Организация учета затрат по центрам ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Получение необходимой информации для управления и применение эффективных методик и приемов для ее обобщения и анализа возможно на основе организации учета по центрам затрат. В настоящее время учет по центрам затрат становится для многих предприятий необходимостью и является эффективным инструментом управления затратами. В связи с этим заслуживает внимания применение опыта ряда зарубежных и российских промышленных компаний и развитие методологии учета затрат по центрам ответственности.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 77.71 Кб (Скачать файл)

Организация учета  затрат по центрам ответственности 

 

Содержание

 

1.Теоретические и методологические аспекты учета затрат на производство

1.1.Понятие затрат на производство их классификация

1.2.Нормативное регулирование  учета затрат на производство 

2.Порядок учета по центрам ответственности

2.1.Формирование центров  ответственности  в управленческом  учете 

2.1.Учет затрат по центрам  ответственности 

3.Совершенствование учета затрат на производство

3.1.Недостатки учета затрат на производство в Российской Федерации

3.2.Направления по совершенствованию учета затрат на производство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Получение необходимой информации для управления и применение эффективных  методик и приемов для ее обобщения  и анализа возможно на основе организации  учета по центрам затрат. В настоящее  время учет по центрам затрат становится для многих предприятий необходимостью и является эффективным инструментом управления затратами. В связи с  этим заслуживает внимания применение опыта ряда зарубежных  и российских промышленных компаний и развитие методологии учета затрат по центрам ответственности.

Организация учета по центрам затрат предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом. При этом функции управления затратами  реализуются через элементы управленческого  цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, стимулирование выполнения, учет и  анализ.  Для успешной организации учета по центрам затрат необходимо решение следующих основных задач:

1.Выбор способа деления предприятия  на центры затрат

2. Обоснование классификации центров  затрат.  

3. Эффективность управления затратами  определяется их правильной классификацией.

4. Для организации учета по  центрам затрат нужно создать  систему кодирования подразделений.

5.С точки зрения контроля  за величиной и экономичностью  затрат необходимо применять  метод бюджетирования издержек

6.Для осуществления контрольных  функций структурные подразделения  представляют внутреннюю отчетность, которая должна удовлетворять  определенным требованиям: быть  оперативной, содержать информацию  об отклонениях, обеспечивать  возможность их анализа, соответствовать  ответственности менеджера за  принятие решений.

7.Для получения оперативной  информации о достижении запланированных  затрат с целью принятия решений  по устранению негативных тенденций  и мотивации персонала проводится  анализ исполнения бюджетов. Для  этого применяется факторный  анализ затрат, и определяются  отклонения  бюджетных данных от фактических на основе гибкого бюджета.

По каждому подразделению предприятия  ведется анализ в разрезе элементов  затрат и их видов.  Кодирование затрат позволяет учитывать их обособленно и осуществлять детальный анализ. Отклонения от плановых показателей фиксируются не только по месту возникновения затрат, но и по ответственному лицу (подразделению). Концепция учета по центрам затрат предусматривает применение различных целевых функций к различным подразделениям предприятия. Это обеспечивает возможность эффективного стимулирования подразделений в хозяйственной деятельности и создания системы материального поощрения с учетом вклада каждого подразделения.

Внедрение системы центров ответственности  и бюджетирования обеспечит оптимизацию затрат, повысит мотивацию менеджеров различного уровня и эффективность управления деятельностью подразделений и предприятия в целом.  

 

 

 

1.Теоретические  и методологические аспекты учета  затрат на производство

1.1.Понятие затрат  на производство  их классификация

Важным моментом в развитии калькуляционного учета можно считать организацию  учета затрат в разрезе центров  ответственности. Центры ответственности  были задуманы как новое дополнение к системе учета стандарт-костинг. Такая организация учета стала давать возможность использовать возникающие отрицательные и положительные отклонения фактических затрат от стандартных при оценке работы тех или иных менеджеров. Учет по центрам ответственности, разработанный как поведенческий учет, являлся одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное управление. Выделение центров ответственности позволяло существенно повысить эффективность производственного учета, контроля и управления.

Ключевым в учете по центрам  ответственности является понятие  «центр ответственности»  — это подразделение организации, выделенное на основе ее организационной структуры, в котором контролируется появление затрат и получение доходов, а также определяется степень ответственности определенного физического лица за показатели своей работы.

Для каждого центра ответственности  должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться.

Цель учета по центрам ответственности  состоит в обобщении данных об издержках обращения и результатов  деятельности по каждому центру ответственности  с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо.

С позиции управления деление предприятия  на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:

-центры ответственности необходимо  увязать с производственной и  организационной структурой предприятия;

-во главе каждого центра ответственности  должно быть ответственное лицо — менеджер;

-в каждом центре ответственности  должен быть показатель для  измерения объема деятельности  и база для распределения затрат;

-необходимо четко определить  сферу полномочий и ответственности  менеджера каждого центра ответственности.

