Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:10, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – обозначить основные этапы составления корпоративного социального отчета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
дать понятие корпоративного социального отчета;
изучить принципы и методику составления корпоративной социальной отчетности;
изучить подготовку и выделить основные этапы формирования корпоративной социальной отчетности;
изучить сегментацию и консолидацию в корпоративной отчетности;
рассмотреть современные подходы к составлению отчетности;
сделать выводы.
Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Понятие и назначение социальной отчетности …………..…………………4
1.1 Принципы и методика составления корпоративной социальной отчетности……………………………………………………………………….10
2.1 Подготовка и основные этапы формирования корпоративной социальной отчетности………………………………………………………………………..10
2.2 Сегментация и консолидация в корпоративной отчетности……..………18
2.3 Современные подходы к составлению отчетности………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31
Долевое участие. Доля инвестора в чистых активах объекта инвестирования отражается в балансе отдельной строкой, а доля меньшинства в балансе – не отражается. Этот метод используется для консолидации отчетности ассоциированных компаний.
Консолидированная отчетность может вестись на стандартах МСФО или РСБУ (Российских стандартах бухгалтерского учёта). Руководство компании в праве самостоятельно выбирать по каким стандартам вести корпоративную отчетность, ориентируясь либо на российских пользователей, либо на зарубежных.
Роль сегментации в отчетности это сбор более полной, требуемой информации по всем необходимым сегментам, чтобы широко показать достоинства и плюсы по каждому для составления корпоративной отчетности. Тем временем как роль консолидации - объединить все собранные данные и проанализировать их для создания отчетности, которая послужит основой для принятия управленческих решений в развитии компании.
2.3 Современные подходы к
В российской практике используются четыре стандарта:
– AccountAbility AA 1000;
– GRI ( Global Reporting Initiative );
– ISO 14 000 ( International Standarts Organization );
– стандарт ответственности SA 8000, разработанный Social Accountability International`s.
В 2007 году российским Союзом промышленников и предпринимателей был создан Национальный Реестр корпоративных нефинансовых отчетов, большинство которых подготовлено в соответствии с руководством GRI.
Существует также большое множество альтернатив, которые редко упоминаются в России, но активно использующиеся за рубежом, так например:
Система сбалансированных показателей оценки бизнеса от Balanced Scorecard Institute
Принципы устойчивости ведения бизнеса для компаний агропромышленного сектора IFOAM
Стандарт AA 1000
Руководство по анализу и обсуждению управления (Management Discussion and Analysis guidance, или MD&A).
Все стандарты развиваются и проходят унификацию.
По статистическим данным видно, что в 2010 году из 400 крупнейших мировых компаний 65% составили и предъявили обществу свои социальные отчеты, а российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Агентство социальной информации насчитали более 35 таких компаний, среди которых: "Газпром", ЛУКОЙЛ, Shell, ТНК-BP, РАО "ЕЭС России", "Сибнефть", "Русал", "Норильский никель" и др. Первой российской компанией, которая составила отчет по стандарту GRI, была финансовая корпорация “УРАЛСИБ”.
В данном дипломном исследовании остановлюсь на описании наиболее применяемых стандартов.
На сегодняшний день работа корпораций влияет на социальную и экологическую сферу целых регионов. С учетом того, что на предприятиях имели место быть случаи серьезных чрезвычайных ситуаций (экологических) с негативными последствиями, на устранение которых государство затрачивало немалые средства, силу и ресурсы, огромное внимание привлекает отчетность по экологической и социальной ответственности данных корпораций. Основными стейкхолдерами в данном случае выступает общественность и органы, отвечающие за интересы государства и регионов.
К корпоративной отчетности стали применять новейшие требования экологического и социального характера. Отчетность, содержащая экономическую, экологическую и социальную информацию, называется отчетностью в области устойчивого развития.
Факт применения социальной отчетности по стандарту содержится в отчете об особенностях учетной политики корпорации или в разделе, определяющем технические стороны подготовки отчетности.
В 1997 году была организована международная организация «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI). Основная задача GRI – сравнять корпоративную отчетность с уровнем финансовой отчетности и вывести ее на новый уровень.
Существует 4 группы принципов составления корпоративной отчетности по стандарту GRI:
– системообразующие принципы подготовки отчета (открытость, вовлечение заинтересованных сторон, верифицируемость);
– принципы, определяющие решения о том, что следует включать в отчет (полнота, значимость, контекст устойчивого развития, экономика + экология + социальная сфера);
– принципы, относящиеся к качеству и достоверности отчета (точность, объективность, сопоставимость);
– принципы, относящиеся к доступности отчета (ясность, своевременность).
Эти принципы очень похожи на стандарт АА 1000, поэтому следует отличать их.
В отчете по GRI устанавливаются четкие требования к содержанию:
- предметный указатель GRI;
- видение
будущего и стратегию - описание
стратегии отчитывающейся
- профиль -
описание структуры и
- структуру
руководства и системы
- показатели
деятельности - оценку комплексного
влияния отчитывающейся
Согласно директиве GRI, социальная отчетность должна содержать:
1. Заявление,
которое составлено
2. Краткие сведения об организации.
3. Резюме
руководства и ключевые
4. Стратегию организации по вопросу общего развития экономической, экологической и социальной деятельности.
5. Учетную
политику организации и
6. Собственно
отчет, раскрывающий экономические,
экологические и социальные
По стандарту GRI отчетность предоставляется в динамике, т.е. за два отчетных года.
Важно также отметить, что Руководство GRI не отменяет существующие требования в части обязательной отчетности, установленные нормативными актами, национальным и местным законодательством.
Помимо Руководства по отчетности в области устойчивого развития семейство документов GRI включает и протоколы по показателям, отраслевые приложения и технические протоколы. При этом Руководство является основой для всех остальных документов GRI.
Приложения и рекомендации, относящиеся к конкретным отраслям и вопросам, призваны дополнять Руководство, но не заменять его.
Разработка проекта нефинансовой (социальной) отчетности была выполнена на основе документов ООН, Европейского союза, а также Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (GRI). В то же время показатели были адаптированы в соответствие с российским законодательством и рекомендациями Федеральной службы государственной статистики.
Разработанные рекомендации делят показатели на две группы:
1 – основные 26; из них – 5 экономических, 7 – экологических и 14 – социальных;
2 – дополнительные 24; из них 1 – экономический, 15 – экологических и 8 – социальных.
Решение о ведении нефинансовой отчетности остается за руководством компании.
На международном уровне развито использование стандарта АА 1000. Данный стандарт соединяет все социальные характеристики для организации ведения бизнеса и является стандартом организации социального учета. Главная идея стандарта – улучшение социального отчета на основании информации от всех пользователей.
Стандарт АА 1000 позволяет:
— дать оценку системе менеджмента и операциям компании;
— выявить взаимное влияние системы менеджмента и операций друг на друга, включая восприятие этого влияния акционерами компаний;
— служить инструментом управления и внешнего контроля в целях идентификации, оценки и лучшего управления рисками, возникающими при взаимодействии компании с акционерами;
— обеспечить акционеров информацией о социальной составляющей в деятельности компании;
— создать конкурентные преимущества на основе развития социальной сферы ответственности.
Стандарт основывается на трех принципах: материальность, полнота и чувствительность их осуществления, что способствует повышению доверия к организации, и ее устойчивому развитию.
Практическое применение стандартов GRI и АА 1000 давно использующихся за границей в России повлечет координальные изменения (и требования) и в первую очередь в стратегии управления. И еще одно требование для использования стандартов – открытие отчетности.
В России на практике корпоративная отчетность по стандарту GRI ведется в основном на предприятиях добывающей отрасли, такие как:
Нефтедобывающие (ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, РАО "ЕЭС России", "Сибнефть", "Русал"),
В 2007 году лидером развития социальной отчетности в России стала финансовая корпорация "УралСиб". Это первая российская компания, подготовившая социальный отчет по стандартам GRI.
В 2009 году НК «Роснефть» опубликовал отчет в области устойчивого развития ОАО «НК «Роснефть» за 2008 год, был подготовлен в соответствии с международным стандартом «Руководство по отчетности в области устойчивого развития» Глобальной инициативы по отчетности (GRI), который соответствует высшему уровню применения руководства GRI. Публикация корпоративной нефинансовой отчетности является добровольной инициативой Роснефти, демонстрирует уровень ее корпоративного управления и способствует повышению информационной прозрачности. Наличие подобного публичного документа в крупных корпорациях считается в международном бизнес-сообществе признаком хорошего тона, укрепляет репутацию и влияет на ежегодные рейтинги корпоративного управления.
Заключение.
Социальная или нефинансовая отчетность - это отчеты компаний, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но социальные и экологические показатели. Она является публичной и рассматривается как инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Принятое сокращение КСО – корпоративный социальный пакет.
Понятие социальной отчетности появилось недавно. Если годовые финансовые отчеты выпускаются уже примерно 150 лет, то сама идея выпуска социальных отчетов возникла лет 20 назад: крупные корпоративные скандалы заставили компании задуматься о том, как преподнести общественности свой бизнес в лучшем свете. Например, компания Nike выпустила свой отчет, в котором уделила особое внимание вопросам охраны труда, после скандала с использованием ею детского труда в подразделениях в Юго-Восточной Азии. А ряд нефтяных компаний были вынуждены отчитаться перед населением и властью после нескольких экологических ЧП.
Сегодня к составлению нефинансовых отчетов компании толкают другие причины. По статистике, 2/3 компаний, публикующих такие данные, делают это из чисто экономических соображений, остальные считают, что работают на имидж.
По сути дела, социальная отчетность поднимает вопрос нематериальной составляющей стоимости бизнеса. Таких ее аспектов как репутация, лояльность потребителей, надежность, интеллектуальный капитал. Но в долгосрочной перспективе все это способствует повышению акционерной стоимости компаний – за счет отдачи от всех групп заинтересованных лиц.
Существует мнение, что КСО - это большой буклет, в котором компания рассказывает о том, какая она замечательная. Эксперты с этим не согласны. Главное – отчет должен отражать реальные факты деятельности предприятия. Цивилизованный рынок уже давно чутко реагирует на социальную составляющую деятельности корпораций, поэтому именно достоверность отчета отражает ожидания рынка.
В отчете должна присутствовать информация:
Еще один определяющий момент. Нет смысла выпускать социальный отчет единоразово. Ведь ценность представляет не разовое, пусть и честное, описание целей и проблем, а последовательная публикация достигнутых результатов и новых планов. Перед выпуском отчетности компании надо четко понять, зачем и для кого она это делает, и донести собранную и обработанную информацию до нужного читателя. Отчет должен иметь резонанс и должен быть востребован как инструмент конструктивного раскрытия информации об устойчивом развитии компании. Только тогда нефинансовая отчетность будет интересна всем заинтересованным сторонам и будет влиять как на имидж компании, так и на ее капитализацию.
Список использованной литературы:
Информация о работе Основные этапы составления корпоративного отчета