Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:49, дипломная работа
Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе критериев оценки несостоятельности ОАО «АМЗ».
Для поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Рассмотреть порядок составления отчетности в условиях ликвидации
2. Конкретизировать понятие банкротства и его экономическое содержание;
3. Выявить условия, критерии и причины банкротства
4. Дать экономическую характеристику ОАО «АМЗ»
5. Провести анализ финансовой устойчивости на примере ОАО «АМЗ»
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТИЯ 3
1.1 Составление отчетности в условиях ликвидации предприятия 3
1.2 Понятие банкротства 6
1.3 Условия, критерии и причины банкротства 12
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АМЗ» 17
2.1. Характеристика экономической деятельности предприятия ОАО «АМЗ» 17
2.2. Анализ финансовой устойчивости на примере ОАО «АМЗ» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Центросоюз Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования
Башкирский кооперативный техникум
КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК 04.01 «Составление бухгалтерской отчетности» и МДК 04.02 «Использование бухгалтерской отчетности» в ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»
на тему: Организация и ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в условиях ликвидации предприятия. Критерии оценки несостоятельности (банкротства) организаций.
Выполнила студентка:
Каменева Марина
Группа 3 Бух Б
Специальность 080114
Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)
Преподаватели-руководители
Абкаирова Л.Р.___________
Набиева А.Н._____________
Дата сдачи_______________
Оценка___________________
_________________________
Дата проверки _____/_______
г. Уфа
2014 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Под банкротством понимается установленная в судебном порядке финансовая несостоятельность должника осуществлять платежи по своим обязанностям. К состоянию банкротства предприятие может привести ухудшение всех показателей, которые определяют его финансовую стойкость, потому именно на них базируется анализ вероятности наступления такого состояния.
Актуальность исследования факторов, влияющих на финансовую состоятельность предприятий, причины и процедуры банкротства обусловлена тем, что в настоящее время российская экономика находится под воздействием ряда негативных моментов: кризис неплатежей, неэффективность управления, изношенность оборудования. Отсутствие инвестиционных вливаний в экономику ставит под вопрос само существование ряда предприятий. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия.
Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе критериев оценки несостоятельности ОАО «АМЗ».
Для поставленной цели следует решить следующие задачи:
Объектом курсовой работы является предприятие ОАО «АМЗ». Структура работы представлена из введения, теоретической и практической глав, заключения, список использованной литературы, приложения.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два вида ликвидации:
− добровольная (по решению участников);
− принудительная (по решению суда).
Процесс ликвидации предприятия начинается с решения учредителей о ликвидации, принятого на общем собрании. После этого предприятие должно в течение трех дней письменно сообщить о принятом решении в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомить налоговую инспекцию.
Участники, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В ее состав могут входить руководящие лица организации, учредители или их представители, а также третьи лица (представители государственных органов).
Ликвидационная комиссия должна разработать и утвердить план ликвидации предприятия. Первым этапом является полная инвентаризация, при проведении которой проверяются все позиции активов и пассивов.
Ликвидационная комиссия обязана разослать письменные уведомления всем кредиторам о том, что предприятие ликвидируется, а также сделать публикацию о ликвидации.
Процедура ликвидации предусматривает особый порядок удовлетворения требований кредиторов юридического лица (ст. 64 ГК РФ):
− в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
− во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
− в третью очередь осуществляются расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
− в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами [2,c.265].
В период ликвидации составляются балансы двух типов: промежуточный и ликвидационный.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется по окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами ликвидируемой организации. На предъявление кредиторов отводится не менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Окончательный ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (ст. 63 ГК РФ).
На основании промежуточного ликвидационного баланса организация определяет, достаточно ли в ее распоряжении имущества, чтобы расплатиться с кредиторами. Если данные баланса показывают, что денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества.
После того как завершились расчеты с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть одобрен учредителями и согласован с регистрационной палатой. В ликвидационном балансе отражается имущество, оставшееся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, т.е. те средства, которые ликвидационная комиссия должна передать участникам (акционерам) организации.
Особенности формирования ликвидационного баланса можно обобщить следующим образом:
Упрощенная структура ликвидационного баланса представлена в таблице 1.
Таблица 1. Ликвидационный баланс ОАО «АМЗ»
Наименование статей баланса | |
АКТИВ | |
Внеоборотные активы |
1804 |
Денежные средства |
96 |
Итого |
1900 |
ПАССИВ |
|
Уставный капитал |
100 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1800 |
Итого |
1900 |
После
распределения оставшегося
Таким образом ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.
