Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и обобщение теоретических и практических аспектов аудита малых предприятий, а также проведение аудиторской проверки в ООО «Нефтеоборудование».
Задачами курсовой работы являются:
формулировка целей и задач аудита малых предприятий;
изучение нормативно-правового обеспечения аудита малых предприятий
Введение
Глава I Отличительные особенности малых предприятий
1.1 Специфические особенности малых предприятий
1.2 Специфика финансовой отчетности малых предприятий
1.3 Описание и оценка эффективности системы внутреннего контроля по специфическим операциям
Глава II Организация и планирование аудита на предприятии ООО «Нефтеоборудование»
Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий
Программа аудита специфических участков учета и разделов отчетности
2.3 Оценка результатов аудиторских процедур и формулирование выводов
Заключение
Список использованных источников
Практика аудита малых предприятий, применяющих УСН и не ведущих бухгалтерского учета, приводит к выводу, что порой учредители годами пребывают в глубоком заблуждении по поводу реальной картины финансового положения своего предприятия и не представляют, как можно добиться его прозрачности. При этом проблема видится учредителям не в организации полноценного бухгалтерского учета, а в неправильности организации служб учета, в уязвимости документарного обслуживания бизнес-процессов и в отсутствии надлежаще оформленных документарных единиц. Учредители в таком случае обращаются в аудиторские организации не для проведения инициативного аудита, а для оценки текущего состояния документарного обеспечения компании и выработки рекомендаций по его улучшению. По их мнению, финансовое положение компании станет прозрачно, если будут определены основные этапы по документированию управленческой отчетности и по организации работы с документами, разработаны служебные инструкции по документарному обеспечению для соответствующих служб компании и положение по организации документооборота в компании в целом. Между тем практика показывает, что работа в этой области чаще всего не приводит к существенному результату и представляется всего лишь временной мерой, не способной остановить общей тенденции.
Глава II Организация и планирование аудита малых предприятий
2.1 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий
С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» и «Аналитические процедуры».
В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно [15].
В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:
а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;
б) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
в) допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;
г) меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;
д) влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.
ООО «Нефтеоборудование» с 2010г. использует упрощенную систему налогообложения. До этого времени на данном предприятии применялся общий режим налогообложения.
При получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:
а) обоснованность применения субъектом малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из нормативных критериев, по которым субъекты малого предпринимательства подпадают под действие такой системы;
б) соблюдение субъектом малого предпринимательства порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов;
в) правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода (исходя из соответствующего перечня расходов).
Использование компьютеров при аудиторской проверке малых экономических субъектов (в случае, когда такое использование имеет место) должно производиться в соответствии с разделом 8 правила (стандарта) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров».
При формировании отчетности возникает необходимость изучения информации, относящейся ко всему периоду использования специального режима налогообложения (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Корректировка данных бухгалтерского баланса для целей финансового анализа субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения
Данные баланса |
Источник информации |
Алгоритм расчета |
Актив | ||
1. Основные средства и прочие внеоборотные активы |
Баланс года, предшествующего переходу на специальный режим; Учетная политика; Акты ОС №1 |
Основные средства по остаточной стоимости на момент перехода на специальный режим + (или -) сформированная остаточная стоимость основных средств за период использования специального режима (поступление - выбытие основных средств, скорректированные на коэффициент износа) |
2. Оборотные активы |
||
2.1. Производственные запасы |
Баланс года, предшествующего переходу на специальный режим, выписки банка и данные хозяйственных операций в кассе о притоке и оттоке денежных средств |
Сальдо стр. 210 баланса года, предшествующего переходу на специальный режим + расходы, признанные материальными (по притоку денежных средств) - материальные расходы, признанные в составе себестоимости реализованной продукции (в составе прямых и косвенных расходов) |
2.2. Дебиторская задолженность |
Акты сверок по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года |
Сумма дебиторской задолженности уменьшается на величину, не подтвержденную печатями и подписями распорядителей кредитов или признанную аудитором сомнительной к погашению |
2.3. Денежные средства и приравненные к ним активы |
Выписки счетов в банках; Кассовая книга; Выписка из реестра учредителей; Акты сверок о предоставлении займов или о передаче активов в совместную деятельность без образования юридического лица |
Сумма задолженности по активам, переданным в совместную деятельность без образования юридического лица, уменьшается на величину убытка, полученного от совместной деятельности по данным налогового учета |
Пассив | ||
3. Капитал и резервы |
||
3.1. Уставный капитал |
Учредительные документы |
В размере, объявленном в учредительных документах без корректировок |
3.2. Свободный остаток нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) |
Аналитические расчеты движения денежных средств и формирования формы №4; Баланс года, предшествующего переходу на специальный режим |
Данные о величине свободного остатка нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на момент перехода субъекта на специальный режим + (или -) результаты данных формы №4, сформированной расчетно-аналитическим методом за каждый год применения специального режима |
4. Долгосрочные обязательства |
Акты сверок с заимодавцами по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года |
Данные, подтвержденные актами сверок, скорректированные на величину задолженности по процентам за пользование заемными средствами |
5. Краткосрочные обязательства |
||
5.1. Кредиты и займы |
Акты сверок с заимодавцами по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года |
Данные, подтвержденные актами сверок, скорректированные на величину задолженности по процентам за пользование заемными средствами |
5.2. Задолженность поставщикам и подрядчикам |
Акты сверок с поставщиками и подрядчиками по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года |
Задолженность поставщикам и подрядчикам + величина штрафных санкций за несвоевременное исполнение договорных обязательств |
5.3. Задолженность в бюджет и внебюджетные фонды |
Акты сверок по задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года |
Задолженность по налогам и сборам + штрафные санкции за несвоевременное исполнение налоговых обязательств |
5.4. Задолженность перед работниками по оплате труда |
Расчетно-платежная ведомость за декабрь аудируемого финансового года и анализ дебиторской задолженности по депонированной заработной плате, по которой не истек срок исковой давности |
Задолженность по заработной плате сроком более 2 месяцев + проценты за задержку выплат, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования Банка России + задолженность по депонированной заработной плате, по которой не истек срок исковой давности |
В ходе аудита малых экономических субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме.
