Организация учета ТМЗ в подготовке информации пользователям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Товарно-материальные запасы представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности технологического процесса у добывающих предприятий. Это обусловлено тем, что непрерывность и нормальная ритмичность промышленного производства требует, чтобы у предприятия постоянно находилось на складах достаточное количество сырья и материалов, для полного удовлетворения потребностей производства в любой момент их использования. Поэтому необходимость бесперебойного снабжения производства в условиях непрерывности спроса и дискретности поставок, обуславливает создание на предприятиях необходимого количества товарно-материальных запасов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Организация учета ТМЗ в подготовке информации пользователям….…...5
2 Оценка ТМЗ и выбор учетной цены ТМЗ…………………….……………..7
3 Документальное оформление и учет поступления ТМЗ…………………..10
4 Документальное оформление и учет выбытия ТМЗ……………………….14
5 Порядок приемки, проверки и обработки отчетов материально-ответственных лиц о движении ТМЗ………………………………………….16
6 Порядок определения товарных запасов и себестоимости реализованных ТМЗ………………………………………………………………………………18
7 Раскрытие информации об остатках и движении ТМЗ в отчетности….….22
8 Компьютерный учет ТМЗ по разным программам………………….……..23
Заключение…………………………………………………………….………..25
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

бух.учет.учет тмз.docx

— 58.76 Кб (Скачать файл)

Метод «ЛИФО» - метод оценки запасов по ценам последним покупок  базируется на той предпосылке, что  себестоимость запасов, приобретенных  последними, используется для определения  стоимости запасов, израсходованных  в первую очередь: последний пришел – первый ушел. Стоимость материалов в остатках на конец отчетного периода рассчитывается по стоимости материалов, приобретенных первыми. С 01.01.2005 г. международный стандарт бухгалтерского учета №2 отменил метод «ЛИФО». [5, c.118]

Метод специфической идентификации  предполагает расчет себестоимости  единиц товарно-материальных запасов, которые обычно не являются взаимозаменяемыми, товаров и услуг, произведенных  и предназначенных для специальных  проектов или заказов. При использовании  метода предполагается, что известно, какие конкретно единицы товарно-материальных запасов проданы (отпущены в производство), а какие остались.

Основная цель при выборе метода оценки ТМЗ в том, чтобы  выбрать тот метод, который наиболее четко отражает доход за период.

Предприятия обязаны неизменно  применять один и тот же метод  оценки товарно-материальных запасов  по принципу сопоставимости. Изменения  возможны лишь в том случае, если новый метод оценки предпочтительнее старого при соблюдении следующих  условий:

-  внесение изменений в учетную политику предприятия;

-  осуществление перехода с одного метода учета товарно-материальных запасов на другой в начале отчетного периода (по состоянию на 1 января);

-  своевременное отражение корректировки остатков товарно-материальных запасов и нераспределенного дохода прошлых лет в финансовой отчетности.

Переход на МСФО в Казахстане обеспечит более жесткое регулирование  оценки ТМЗ, в частности применение метода ЛИФО ограничивается и предприятия, выбравшие его в качестве метода оценки должны отражать в отчетности разницу между стоимостью ТМЗ  по этому методу и стоимостью, оцененной  по другим методам: «ФИФО» и средневзвешенной стоимости.

 

3 Документальное  оформление и учет поступления  ТМЗ

Документооборот, сопровождающий поступление товарно-материальных запасов, зависит от способа их получения  на склад предприятия.

Приемку товарно-материальных запасов со склада поставщика осуществляет материально-ответственное лицо предприятия-покупателя товарно-материальных запасов. Как правило, на складе поставщика товарно-материальные запасы получают в том случае, если поставщик и покупатель находятся в одном населенном пункте или когда необходимо проверить качество товарно-материальных запасов.

Для получения товаров  со склада поставщика материально ответственному лицу выдается доверенность. Доверенностью  признается письменное уполномочие  одного лица (доверителя) для представительства  от его имени, выдаваемое им другому (поверенному). [1, с.167]

К использованию на территории Республики Казахстан допущены следующие  формы доверенностей:

- типовая межведомственная  форма № М-2 с корешком, на котором  делают записи о выдаче и  использовании доверенности с  соответствующими реквизитами;

- типовая межведомственная  форма № М-2а, которая предусматривает  ведение заранее пронумерованного  и прошнурованного журнала учета  выданных доверенностей (типовая  межведомственная форма № М-3).

Журнал учета выданных доверенностей хранится у лица, ответственного за выдачу и регистрацию доверенностей.

Доверенности выдают лицам, с которыми заключен договор о  материальной ответственности. Если доверенность выдается работнику, с которым договор  не заключен, то с него берется разовая  подписка о материальной ответственности. Срок действия выдаваемой доверенности устанавливается предприятием. [8, с.183]

Доверенность, независимо от срока ее действия, передают отправителю  при первом получении товарно-материальных запасов.

Материально ответственное  лицо, получившее доверенность, на следующий  день, после каждого получения  товарно-материальных запасов независимо от того, получены ли они по доверенности полностью или частями, представляет в бухгалтерию документы о  выполнении поручении и о сдаче  товарно-материальных запасов на склад. Материально ответственному лицу, не отчитавшемуся в использовании  доверенности по истечении срока  ее действия, новые доверенности не выдают.

При лишении поверенного  прав на получение товарно-материальных запасов доверенность изымают, а  отправителя извещают об аннулировании  доверенности. Неиспользованные доверенности возвращают доверителю на следующий  день по истечении срока доверенности.

При возвращении неиспользованной доверенности в журнале учета  выданных доверенностей или в  корешке доверенности производят отметку  «не использована». Такие доверенности хранятся до конца отчетного периода у лица, ответственного за их выдачу и регистрацию. По окончании отчетного периода неиспользованные доверенности аннулируют.

При доставке товарно-материальных запасов на склад покупателя автотранспортом  поставщика материально ответственное  лицо покупателя (заведующий складом, кладовщик) принимают у экспедитора  поставщика товарно-материальных запасов  по количеству мест и массе брутто и сопоставляет их с данными товарно-транспортной накладной, заполненной в двух экземплярах.

В случае, если недостачи или других расхождений (количество, вес, сорт, качество и т.п.) фактического наличия товарно-материальных запасов с данными товарно-транспортной накладной не обнаружено, материально ответственное лицо, принявшее ТМЗ подтверждает приемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у материально ответственного лица, получившего ТМЗ, а второй возвращается лицу, доставившему ТМЗ на склад покупателя.

При выявлении расхождений  между фактическими данными и  отраженными в товарно-транспортной накладной или при наличии  повреждений упаковки, проверяют  каждое поврежденное место, о чем  должен быть составлен акт. В том  случае, если повреждение упаковки может вызвать потерю в весе, ТМЗ  следует принимать по массе нетто  и количеству ТМЗ. В акте отражают данные о выявленных расхождениях и  указывают ТМЗ, по которым установлены  расхождения. Материальные запасы, по которым отклонения не выявлены, в  акте не приводят, но производят запись "По остальным товарно-материальным запасам расхождений нет". Акт  о выявленных расхождениях составляют в двух экземплярах, его подписывают  лица, принимавшие участие в приемке-передаче ТМЗ. Один экземпляр акта отсылают поставщику, а другой оставляют у материально  ответственного лица получателя, принявшего товарно-материальных запасов, в дальнейшем он должен быть передан в бухгалтерию. Акт служит основанием для предъявления поставщику претензии.

Существует несколько  видов актов о выявленных расхождениях, классифицируемых в соответствии с  причинами выявленного расхождения.

Акт о приемке материалов применяется для оформления приемки  запасов, имеющих количественное и  качественное расхождение с данными  сопроводительных документов поставщиков; составляется также при приемке  материалов, поступающих без документов. Акт о приемке материалов (в двух экземплярах) составляет комиссия, в состав которой входят: материально-ответственное лицо и представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации. После приемки запасов акты с приложением документов (товарно-транспортных накладные и т.д.) передают: один экземпляр в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных запасов, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

Акт о недостачах и потерях  запасов в процессе заготовления, хранения, в производстве. Применяется  в случае выявления потерь товарно-материальных запасов, находящихся в процессе заготовления, хранения или производства, по которым не установлены нормы  естественной убыли. Оформленный документ является основанием для списания с  подразделений, ответственных за сохранность  запасов, и возмещения их стоимости  за счет виновных лиц. Документ прилагается  к Акту о приемке материалов. Заполняется  в двух экземплярах и подписывается  комиссией и виновными липами: первый экземпляр направляется в  бухгалтерию второй - остается в  подразделении.

Акт о потерях материалов в пределах норм естественной убыли. Применяется при оформлении выявленных потерь запасов в пределах норм естественной убыли. При их поступлении на склады субъекта от поставщиков или из переработки, на которые установлены нормы  естественной убыли. Оформленный акт  служит приложением к приходному ордеру при оформлении приемки запасов. Составляется и подписывается комиссией  в двух экземплярах: первый экземпляр  направляется в бухгалтерию и  является основанием для списания с  материально ответственных лиц  потерь запасов. Второй экземпляр остается на складе.

Акт о порче, бое, ломе, материалов (товаров) применяется при учете  запасов (товаров), подлежащих уценке или  списанию вследствие допущенной на предприятии  порчи, боя, лома. Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственных лиц потерь запасов. Второй экземпляр остается на складе.

Основными документами, служащими  основанием для оприходования товарно-материальных запасов на склад предприятия  являются:

- счет-фактура;

- товарно-транспортная накладная;

- накладная и документы,  выписанные материально ответственным  лицом, принявшим товар, а именно  акты о приемке, акты о недостаче  и т.д.

Кроме товарно-материальных запасов, поступающих на предприятие, на склад могут поступать ТМЗ, изготовленные самим предприятием, материалы после переработки, ТМЗ  в виде остатков неизрасходованных  материалов, а также в виде отходов  и брака.

Если материалы поступают  на склад после переработки либо неизрасходованные материалы, отходы, брак, кладовщик составляет требование-накладную. Оформленное требование-накладную  передают в бухгалтерию.

В целях рациональной организации  учета и контроля за использованием материалов в производстве при большом ассортименте товарно-материальных запасов на предприятие разработана номенклатура (перечень) потребляемых в производстве материалов по их однородным признакам. Каждому наименованию, сорту материалов присвоено условное цифровое обозначение, номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению товарно-материальных запасов. Для сокращения номенклатуры ТМЗ и упрощения учета в отдельных случаях однородные и близкие по своим свойствам материалы могут объединяться в единый номенклатурный номер.

На каждый номенклатурный номер товарно-материальных запасов  открывается отдельная карточка, которая передается из бухгалтерии  на склад в полузаполненном виде. В полученных карточках кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки). Записи в карточки производят на основании первичных документов.

 

4 Документальное  оформление и учет выбытия  ТМЗ

Товарно-материальные запасы со склада предприятия отпускаются  в цеха для изготовления продукции  и на различные хозяйственные  нужды, а также на сторону для  переработки или реализации как  излишние и ненужные.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или  оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается  как внутреннее перемещение материалов. При отсутствии кладовых цехов отпуск запасов с центральных складов  считается расходом на производство.

Расход товарно-материальных запасов оформляется лимитно-заборными картами, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение материалов и др.)

Лимитно-заборная карта применяется для оформления отпуска запасов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска запасов на производственные нужды, является оправдательным документом для списания товарно-материальных запасов со склада. Лимитно-заборные карты выписываются экономическим отделом на одно наименование материалов (номенклатурный номер) в двух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается цеху (участку) - потребителю запасов, второй - складу или кладовой цеха (участка). Отпуск запасов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных запасов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель цеха (участка). (Приложение 5)

Для сокращения количества первичных документов, где это  целесообразно, рекомендуется оформлять  отпуск материалов непосредственно  в карточках учета материалов. В этом случае расходные документы  на отпуск запасов не оформляются, а  сама операция производится на основании  лимитных карт, выписываемых в одном  экземпляре. Лимит отпуска можно  указать и а самой карточке. Представитель цеха при получении  запасов расписывается непосредственно  в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик. По лимитно-заборной карте ведется также учет запасов, не использованных в производстве (возврат). При этом какие-либо дополнительные документы не составляются.

Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов предназначена  для учета движения запасов внутри предприятия и их отпуска подразделениям своего предприятия, расположенным  за пределами его территории, а  также сторонним организациям. Выписывается в двух экземплярах, в случае отпуска  материалов подразделениям своего предприятия  один экземпляр передается получателю, второй - складу, который затем сдается  в бухгалтерию. При внутреннем перемещении  накладную-требование составляет материально  ответственное лицо склада (цеха), сдающего запасы. Один экземпляр служит сдающему складу (цеху) основанием для списания запасов, а второй - принимающему складу (цеху) для оприходования товарно-материальных запасов.

Информация о работе Организация учета ТМЗ в подготовке информации пользователям