-менеджер отвечает только за  те показатели, которые он может  контролировать;

-для каждого центра ответственности  необходимо установить формы  внутренней отчетности;

-менеджеры центра ответственности  должны принимать участие в  проведении анализа деятельности  центра за прошлый период и  составлении планов (бюджетов) на  предстоящий период.

Кроме того, при делении предприятия  на центры ответственности необходимо учитывать социально-психологические  факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителей соответствующих  центров.

Выделение центров ответственности  предполагает наличие механизма  распределения ответственности. Поэтому  информация должна предоставляться  по иерархическому принципу. Установление ответственности — понятие не ограничительное, а конструктивное. Оно позволяет делегировать полномочия, а это непременное условие эффективного управления любым значительным по масштабу предпринимательским делом без отказа от общего контроля со стороны высшего руководства.

Установление ответственности  за издержки является непростой задачей. В системе внутреннего производственного  учета формируется, прежде всего, информация об издержках производства, которые  являются одним из основных объектов учета. Управление издержками происходит через деятельность людей. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного  вида расходов. Поэтому центр ответственности — это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных расходов. Администрация сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как их увязать с центрами ответственности.

В практике управленческого учета  распространено также понятие «центр финансовой ответственности». Его определение  идентично с понятием «центр ответственности», но несколько уже, так как связано  со специальной сферой управленческого  учета — бюджетированием.

Типы центров финансовой ответственности  аналогичны типам центров ответственности:

- центр инвестиций имеет право управлять как оборотным, так и внеоборотным капиталом, в том числе осуществлять инвестиции;

- центр прибыли отвечает за сумму заработанной прибыли;

- центр маржинальной прибыли несет ответственность за приносимый им маржинальный доход (т.е. за разницу между выручкой и переменными затратами);

- центр дохода (центр выручки) отвечает за доход, который он приносит фирме в процессе своей деятельности;

- центр затрат отвечает только за произведенные затраты.

Кроме того, можно выделить и другие группировочные признаки центров финансовой ответственности:

- по уровню управления они делятся на корпоративные предприятия, подразделения и др.;

- по целеполаганию — на стратегические, тактические и оперативные;

- по месту во внутрипроизводственной кооперации труда — на центры ответственности основного, вспомогательного производства, функциональных отделов;

- по степени совпадения с метами возникновения затрат — на совпадающие и несовпадающие и т.д.

Причем на разных этапах организации  учета по центрам ответственности  используются разные квалификационные группы. Например, при предварительном  выделении центров ответственности  необходимо определить, к чему они  будут «привязаны»:

- к технологическим операциям, материальному потоку;

- к функциям и месту во внутрипроизводственной кооперации;

- хозяйственному механизму и др.

На последующих этапах необходимо выбрать тип по степени экономической  свободы для каждого центра ответственности, вариант их сочетаний и др. Могут  использоваться на предприятии разные сочетания центров ответственности.

Смысл создания центров ответственности  состоит в более четкой организации  контроля и регулировании затрат как функции управления, а также  обеспечении четкой персонифицированной  ответственности за уровень отдельных  расходов и затрат на предприятии. Суть этого процесса состоит в сопоставлении  достигнутых результатов с запланированными (или с нормами), анализе причин отклонения, установлении ответственных  за эти отклонения и принятии необходимых  корректирующих мер.

Понятие «центр ответственности» тесно  связано с понятием «место затрат» («место возникновения затрат»). Исходным побудительным моментом группировки  затрат по местам возникновения была невозможность их первичной группировки  по видам продукции. Учет затрат по местам возникновения способствовал  повышению точности калькулирования и его ввели именно с этой целью (в 1920-х гг.). Постепенно в число целей учета затрат по местам возникновения помимо обеспечения достоверного калькулирования вошел также и контроль за обоснованностью и рациональностью расхода ресурсов, т.е. контроль затрат в местах их возникновения.

1.2.Нормативное  регулирование учета затрат на  производство

С 1 января 2013 года вступил  в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" – основополагающий документ нормативно-правового  регулирования всего бухгалтерского учета в России. Соответственно вся  бухгалтерская система в стране претерпевает значительные изменения, что не может не говорить об актуальности данной темы.

Как известно, в настоящее  время в России существует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый  уровень (законы и иные законодательные акты):

- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части II и I;

- Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 25 “Налог на прибыль организаций”;

- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Второй уровень (системы национальных бухгалтерских стандартов):

- Положение по бухгалтерскому  учету "Расходы организации"  ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина  России от 27.04.2012 N 55н).

Третий уровень (методические указания, рекомендации и отраслевые инструкции):

- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 06.06.2003 №792);

- Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве (утв. Минсельхозом РФ 22.10.2008);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса (утв. Приказом Минсельхоза РФ от 13.06.2001 №654).

Четвертый уровень (внутренние рабочие документы, разрабатываемые самим предприятием)

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 года. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Информация о работе Организация учета затрат по центрам ответственности