Организация бухгалтерского учёта на предприятиях, пути его развития, перспективы и его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет представляет собой информационную систему, назначение которой в управлении хозяйством заключается в измерении, обработке и обобщении учетно-экономической информации, выраженной в стоимостных измерителях. Такая информация используется внутренними и внешними пользователями отчетной информации для выработки управленческих решений. Цель бухгалтерского учета - формирование комплексной информации о ресурсах и результатах производственной и финансовой деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

глава 1 и 2.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

бухгалтеру  должны быть предоставлены все документы, оформленные надлежащим образом  и не противоречащие действующему законодательству.

 

1.2.1. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

 

В Законе «О бухгалтерском  учёте и отчётности» применяются  следующие основные понятия и  их определения:

1.активы –  имущество, в том числе имущественные  права, исключительные права на  результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций;

2.аналитический  учёт – детализированные отражения  состояния и движения активов  и пассивов в денежном и  натуральном выражении на аналитических  счетах бухгалтерского учёта;

3.бухгалтерская  отчётность – система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации;

4.бухгалтерский  учёт – система непрерывного  и сплошного документального  отражения информации о хозяйственной  деятельности организации методом  двойной записи в денежном выражении  на счетах бухгалтерского учёта в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

5.доходы –  увеличение активов или уменьшение  обязательств, ведущие к увеличению  капитала;

6.капитал –  активы организации за вычетом  всех ее обязательств;

7.консолидированная бухгалтерская отчётность – отчётность организации как единой экономической единицы, отражающая финансовое положение, финансовые результаты хозяйственной деятельности и движение денежных средств юридического лица и его обособленных подразделений, юридического лица и его дочерних, зависимых хозяйственных обществ, юридического лица и его дочерних унитарных предприятий, хозяйственной группы и входящих в ее состав юридических лиц;

8.нормативные  правовые акты по бухгалтерскому учёту и отчётности – нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности;

9.обязательства  – задолженность организации,  которая возникает в результате  хозяйственных операций, совершённых до отчётной даты, и погашение которой приведёт к уменьшению активов или увеличению капитала;

10.пассивы –  обязательства и капитал организации;

11.первичный  учётный документ – документ, подтверждающий факт совершения  хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учёта.;

12.план счетов  бухгалтерского учёта организации  – систематизированный перечень  счетов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгалтерского учёта с уч1том отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности;

13.расходы –  уменьшение активов или увеличение  обязательств, ведущие к 

         

КР.76.2-25 01 35.0378

Лист

         

11

 Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата


 

 

 

14.регистр бухгалтерского  учёта – документ, предназначенный  для систематизации и накопления  учётной информации, содержащейся  в принятых к учёту первичных  документах, в денежном и (или) количественном выражении;

15.синтетический  учёт – обобщённое отражение  состояния и движения активов  и пассивов в денежном выражении  на синтетических счетах бухгалтерского  учёта;

16.типовой план  счетов бухгалтерского учёта  – систематизированный перечень  синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учёта;

17.учётная политика  – совокупность способов и  методов ведения бухгалтерского  учёта, используемых организацией;

18.хозяйствення  деятельность – совокупность  хозяйственных операций, совершаемых  организацией;

19.хозяйственная операция – действие или событие, вызывающие изменения в объёме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации.

 

Задачи бухгалтерского учёта обусловлены экономическими законам и целями создания организации. К важнейшим задачам бухгалтерского учёта относятся:

1.формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, полученных доходах и понесённых расходах

2.контроль за выполнением плана

3.обеспечение при совершении организацией хозяйственных  операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами

4.обеспечение сохранности всех видов собственности

5.укрепление режима экономии и хозяйственного расчёта

6.предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление резервов её финансовой устойчивости

7.контроль за мерой труда и мерой потребления

 

 

1.2.2 ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЁТА

 

Хозяйственный учёт, для того чтобы он был успешным, должен отвечать определённым требованиям, важнейшими из которых являются:

1.Сопоставимость показателей  учёта с показателями плана. Она необходима для контроля за выполнением плановых заданий и для получения данных для планирования. Учётные и плановые показатели должны быть сопоставимы по методам исчисления и по объёму.

2.Своевременность учёта особенно важна для оперативного управления производством. Оперативная работа требует на планируемый рабочий день иметь данные о наличии материалов, объёме выпускаемой продукции и т.д.

3.Точность и  правдивость информации, т.е. информация  должна быть достоверной (приписки, изменение с корыстной целью качества предметов сбыта

 

 

         

КР.76.2-25 01 35.0378

Лист

         

12

 Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата


 

 

 

искажают реальную картину, что в конечном счёте  приводит к ошибочным управленческим решениям)

4. Полнота учёта.  Обеспечивается регистрацией всех  операций, происходящих в организации.  Необходимо проводить учёт затрат  на каждом участке производства: изготовление продукции, поступление  материалов, ремонт и т.д.

