Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 12:15, курсовая работа
Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
1. Теоретическая часть…………………………………………………3
1.1. Введение……………………………………………………………3
1.2. Затраты и их классификация в управленческом учёте……...5
1.3. Центры ответственности……………………………………….12
1.4. Анализ затрат и отклонений от нормальных(стандартных) затрат………………………………………………………………15
1.5. Бюджетирование деятельности организации как основа контроля за затратами…………………………………………..20
1.6. Заключение……………………………………………………….24
2. Практическая часть…………………………………………………25
3. Список использованной литературы……………………………
Отклонение фактических расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования от сметного уровня в основном вызывают два фактора: изменение объема производства и нарушение сметы расходов. Для выявления роли каждого из этих факторов расходы подразделяют на переменные (меняющиеся под влиянием изменения объема производства) и условно-постоянные (мало зависящие от объема производства). К переменным статьям расхода, например, можно отнести: амортизацию, эксплуатацию машин и оборудования, внутрихозяйственные перемещения грузов и некоторые другие.
Расходы по статьям смет цеховых и общехозяйственных расходов считаются условно-постоянными. Их анализ сводится к контролю над соблюдением смет и рассмотрению обоснованности изменения запланированного уровня расходов и степени их выполнения, выяснению причин и виновников перерасхода отдельных статей или сметы в целом.
Анализ затрат на один рубль объема выпуска.
В качестве обобщающего показателя, характеризующего затраты на производство продукции, используют затраты на один рубль объема выпуска продукции. Его динамику предопределяют следующие факторы:
- изменение себестоимости отдельных видов продукции;
- изменение цен на продукцию и материальные ресурсы;
- структурные сдвиги в составе выпущенной продукции.
Анализ коммерческих расходов.
При анализе затрат на реализацию продукции учитывают способы отнесения коммерческих расходов на затраты, которые зависят от метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Коммерческие расходы оценивают по их отклонению их фактического уровня от запланированного по смете.
Анализ затрат на производство и реализацию продукции является достаточно сложным и трудоемким, требует высокой квалификации специалиста – аналитика. Его проведение оправданно, если выявляет причины отклонения фактического объема затрат от наблюдавшегося за предыдущий год или предусмотренного планом, виновников перерасхода, резервы снижения затрат на предприятии.
Выявление, учет и анализ отклонений составляют сущность нормативного учета. Под отклонениями от норм понимают абсолютные отступления от действующих текущих норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, заработной платы и других прямых расходов на изготовление продукции и относительную величину расхождения фактических и сметных затрат накладных расходов. Отклонения бывают: положительными (экономия) и отрицательными (перерасход); учтенными и неучтенными; материальными и стоимостными.
Отрицательные отклонения прямых затрат анализируют с позиции соблюдения технологических процессов, стандартов организации и управления производством относительно конкретных продуктов.
Положительные отклонения прямых затрат рассматриваются с точки зрения обоснованности норм и нормативов, рассчитанных на единицу продукции. Отклонения по постоянным расходам анализируют по их реагированию на изменение объемов производства и соблюдению гибких смет.
Учтенные отклонения называют еще документированными. К ним относятся выявленные отклонения: по данным сигнальной документации до начала процесса производства; по мере выполнения производственного задания; при помощи расчетов и формул по окончании отчетного периода (от нескольких часов до нескольких месяцев).
Недокументированные (неучтенные) в данном отчетном периоде отклонения от норм выявляются методами инвентаризации незавершенного производства, готовой и забракованной продукции, материалов и других материальных ценностей. Причинами их образования могут быть: неточности при отпуске и подсчете остатков материалов; сокрытие брака; приписки в объеме выработанной продукции; порча, потери и недостача полуфабрикатов, деталей и продукции; неточности инвентаризации остатков материалов и незавершенного производства. Неучтенные отклонения определяются по окончании отчетного периода и свидетельствуют о недостаточном уровне организации производства и управленческого учета.
Таким образом, процесс анализа отклонений состоит из перечня процедур. При этом отклонения по прибыли рассмотрены со стороны влияния на них отклонений от норм производственных затрат.
Одним из основных направлений анализа является рассмотрение как контролируемых, так и неконтролируемых накладных постоянных расходов. В этих целях нормативы должны содержать допустимые отклонения, где в качестве причины выступают прямые затратные отклонения, зависящие от данного руководителя. Для того, чтобы отличить контролируемые затраты от неконтролируемых, проверяют возникшие прямые расходы на основании процесса производства и классифицируют данные затраты по изделиям. [1]
4. Бюджетирование деятельности организаций как основа контроля за затратами.
