальдо 1 450 |
Сальдо 4 000 |
Дебетуют один счет, в данном случае активный, поскольку долг за учредителями
возрастает, и одновременно кредитуют пассивный счет, так как параллельно
этому на ту же сумму возрастает уставный капитал.
Операция 4. Частично погашены кредиты банку – 300 рублей.
51 "Расчетный счёт" |
92 "Долгосрочные кредиты банков" | |||
Д |
К |
Д |
К | |
Сальдо 1 650 |
300 |
300 |
Сальдо 650 | |
Сальдо 1 350 |
Сальдо 350 |
Как видно, повторяется тот же порядок записей на противоположных сторонах
двух счетов. Кредитуется активный счет, поскольку уменьшаются средства на
расчетном счете, и дебетуется пассивный счет, который в связи с сокращением
задолженности по ссудам тоже уменьшается на ту же величину.
2.4 Значение баланса для руководства организацией
Баланс имеет большое значение для руководства предприятием. Он отражает
состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент
времени, раскрывает структуру средств и их источников в разрезе видов и
групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между
собой. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей,
характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние.
Например, по данным баланса определяется обеспеченность средствами,
правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины,
рентабельность и др.
По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а
также их причины.
С помощью баланса можно
устранению.
Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность
использования средств целевого назначения.
Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения хозяйственной
деятельности
и финансового состояния
раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами
хозяйственной деятельности предприятия.
Благодаря сжатой и компактной форме, баланс является весьма удобным
документом. Он
дает законченное и цельное
имущественном состоянии предприятия на каждый момент, но и о тех изменениях,
которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается
сравнением балансов за ряд отчетных периодов.
3 СИСТЕМА СЧЕТОВ И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ
3.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета
Строение счетов.
В балансе предприятия
объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Для руководства
хозяйственной деятельностью и принятия соответствующих управленческих решений
необходимо иметь непрерывную информацию о состоянии и движении имущества. С
этой целью
в бухгалтерском учете
Система счетов - это способ экономической группировки, текущего отражения и
оперативного контроля за средствами хозяйства и хозяйственными операциями.
Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта хозяйственных
средств или источников их образования. На счетах на основании первичных
документов
накапливаются и
однородным хозяйственным операциям. Счет представляет собой таблицу
двусторонней формы.
Таблица счета имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами
"Дебет" (Д-т) и "Кредит" (К-т). Если по дебету счета отражают поступление
средств, то по кредиту - их расходование.
Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода
называется "сальдо. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом
по счету. Счет может иметь два оборота -дебетовый оборот (Обд ) и
кредитовый (Обк )
3.2 Счета активные и пассивные
Все счета бухгалтерского учета по отношению к балансу делятся на две большие
группы: счета для учета хозяйственных средств (счета средств) и счета для
учета источников образования средств (счета источников).
Все счета средств - счета активные. Они имеют следующее строение: остаток по
счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступление
средств, а оборот по кредиту - их использование (выбытие).
Отражение операций по любому активному счету может вызвать два случая.
Строение активного счета
Счет "Активный"
Д-т |
К-т |
Сн – наличие средств на начало периода |
Обк- использование средств (-) |
Обд- поступление средств |
|
1) Ск больше 0, если 2) Сн+Обд Ск =0, если Сн+Обд=Обк> Обк |
На активном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так
как нельзя потратить средств больше, чем их было.
К активным относятся счета "Основные средства", "Материалы", "Касса",
"Расчетный счет", "Нематериальные активы" и др.
Все счета источников средств - пассивные. Они имеют следующее строение:
начальный остаток источников хозяйственных средств всегда отражается по
кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение
источника, уменьшение источников — по дебету. При отражении операций по
пассивному счету может возникнуть два случая.
Строение пассивного счета
Счет "Пассивный"
Д-т |
К-т |
Обд- уменьшение (-) |
Сн – остаток источников Обк- увеличение (+) |
1) Ск больше 0, если Сн+ Обк> Обд 2) Ск =0, если Сн+ Обк = Обд |
На пассивном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может,
так как нельзя израсходовать источников больше, чем их было.
К пассивным относятся счета "Уставный капитал", "Краткосрочные ссуды банка",
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.
Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки
активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть и дебетовым, и
кредитовым. Например, счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" может
иметь два остатка: дебетовый - показывает сумму дебиторской задолженности и
отражается в активе баланса, кредитовый - сумму кредиторской задолженности и
отражается в пассиве.
Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:
каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда
отдельные статьи отражают данные нескольких счетов (например, статья "Сырье и
материалы" содержит остатки по счетам "Материалы", "Заготовление и
приобретение материалов"); некоторые счета представлены в балансе несколькими
статьями (счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками");
счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса;
остатки хозяйственных средств и источников их образования показываются на
счетах на той же стороне, что и в балансе;
суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива (валюте) балансе, а
по всем пассивным счетам - итогу пассива (валюте) баланса;
баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета
открываются на основании данных баланса.
3.3 Понятие и сущность двойной записи на счетах
Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом
двойной записи.
Двойная запись - способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите
другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Применение двойной
записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером
отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в
четырех типах балансовых изменений.
Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает
двойственные
изменения в составе
одновременно в составе средств и их источников в дебете одних и кредите
других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.
Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает
взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему.
Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет
получить информацию о движении хозяйственных средств и источниках их
образования.
Двойная запись способствует контролю за движением хозяйственных средств и
источниками их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели
были направлены.
Она позволяет проверить
хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной
операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает
выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и
кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен
обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о
допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены.
3.4 Бухгалтерские проводки
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета
способом двойной записи, в дебете одного и кредите другого счета, т.е. между
счетами возникает взаимосвязь.
Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в
результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется
корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла,
называются корреспондирующими.
Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемых и кредитуемых
счетов с указанием суммы по данной операции, называется бухгалтерской
записью (проводкой). Бухгалтерские записи (проводки) по количеству
затрагиваемых ими счетов подразделяют на простые и сложные.
Простыми принято называть такие бухгалтерские записи (проводки), в которых
корреспондируют только два счета -один по дебету, а другой по кредиту.
При составлении сложных записей (проводок) следует иметь в виду, что
правильной является только такая проводка, в которой корреспонденция счетов
выражена ясно. Поэтому нельзя составлять такие бухгалтерские записи, где
одновременно
затрагивается несколько
Бухгалтерские записи (проводки) осуществляются только на основании
документов, в
которых зафиксирована
особых учетных регистрах (журналах-ордерах. Главной книге, карточках и т.д.).
операций бухгалтерские записи регистрируют в последовательности совершения
экономически разнородных операций. Отражение хозяйственных операций в
последовательности их совершения носит название хронологической записи.
Для определения
показателей хозяйственной
операции группируют по экономически однородным признакам. Записи
хозяйственных операций по определенной системе называются систематическими.
Хронологические и систематические записи могут осуществляться раздельно и
вместе. В первом случае записи о хозяйственных операциях производят вначале в
регистрационном
журнале в хронологической
осуществления, а затем в систематическом порядке на счетах бухгалтерского
учета. Во втором случае записи производятся одновременно в одном
комбинированном учетном регистре. При этом сокращаются и упрощаются учетные
записи, особенно
при использовании средств
техники.
3.5 Синтетические и аналитические счета
Для руководства
хозяйственной деятельностью
объектах бухгалтерского
учета различной степени
получения различных по степени детализации данных в бухгалтерском учете
используются две группы счетов: синтетические и аналитические.