Аудитор любого субъекта адаптирует методику проведения аудита к специфике субъекта и конкретного соглашения. Аудит малого предприятия отличается от аудита крупного субъекта более упрощенной документацией и менее сложным характером аудита. Это позволяет использовать для проведения аудита меньшее количество сотрудников.
Термин «малое предприятие» (субъект малого предпринимательства) в данном контексте отражает не только размер субъекта, но и его типичные качественные характеристики. Среди количественных показателей, характеризирующих размера субъекта, могут быть валюта баланса, величина доходов субъекта и количество сотрудников. Однако, такие показатели, по своей сути не являются определяющими. В связи с этим, не представляется возможным дать адекватное определение малого предприятия исходя только из количественных показателей.
Малые предприятия часто предлагают ограниченный ассортимент товаров или услуг, и осуществляют свою деятельность на одном или ограниченном количестве объектов, что позволяет аудитору быстрее разобраться в специфике деятельности малого предприятия и отразить ее в документах, чем в случае с более крупным предприятием. Применение широкого спектра аудиторских процедур может носить достаточно несложный характер. Например, при осуществлении аналитических процедур могут быть использованы эффективные модели прогнозирования. С помощью аналитических процедур можно получить приемлемые доказательства, позволяющие в отдельных случаях сократить потребность в проведении других процедур проверки по существу. К тому же, на многих малых предприятиях совокупность данных бухгалтерского учета часто бывает незначительной и легко поддается анализу.
Процедуры проверки по существу - это аудиторские процедуры, выполняемые для обнаружения существенных искажений на уровне утверждений; они подразделяются на два вида: 1) детальные тесты классов операций, сальдо счетов и раскрытий; и 2) расширенные аналитические процедуры (по существу) [12].
2.2 Программа аудита специфических участков учета и разделов отчетности
Программа является развитием общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания процедур, необходимых для практической реализации плана. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей средством контроля качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта [8].
Аудиторские процедуры по существу включают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа процедур по существу представляет перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу учета.
В зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы.
Общий вид программы аудита представлен в таблице 2.2
Таблица 2.2. Программа аудита
№ |
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита |
Период проведения |
Исполнитель |
Рабочие документы |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить необходимую информацию на основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра производственных помещений, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других документов и дополнительные сведения о проверяемом предприятии. В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля. Только комплексный подход позволяет составить оптимальный план аудита.
Общий план аудита включает следующие показатели: цель аудита, объем выполняемых работ, график и сроки проведения работ, способы и приемы проверки, состав аудиторской группы. Для повышения доверия и действенности аудита аудиторская организация может предварительно согласовать свой план с клиентом. Общий план аудита оформляется в виде отдельного документа (Приложение Е).
На основании плана работ до начала проверки руководителем группы аудиторов составляется программа аудита, в которой указываются: перечень аудиторских процедур по разделам аудита; характер проверки по однородным группам хозяйственных операций (сплошная, выборочная); методы проверки (фактический, документальный, аналитические тесты и др.); закрепление обязанностей за проверяющими аудиторами; сроки выполнения работ; состав оформляемых документов. Документально оформленная программа служит одновременно инструментом контроля выполнения заданий отдельными аудиторами в составе группы, а также средством повышения качества их работы.
Аудиторская программа может составляться в виде программы тестов контроля (содержит процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия) и в виде программы проверки оборотов и остатков на бухгалтерских счетах (содержит процедуры сбора информации об оборотах и остатках на счетах). Порядок составления и оформления общего плана и программы проверки аудиторская организация определяет самостоятельно. Ею могут быть также подготовлены соответствующие внутренние стандарты аудита.
Аудиторская проверка различных объектов контроля, проведенная согласно аудиторской программе и плану аудита, позволяет собрать достаточное количество качественных аудиторских доказательств для оценки достоверности показателей бухгалтерской отчетности. Здесь следует дополнительно проверить адекватность технологии получения и содержания показателей инструкциям по заполнению форм отчетности, а также соблюдение состава бухгалтерской отчетности и общих требований к ней в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 1996 г. № 10, а с отчетности 2000 г. - ПБУ 4/99 от 6 июля 1999 г. № 43н.
Аудиторской проверке подвергаются все формы, составляющие бухгалтерскую отчетность экономического субъекта:
* баланс организации (форма № 1) (Приложение 1);
* отчет о прибылях и убытках (форма № 2) (Приложение 2);
* отчет о движении капитала (форма № 3) (Приложение 3);
* отчет о движении денежных средств (форма № 4) (Приложение 4);
Информация о работе Организация и планирование аудита на предприятии ООО «Нефтеоборудование»