Бюджетирование – процесс разработки и составления бюджетов в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации.
Бюджет – это не только количественное выражение плана, но и метод регулирования. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Преимущества этого метода проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведении конкурентов, текущем и проектируемом рыночном спросе на продукцию. Бюджеты подразделяют на гибкие и жесткие. Гибкие бюджеты предусматривают изменение условий хозяйствования. [12]
В состав основного бюджета предприятия входят: смета затрат на материалы; смета затрат на заработную плату основных производственных рабочих; смета накладных производственных расходов; смета цеховых затрат; смета коммерческих расходов; смета административно- управленческих расходов; кассовая консолидированная смета; проект отчета о прибылях и убытках — обобщенная смета.
Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей составной частью системы управленческого учета в организации. В бюджетах находят свое отражение оперативные планы деятельности организации, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Другими словами, система бюджетов дает руководству возможность построить целостную картину будущей работы организации. Бюджетирование является как инструментом планирования, так и контроля.
Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия различают бюджеты статические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются, исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.
При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. С него обычно начинаются отчеты о деятельности западных компаний.
Итак, в основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами.
Гибкий бюджет - это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.
В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.
Итак, чтобы составить гибкий бюджет, необходимо все издержки разделить на переменные и постоянные.
Рассмотрим теперь порядок проведения анализа отклонений фактических затрат от бюджетных.
На нулевом уровне сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения.
Задача анализа первого уровня - выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины:
─ изменение в объеме реализации;
─ изменение общей суммы затрат (отклонения от гибкого бюджета).
Для выявления отклонений в объеме реализации сравниваются показатели двух бюджетов – статического и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. В обоих бюджетах используется одинаковый размер затрат на единицу реализованной продукции. Таким образом, различие между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объемах реализации.
В целом, в ходе исполнения бюджета контрольно-аналитическая функция может реализовываться в следующем:
─ сравнение фактических показателей с плановыми;
─ простой и (или) факторный анализ отклонений и выявление причин отклонений;
─ оперативное принятие управленческих решений, направленных на усиление благоприятных отклонений и уменьшение неблагоприятных тенденций;
─ совершенствование методологии планирования, принятие решений в отношении персонала, ответственного за подготовку и реализацию бюджета
Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия или фирмы. Превышение установленных лимитов — повод разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения.
В условиях выделения центров ответственности контроль выполнения бюджетов должен быть увязан с системой премирования руководителей и специалистов данных центров.
Кроме того, необходимым условием внедрения системы бюджетирования на предприятии является установление жесткой финансовой дисциплины в отношении контроля затрат. Финансовая служба должна осуществлять только те платежи, которые включены в бюджет. Финансирование свыше установленных лимитов либо полностью запрещается, либо разрешается только с одобрения генерального директора и только в пределах четко определенной величины. Одна из целей бюджетирования – заставить подразделения и предприятие в целом «жить по средствам», экономить на расходах.
Заключение.
Контроль затрат - одна из важнейших функций бухгалтерского управленческого учета.
В теоретической части курсовой работы была рассмотрена тема «Организации контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета».
Сделан вывод о том, чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять "узкие места" в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения.
В работе была дана классификация затрат для целей контроля и регулирования. Для выполнения задач контроля необходимо регулярно сравнивать фактически понесенные затраты с величиной запланированных расходов. Разницу или отклонения можно проанализировать, используя внутрифирменные отчеты об исполнении смет.
В заключении необходимо сказать, что способы отнесения косвенных затрат на себестоимость продукции выбираются непосредственно руководством того или иного предприятия, и закрепляются в Приказе по учетной политике на весь финансовый год. Изменение этих способов в течении финансового года не допускается. Таким образом, руководству предприятия необходимо своевременно избрать метод учета затрат на производство, наиболее подходящий для данного вида предприятия, и максимально соответствующий способу производства продукции, и в дальнейшем неукоснительно придерживаться этого метода.
Практическая часть.
ОАО «Термопласт» занимается производством обогревателей двух видов: масляные и водяные. Информация о затратах, понесенных организацией-изготовителем, на их производство представлена в таблице 1.
Таблица 1