1.2 Понятие банкротства |
Понятие банкротства даётся в статье 65 Гражданского Кодекса (гражданский кодекс) России «Несостоятельность (банкротство) юридического лица»:
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса». Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопрос о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам. Объявление предприятия банкротом – институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного хозяйства, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращение ведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны, максимально возможного риска, а с другой – наивысшей степени его ответственности, поскольку он рискует и отвечает самим своим существованием. Поэтому согласно п. 1 ст. 65 и п. 4 ст. 61 институт несостоятельности (банкротства) и применяется к перечисленным в них организациям, ведущим предпринимательскую деятельность. В связи с последующим изданием Закона о некоммерческих организациях указанный перечень следовало бы дополнить двумя новыми, предусмотренными этим Законом организационно – правовыми формами, предназначенными, по всей видимости, для некоммерческих организаций, активно участвующих в предпринимательской деятельности, - некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией. Хотя Закон о банкротстве говорит о несостоятельности (банкротстве) предприятий, его действие распространяется на все юридические лица, к которым этот институт должен применяться в силу правил ГК. В случае расхождения правил этого Закона с нормами ГК действуют нормы ГК. Вопрос о несостоятельности (банкротстве), как правило, рассматривается арбитражным судом. Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве, неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые или иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей – неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков – в предвидении грозящей ему опасности. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательств о несостоятельности (банкротстве) предприятий» в качестве приложения N 1 утвердило Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Эта система содержит три коэффициента: 1) коэффициент текущей ликвидности, 2) коэффициент обеспеченности собственными средствами и 3) коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, а также способы определения этих коэффициентов и, соответственно, решения вопроса о структуре баланса. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность юридического лица оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, в частности краткосрочных кредитов и другой подобной задолженности. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, необходимыми для финансовой устойчивости данной организации, учитывает и фактическую стоимость основных средств и прочих активов. Коэффициент восстановления или утраты платежеспособности характеризует наличие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода либо отсутствие такой возможности. По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в соответствии с Федеральным Законом о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица – должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо – если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении – выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным). «Формулировка Закона о банкротстве «внешнее управление имуществом должника» неточно отражает действительное положение вещей и содержание полномочий арбитражного управляющего» В действительности передается управление деятельностью организации, юридическим лицом как таковым, а не только его имуществом. Для внешнего управления суд по согласованию с должником и кредиторами назначает арбитражного управляющего, который руководит организацией, распоряжается ее имуществом, разрабатывает утверждаемый собранием кредиторов план внешнего управления и осуществляет его под контролем кредиторов и суда и т.д. Арбитражным управляющим не может быть должностное лицо данного юридического лица. На период внешнего управления вводится мораторий по всем требованиям, адресованным должнику. Санация, согласно Закону о банкротстве, состоит в восстановлении платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Закон устанавливает условия и порядок отбора ее участников. Правительство установило порядок и условия оказания помощи таким предприятиям путем предоставления им государственных дотаций, субсидий, льготных кредитов и другими мерами. Существует Положение о порядке предоставления государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий – приложение 2 к упомянутому выше Постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498. Санация не может быть назначена, если в отношении данного лица ранее возбуждалось дело о несостоятельности и с момента его окончания прошло менее 36 месяцев. Для выбора лиц, желающих участвовать в санации, может быть объявлен конкурс. Участники санации заключают соглашение о ее проведении и продолжительности и своей ответственности перед кредиторами должника. Срок каждой из реорганизационных процедур не должен превышать 18 месяцев. По достижении цели они прекращаются решением суда, и вопрос о банкротстве отпадает. В случае выявившейся неэффективности, недостижения цели в установленный срок суд выносит решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит опубликованию в «Вестнике ВАС РФ». Открытие конкурсного производства влечет запрещение отчуждения имущества должника вне распродажи конкурсной массы и формирования суммы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов в порядке конкурса и установленной ст. 64 ГК очередности погашения долгов. Вне конкурса производятся лишь текущие расходы ликвидируемого юридического лица – расходы по конкурсному производству, выплата вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки. Назначенный судом конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов и действует под его контролем и контролем суда. Он вправе требовать признания недействительными действий должника, совершенных им до объявления его банкротом и ущемляющих интересы кредиторов. Закон о банкротстве предусматривает проведение конкурсного производства и при добровольном объявлении должником о своем банкротстве, причем не только при обнаружившейся недостаточности его имущества для полного удовлетворения кредиторов; она предусматривает также порядок назначения и полномочия конкурсного управляющего при добровольном внесудебном банкротстве. На всех стадиях процесса о несостоятельности (банкротстве) допускается заключение мировых соглашений между должником и его кредиторами, если эти соглашения не нарушают законодательство и интересы других кредиторов данного должника. Законом о банкротстве предусмотрены особенности реорганизационных процедур в отношении предприятий, в имуществе которых имеется вклад государства или местных органов власти, а также получающих дотации из бюджетов [1, с. 328]. Таким образом под банкротством мы будем понимать предприятие, завершающее систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рыночного хозяйства, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность. |
Неплатежеспособность, финансовая неустойчивость организации может завершиться состоянием банкротства. В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступившем в силу со 2 декабря 2002 г. ССЫЛКА
Согласно этому закону дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при следующих условиях:
Принятию действующего закона о несостоятельности (банкротстве) предшествовали еще два закона. Закон РФ от 19 января 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» утратил свою силу в связи с введением 1 марта 1998 г. Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Первым законом в качестве критерия банкротства использовалась категория «неоплатность». В развитие закона о несостоятельности 1992 г. Вышел целый пакет нормативных актов, в том числе постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», которым введено понятие неудовлетворительной структуры Баланса, характеризуемое таким состоянием активов и обязательств, которое не позволяет организации в полном объеме и своевременно выполнить обязательства перед кредиторами.
Основанием для признания структуры Баланса неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным является выполнение одного из двух условий:
Если хотя бы один из коэффициентов имеет значение меньше установленных нормативов, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности.
При Квосст > 1 у организации имеется возможность восстановить платежеспособность; при Квосст < 1 такой возможности нет.
Если первые два коэффициента равны или превышают значения установленных нормативов, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности.