Организация управленческого учета на примере ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность дипломной работы определяется тем фактом, что в настоявшее время процесс управления любой организацией независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы хозяйствования в условиях развития рыночных отношений значительно усложняется, расширяется спектр управленческих задач, существенно возрастает поток информации, которую необходимо обработать для принятия единственно правильного управленческого решения. При этом руководитель самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. В этой связи современный руководитель нуждается в информации, которая должна помочь ему принять оптимальное решение, проявляя все больший интерес к вопросам повышения эффективности традиционных процедур бухгалтерского учета как источника такой информации

Файлы: 1 файл

Дип Управленческий учет Дор 10 февр.doc

— 840.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  большой интерес представляет вопрос взаимосвязи социальной отчетности с бухгалтерским (финансовым) и управленческим видами учета и Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). На данную тему существует крайне мало публикаций, так как тема до сих пор является непроработанной и требует более тщательного исследования.

Большую актуальность на сегодняшний день представляет вопрос о связи социальной отчетности с бухгалтерским (финансовым) и управленческим видами учета и МСФО. Авторы существующих исследований единодушны в том, что социальная отчетность неотделима от перечисленных видов учета, однако различными оказываются мнения о характере этой взаимосвязи.

Анализ современной  литературы показал, что вопросы  взаимосвязи, несмотря на их актуальность, пока что раскрыты в малом количестве общедоступных публикаций. В связи  с данным фактом автором предлагается выдвинуть ряд гипотез и рассмотреть каждую из них:

- взаимосвязь  социальной отчетности с бухгалтерским  финансовым, управленческим видами  учета, а также МСФО отсутствует;

- информация  бухгалтерского финансового, управленческого  видов учета и МСФО оказывает влияние на сведения, раскрываемые в социальной отчетности;

- социальная  отчетность влияет на перечисленные  виды учета и МСФО.

В отношении первой гипотезы необходимо отметить, что  она подлежит исключению из реально  доказуемых предположений по следующей  причине: отсутствия взаимосвязи бухгалтерского учета и социальной отчетности быть не может, так как социальные отчеты формируются отчасти на основании данных бухгалтерского учета. Очевидным доказательством этого может служить набор экономических показателей, раскрываемых организациями в своей социальной отчетности, в том числе выручка, себестоимость, прибыль.

В доказательство справедливости второй позиции - бухгалтерский  финансовый и управленческий виды учета, а также МСФО оказывают влияние  на социальную отчетность - приведем несколько аргументов.

Во-первых, часть  показателей, раскрываемых в социальных отчетах, формируется на основании  данных бухгалтерского учета, а именно:

- сведения о  фактически свершившихся действиях  организации в области ведения  социально ответственного бизнеса, например выданные гарантии обязательств организации, связанных с планом пенсионного обеспечения;

- диапазон соотношений  заработной платы начального  уровня и установленной минимальной  заработной платы в существенных  регионах деятельности организации.

Эти и другие факты свидетельствуют о влиянии  бухгалтерского учета на процесс  подготовки социальной отчетности.

В случае отсутствия данных в бухгалтерском учете  для отражения их в социальной отчетности организации могут раскрыть информацию, опираясь на данные управленческого учета. Примером может служить информация об исполнении бюджета предприятия за отчетный период. По мнению профессора М.А. Вахрушиной, "именно управленческий учет способен генерировать информацию о нефинансовых показателях деятельности компании, необходимую для составления корпоративной социальной отчетности. Одним из таких показателей является показатель удовлетворенности клиентов (покупателей), являющийся важнейшим нефинансовым оценочным критерием системы управленческого учета.

Кроме того, определенная роль в процессе подготовки корпоративной  социальной отчетности может принадлежать информации, подготовленной в системе  сбалансированных показателей, являющейся инструментарием стратегического  управленческого учета" [2, с. 6]. При этом стратегический управленческий учет реализуется в организациях через формирование системы ключевых показателей эффективности. Она, в свою очередь, оказывает влияние на формирование бухгалтерского учета, на основании которого раскрываются некоторые показатели социальной отчетности. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что информация, генерируемая в системах бухгалтерского и управленческого видов учета, предопределяет наполнение социальной отчетности.

