Основные концепции системы национального счетоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Одной из важных особенностей СНС является ее всеохватывающий характер.
СНС призвана удовлетворить потребность органов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики.
Цель нашего исследования – основные концепции СНС.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы СНС: понятие СНС и основные этапы
развития________________________________________________________ 5
1.1 Понятие и принципы построения СНС__________________________ 5
1.2 История возникновения и развития СНС________________________11
1.2.1 Развитие СНС до Второй мировой войны______________________ 13
1.2.2 Развитие СНС после Второй мировой войны___________________ 18
1.3 Эра международных стандартов в области национальных счетов__ 20
Глава 2. Формирование и проблемы российской СНС_______________ 28
2.1 Переход от БНХ к СНС________________________________________28
2.2 Современные проблемы формирования российской СНС_________31
Заключение_____________________________________________________39
Список используемой литературы_________________________________42

Файлы: 1 файл

Основные концепции СНС-курс.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

Введение ________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы СНС: понятие СНС и основные этапы

развития________________________________________________________ 5

1.1 Понятие и принципы  построения СНС__________________________ 5

1.2 История возникновения и развития СНС________________________11

1.2.1 Развитие СНС до Второй мировой войны______________________ 13

1.2.2 Развитие СНС после Второй мировой войны___________________ 18

1.3 Эра международных стандартов в области национальных счетов__ 20

Глава 2. Формирование и проблемы российской СНС_______________ 28

2.1 Переход от БНХ к  СНС________________________________________28

2.2 Современные проблемы формирования российской СНС_________31

Заключение_____________________________________________________39

Список используемой литературы_________________________________42

 

Введение

 

 

В середине ХХ века подавляющее  большинство развитых и развивающихся  стран пришли к пониманию необходимости  государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

СНС - это система взаимосвязанных  показателей и классификаций, используемых для описания и анализа наиболее общих результатов и аспектов экономического процесса на макроуровне. СНС – итоговая часть всего национального счетоводства, так как единая система первичного бухгалтерского, банковского учета и статистики основана на единстве методологических принципов.

СНС – система взаимосвязанных  показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов  в странах с развитой рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении  странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического применения мер по урегулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей  функционирования экономики на различных  стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.

Следует отметить, что  в России и других странах СНС  возникла сравнительно недавно, что  связано главным образом с  процессом трансформации плановой экономики в рыночную, с необходимостью использования такой системы показателей, которая адекватно описывает структуру и механизм функционирования рыночной экономики. За последние два— три года статистические органы России и других стран СНГ проделали большую работу по переходу от баланса народного хозяйства, который использовался в СССР для макроэкономического анализа, к СНС. Вместе с тем следует иметь в виду, что полное внедрение СНС потребует нескольких (от пяти до десяти) лет.

Одной из важных особенностей СНС является ее всеохватывающий  характер.

СНС призвана удовлетворить потребность органов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики.

Цель нашего исследования – основные концепции СНС.

 

Глава 1. Теоретические основы СНС: понятие СНС и основные этапы развития

1.1 Понятие  и принципы построения СНС

СНС представляет собой  систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.1 Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы.

Кратко рассмотрим основные сводные счета, применяемые в  СНС:

а) счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг засчет их производства и импорта и их использование на конечное потребление, накопление, экспорт;

б) в счете производства отражаются операции, относящиеся к процессу производства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность предприятия, организаций и отдельных лиц, как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг;

в) в счете образования доходов отражаются распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства;

г) в счете распределения  расходов отражается общая величина доходов, полученных и переданных хозяйственными единицами; в результате производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных процессов;

д)  в счете использования располагаемого дохода отражаются расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и не государственных не коммерческих (общественных) организаций, и оставшаяся часть располагаемого дохода, представляющая собой валовое сбережение;

е) в счете капитальных  затрат показываются формирование ресурсов для капитальных затрат и их использование на накопление основных фондов и материальных оборотных средств, приобретение земли и нематериальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеризует конечный финансовый результат экономической деятельности в данном периоде. Внешнеэкономическую деятельность охватывается тремя счетами: текущих операций (движение продуктов, услуг, доходов), капитальных затрат (движение капитала) и финансовым счетом изменение финансовых активов и пассивов.2

Для правильного понимания  показателей и особенностей отражения  их взаимосвязей, остановимся на следующих  структурных характеристиках СНС:

 границы производства, производственная деятельность включает: а) рыночную деятельность; б) нерыночную деятельность (производство продуктов в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений). В этом понятии не охватывается теневая экономика она, в принципе, должна учитываться в СНС, так как в этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте но, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность.

Для разграничения категорий "внутренняя" и "национальная" экономика вводятся понятия "экономическая территория"; "резидент" и "центр экономического интереса.

Понятие "экономической  территории" это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.д.  К экономической территории также относятся и  территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительством для дипломатических, военных, научных или других целей. Соответственно, территориальные анклавы зарубежных государств, в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны.

Резиденты - Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие "внутренняя экономика" учитывает деятельность на территории, как резидентов, так и нерезидентов.

 Группировки хозяйствующих  субъектов и экономических операций  долгое время ограничивались  делением хозяйства на отрасли.  Сейчас же группировка экономики  по секторам - центральная в статистической  модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционой единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. Домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институционными единицами. Единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью; единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единицам, которые их контролируют. Институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры – секторы в соответствии с типами экономического поведения:

Секторы:

а) нефинансовые предприятия или предприятия по производству товаров;

б) финансовые учреждения;

в) общегосударственное управление;

г) негосударственные некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства;

д) домашние хозяйства;

е) "остальной мир" (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).

 Экономические  операции агрегируются на три основные группы: а) операции с продуктами и услугами; б) распределительные операции; в) финансовые операции. В отличие от группировки хозяйствующих субъектов группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т.е. они группируются одинаково и по отраслям и по секторам.

Система национального  счетоводства  основана на единых принципах; важной предпосылкой национального  счетоводства является наличие системы  взаимосвязанных классификаций  основных структурных элементов. Классификации всех процессов экономики, экономических операций,  хозяйственных единиц необходимы для того, чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

 Основные методологические  принципы национального счетоводства  позволяют выявить в рамках  СНС картину функционирования  экономики, характеризовать главный  объект исследования - экономический  оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними. Национальное счетоводство основано на единых принципах; важной предпосылкой национального счетоводства является наличие системы взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС. Классификации всех процессов экономики, экономических операций, хозяйственных единиц необходимы для того чтобы иметь возможность количественно определить и отразить в счетах многообразные явления, которые в совокупности представляют собой схему экономического развития.

Основным методологическим приемом является применение к описанию национальной экономики методов  бухгалтерского учета (системы счетов  с прямой корреспонденцией по принципу двойной записи бухгалтерского баланса). Применение принципа двойной записи к системе народнохозяйственных показателей придает СНС важное качество - способность количественно отражать не статистические величины, а процесс,  происходящий в рамках экономического оборота. Последовательность распространения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечение замкнутости системы на основе жесткой увязки показателей, предполагающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика  национального счетоводства заключается, во-первых в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как  процессы пополнения их ресурсов или их использования. Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во вторых, ориентированны на достижение единой цели; в третьих, построены по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам.

Основные принципы составления  национальных счетов следующие: - счета  имеют форму Т, состоят из двух частей разделов. При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны - колонка «Ресурсы» а их использование отражается в левой части – колонка «Использование».3 Важно подчеркнуть, что в каждом счете сумма записей, относящихся к ресурсам, равна сумме записей, относящихся к использованию. В СНС существует четкая классификация счетов. 
Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации, увязывает счета.

Информация о работе Основные концепции системы национального счетоводства