5. Ясность и  доступность учёта имеют большое значение для привлечения трудящихся к управлению производством. Информация должна быть выражена в единицах измерения, понятных широкой аудитории (например, себестоимость продукции в денежном выражении, а не в нормо-часах)

6. Экономичность  учёта означает, что при чёткой организации расходы на его ведение должны быть минимальными (например, компьютеризация учёта).

 

Организация непрерывно ведёт бухгалтерский учёт с момента  её создания, образования до реорганизации  или ликвидации (упразднения) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных  операций ведётся в белорусских  рублях. Документирование имущества, обязательств и хозяйственных операций, ведение  регистров бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской отчётности осуществляется на русском или белорусском языках.

 

Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается  обособленно от имущества других юридических и физических лиц, находящегося на бухгалтерском учёте данной организации.

 

Все хозяйственные  операции подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учёта.

 

Хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском  учёте на дату их совершения и отражаются в бухгалтерской отчётности в  тех периодах, к которым он относятся, независимо от времени проведения денежных или не денежных расчётов, связанных с этими операциями (допущение временной определённости хозяйственных операций)

 

В бухгалтерском  учёте организации раздельно  учитываются текущие затраты  на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями.

 

1.2.3. УЧЁТНАЯ  ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Руководитель  организации обязан организовать бухгалтерский  учёт и создать необходимые условия  для правильного его ведения.

 

Руководитель  организации должен обеспечить неукоснительное  выполнение

 

   

         

КР.76.2-25 01 35.0378

Лист

         

13

 Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата


 

 

    

всеми подразделениями  и работниками, имеющими отношение  к учёту, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учёта, оформления и представления для учёта документов и сведений.

 

Руководитель  организации вправе в зависимости  от объёма учётной работы:

1.создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое     главным бухгалтером;

2.ввести в штат должность бухгалтера;

3.передать на договорных началах ведение бухгалтерского учёта организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, специалисту – бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

4.вести учёт лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

Ведение бухгалтерского учёта в организации осуществляется согласно учётной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утверждённой решением руководителя организации.

 

Учётная политика организации включает в себя:

1.описание принятых способов ведения бухгалтерского учёта;

2.план счетов бухгалтерского учёта организации;

3.применяемые организацией формы первичных документов и регистров 4.ухгалтерского учёта, если они отличаются от типовых;

5.регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учёте организации (график документооборота).

 

При формировании учётной политики организации необходимо исходить из:

1.обособленности учёта имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;

2.непрерывности деятельности организации;

3.последовательности применения учётной политики;

4.временной определённости фактов хозяйственной деятельности.

       

Учётная политика организации должна соответствовать  требованиям полноты,   осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

 

Изменения в  учётной политике организации в  целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учёта должны вводиться с начала отчётного  года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации.

 

Изменения в  учётной политике организации могут  иметь место в случаях:

1.реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

 

 

 

 

         

КР.76.2-25 01 35.0378

Лист

         

14

 Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата


 

 

       

2.изменения законодательства Республики Беларусь;

3.изменения условий деятельности.

 

Филиалы и представительства  иностранных организаций, находящиеся  на территории Республики Беларусь, могут  формировать свою учётную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения этих организаций, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учёта и отчётности, а также законодательству Республики Беларусь.

 

Министерство  обороны Республики Беларусь, иные органы государственного управления, имеющие воинские формирования, воинские части и организации, финансируемые из бюджета, ведут учёт имущества и обязательств и представляют бухгалтерскую отчётность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

 

Особенности учёта  доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также составления  ими бухгалтерской отчётности устанавливаются  законодательством Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

КР.76.2-25 01 35.0378

Лист

         

15

 Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата


 

 

 

2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО  ОФОРМЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ  И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ.

2.1.ПЕРВИЧНЫЕ  УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

 

Первичные учетные  документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

 

При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или  недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1.наименование, номер документа, дату и место его составления;

2.одержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

3.должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

 

В зависимости  от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.

 

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов, должен быть согласован с главным бухгалтером и утвержден  руководителем организации.

 

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции, связанные с поступлением или  выплатой денежных средств, подписываются  руководителем организации и  главным бухгалтером или уполномоченными  ими на то лицами.

 

Первичный учетный  документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после ее совершения.

 

Лица, составившие  и подписавшие первичные учетные  документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте, а также

 

 

 

 

 

         

КР.76.2-25 01 35.0378

Лист

         

16

 Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Информация о работе Организация бухгалтерского учёта на предприятиях, пути его развития, перспективы и его совершенствования