Заслуживает внимания тот факт, что стандарты социальной отчетности предполагают использование  МСФО, в частности в Руководстве  по отчетности в области устойчивого  развития  содержатся требования о подготовке экономических показателей социальной отчетности на основе соответствующих МСФО и их интерпретаций, разработанных Советом по международным стандартам финансовой отчетности.

Описания показателей содержат ссылки на конкретные стандарты, которые следует использовать. Например, показатель, раскрывающий доходы, операционные затраты, выплаты сотрудникам, пожертвования и другие инвестиции в сообщества, нераспределенную прибыль, выплаты поставщикам и государствам капитала, должен формироваться с учетом следующих стандартов: МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль", МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты", МСФО (IAS) 18 "Выручка", МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам". Это означает, что МСФО оказывают существенное влияние на формирование социальной отчетности.

Наряду с этим следует отметить, что и сама социальная отчетность предопределяет развитие бухгалтерского финансового и управленческого учета, а также МСФО. Общественность заинтересована в получении информации о деятельности организации в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и ресурсосбережения, социально-экономического развития региона. Так, представляет определенный общественный интерес следующая информация:

- о налоговых платежах корпораций  в бюджеты различных уровней;

- об участии корпораций в  местных, региональных и федеральных  социальных программах;

- о работе с подрастающим  поколением;

- о помощи ветеранам;

- о патриотическом воспитании  молодежи;

- о поддержке спорта и занятий  физкультурой;

- о благотворительной деятельности.

Подчеркивая важность перечисленных  позиций, необходимо признать, что информация не находит отражения ни в бухгалтерском, ни в управленческом учете, ни в отчетности, составленной по МСФО. По мнению профессора М.А. Вахрушиной, "...Проблема учетно-аналитического обеспечения подготовки социальной отчетности требует дальнейшего изучения".

В данном случае речь идет о третьей  гипотезе - социальная отчетность в  определенной мере предопределяет парадигму  бухгалтерского (финансового) и управленческого  видов учета, а также МСФО.

Внедрение современных систем управления, предусматривающих формирование социальной отчетности, в практику отечественного бизнеса определяет необходимость научного обоснования концепции учета и отчетности в системе корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности, а также совершенствования вузовских программ подготовки бухгалтерских кадров".

На основании вышеизложенного  можно утверждать, что речь идет о выделении учета нефинансовых показателей, необходимых для составления  социальной отчетности, в самостоятельное  научно-практическое направление - социальный бухгалтерский учет (социальный учет).

Для формирования социальной отчетности вполне достаточно методологической и методической базы бухгалтерского и управленческого учета.

С развитием экономики расширяется  сфера договорного регулирования трудовых отношений. Развитие частной собственности, децентрализация нормативно-правового регулирования социально-трудовой сферы, перемещение акцентов с жесткой регламентации на принципы социального партнерства приводят к необходимости заключения документа, которым устанавливается определенный уровень социальных гарантий. Соотношение государственного и договорного регулирования устанавливается исходя из социально-экономических условий и уровня развития социальных отношений. Обеспечение работников предприятия услугами, входящими в так называемый социальный пакет, требует осуществления многих действий, в том числе использования услуг внешних организаций; подписки на специальные издания; приобретения необходимого оборудования; оплаты коммунальных услуг и тому подобного.

В зависимости от финансовых возможностей предприятия и уровня социальной ответственности его собственников  социальный пакет может быть представлен  следующими выплатами и льготами:

- целевые беспроцентные ссуды;

- скидки при приобретении продукции (услуг) организации;

- обеды, полностью или частично  оплачиваемые организацией;

- оплата образования детей работников;

- оплата стоимости арендуемого  жилья;

- обеспечение негосударственным  медицинским страхованием;

- оплата телефонных переговоров;

- компенсация проезда к месту работы и назад;

- оплата спортивно-оздоровительных  услуг;

- оплата стажировок и курсов  повышения квалификации;

- выплата разовой помощи к  юбилейным датам, отпускам;

- разовые выплаты при регистрации  брака и при выходе на пенсию;

- оплата путевок для отдыха и лечения;

- другие формы выплат, призванные  стимулировать работника к повышению  квалификации и уровня образования,  за квалификационный разряд или  категорию, за ученую степень  или звание, за владение иностранным  языком и тому подобное, благосклонность к фирме (непрерывная и длительная работа в данной организации).

Такая вариативность условий на каждом предприятии требует соответствующих  мероприятий по организации  управленческого учета.

В части организации документооборота следует определить порядок документирования операций, связанных с предоставлением услуг и благ, входящих в социальный пакет предприятия, в том числе предусмотреть в личной карточке работника предприятия перечень услуг, входящих в его индивидуальный социальный пакет, в случае личного выбора им услуг; установить график движения первичных документов по однородным видам услуг, предоставляемых работникам, в том числе оплате жилищно-бытовых услуг, питания работников, транспортировки, ввиду того что при предоставлении каждой из групп услуг привлекаются различные подразделения предприятия.

В рабочем плане счетов целесообразным является введение нормативных, плановых, прогнозных показателей, в частности  суммы расходов, планируемых для  обеспечения предоставления услуг  и благ, входящих в состав социального пакета предприятия, исходя из количественного и качественного (возрастного, полового, профессионального) состава персонала; введение в рабочий план счетов аналитических счетов для однородных объектов учета по операциям для обеспечения социального пакета работникам.

Для группирования информации о  видах, размерах и назначениях услуг, входящих в социальный пакет, следует  предусмотреть составление ведомостей предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет предприятия: по видам услуг; по работникам; по видам расходов на обеспечение функционирования объектов социально-бытовой сферы.

Для обобщения приведенной информации в отчетности следует выделить показатели, по которым предприятие получит  возможность определения динамики предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет. Эти меры состоят в установлении системы показателей потребления материальных благ, услуг, оплаты коммунальных платежей, обеспечения профессионального обучения, предоставления профилактического питания работникам, оплаты культурно-образовательных, спортивно-развлекательных и жилищно-бытовых услуг, предоставляемых работникам предприятия, и тому подобное. Такая информация позволит руководству предприятия принимать более обоснованные решения о перспективах социальной политики предприятия, а в случае предоставления ее внешним пользователям, будет свидетельствовать об уровне социальной ответственности бизнеса, позволяющей:

- повысить мотивацию и, соответственно, производительность труда персонала,  что в итоге приводит к экономии ресурсов на поощрении и удержании квалифицированных специалистов за счет лояльного отношения к работникам компании. Это позволяет не только избегать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке;

- получить налоговые льготы;

- сформировать позитивную репутацию  компании через рост ценности  бренда, экономию ресурсов, решение  проблем с органами власти  и контроля, налаживание новых  партнерских отношений;

- получить большую возможность  для привлечения инвестиционного капитала;

- обеспечить стабильность развития  компании в долгосрочной перспективе;

- в глобальном масштабе - способствовать  сохранению социальной стабильности  в обществе в целом.

Если предприятие предоставляет  услуги и блага работникам предприятия  собственными силами, документооборот на предприятии усложняется, поскольку привлекаются разные подразделения предприятия. Схема движения информации о предоставлении социального пакета работникам собственными силами предприятия, и ее использование бухгалтерской службой представлена в приложении 2 к данной работе.

В случае, когда предприятие использует услуги внешних организаций при  предоставлении социального пакета работникам, документооборот на предприятии  упрощается, ввиду того что происходит обычное приобретение предприятием услуг других предприятий.

Информация о работе Организация управленческого учета на примере ООО «Фабрика мебели «Роникон»»