Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:14, курсовая работа
Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО Торгового дома «Агат».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия;
2. Изучить учет товарооборота розничного предприятия на примере ООО Торгового дома «Агат»;
3. Показать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО Торговый дом «Агат».
Введение 3
1. Теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия 6
1.1 Понятие и роль розничного товарооборота в рыночной экономике 6
1.2 Особенности учета товарооборота розничного предприятия 10
1.3 Сущность, цель и задача анализа товарооборота 18
2. Учет и анализ товарооборота розничного предприятия на
примере ООО Торгового дома «Агат» 24
2.1 Общая характеристика ООО ТД «Агат» 24
2.2 Учет товарооборота на предприятии розничной торговли 26
2.2.1 Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству 26
2.2.2 Проверка наличия и состояния ТМЦ на складах ООО ТД «Агат» 35
2.2.3 Учет тары 41
2.2.4 Переоценки товаров в ООО ТД «АГАТ» 43
2.2.5 Учет торговой наценки 45
2.3 Анализ товарооборота розничного предприятия на примере
ООО ТД «Агат» 49
1Анализ товарооборота ООО ТД «Агат» по общему объему и
ритмичности торговой деятельности 49
2.3.2 Анализ товарных запасов 53
2.3.3 Анализ товарооборачиваемости 56
2.3.4 Анализ издержек и прибыли торгового предприятия «Агат» 58
3. 69
3.1 Направления совершенствования розничного товарооборота 69
3.2 Автоматизация учета розничного товарооборота 72
Заключение 77
Список используемой литературы 81
При учете товаров по продажным ценам применяется счет 42 для учета торговой надбавки на поступающие и выбывающие товары.
Корректировка дебетового оборота счета 90 и списание со счета 42 торговой надбавки, относящейся к выбывшим (реализованным) товарам, оформляются, как правило, проводкой: Д 90 "Продажи" К 42 "Торговая наценка" - сторно.
Таким образом, ведение учета является важным аспектом в функционировании предприятия розничной торговли, так как недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.
1.3 Сущность, цель и задача анализа товарооборота розничного предприятия
Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли.
Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему:
- проверка выполнения
планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения
спроса покупателей на
- изучение, количественное
измерение и обобщение влияния
факторов на выполнение плана
и динамику розничного
- выявление путей и
возможностей роста
Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:
- изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;
- исследуется структура
розничного товарооборота в
- выполняется факторный анализ;
- выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли.
Анализ показателей товарооборота производится различными способами. Учитывая, что у нас небольшое торговое предприятие, в данной дипломной работе рассмотрим некоторые из них. А именно:
- анализ товарооборота
по общему объёму и
- анализ товарных запасов
и товарооборачиваемости
Успешное функционирование торговых предприятий невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологических процессов (вне зависимости от их ведомственной принадлежности).
Для анализа материально-технической базы (основных фондов) торговли используется система показателей, которая подразделяется на три группы. К первой группе относятся показатели, которые характеризуют наличие, состав, состояние и движение основных фондов и во многом определяют их использование.
Эффективность деятельности торгового предприятия зависит от состояния материально-технической базы, показателями которой являются коэффициент износа и процент остаточной стоимости основных фондов (коэффициент годности).
Коэффициент износа (Ки) определяется на годовую дату как процентное соотношение суммы износа основных фондов к их первоначальной (восстановительной) стоимости и выражается формулой
износ
Ки = первоначальная стоимость ∙ 100. (1.1)
Коэффициент остаточной стоимости (Кос) рассчитывается как процентное соотношение суммы остаточной стоимости основных фондов к их сумме по первоначальной (восстановительной) стоимости и имеет следующий вид:
остаточная стоимость
Кос = первоначальная стоимость ∙ 100. (1.2)
Показателями, характеризующими процесс воспроизводства и обновления материально-технической базы, являются: коэффициент обновления, коэффициент выбытия и процент введения в эксплуатацию фондов, направленных на замену выбывших.
Коэффициент обновления (Кобн) определяется как процентное соотношение стоимости вновь введенных в эксплуатацию новых основных фондов за год или более продолжительный период к их стоимости на конец этого периода (первоначальной или восстановительной) и выражается формулой
стоимость вновь введенных ОФ
Кобн = ОФ на конец года ∙ 100.
Коэффициент выбытия (Квыб) рассчитывается как процентное соотношение суммы выбывших основных фондов по первоначальной стоимости за весь период к их стоимости на начало этого периода:
Квыб = стоимость ОФ на начало года ∙ 100. (1.4)
Вторая группа показателей оценки материально-технической базы характеризует техническую оснащенность торговли. Сюда относятся фондовооруженность труда, техническая вооруженность труда, удельный вес активной части в общей сумме основных фондов.
Фондовооруженность — это отношение среднегодовой стоимости основных фондов к числу работников.
Но данные показатели в процессе проведения анализа нам не понадобятся. Мы будем использовать третью группу показателей.
Третья группа показателей оценки основных фондов торговли характеризует эффективность их использования. Сюда относятся фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность.
Фондоотдача определяется путем отношения суммы розничного товарооборота за год к среднегодовой стоимости основных фондов и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.
Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на один рубль товарооборота.
Под фондорентабельностью понимается отношение прибыли за отчетный период к стоимости основных фондов предприятия.
Обобщающая оценка материально-технической базы даётся на основе комплексного интегрального показателя фондоотдачи (Iфо), который рассчитывается путём извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и прибыли в расчёте на 1 рубль.
Интегральный показатель выражается формулой
(1.5)
где ФО – фондоотдача;
ФР – фондорентабельность.
Данный показатель отражает условный средний уровень обобщённого экономического эффекта (результата) в виде товарооборота и прибыли, приходящихся на каждый рубль средств, вложенных в основные фонды торговли.
Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определённый период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объёму товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств и т.п.
Валовой доход от реализации товаров (продукции, услуг) за вычетом 6 % на пополнение собственных оборотных средств |
Платежи в бюджет, взимаемые из валового дохода |
Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия |
Прибыль от реализации товаров |
Издержки обращения |
Рис. 1.2 Схема формирования прибыли от реализации товаров
Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия являются:
- систематический контроль
за выполнением плана
- определение влияния
объективных и субъективных
- выявление резервов
увеличения прибыли и
- разработка мероприятий
по использованию выявленных
возможностей увеличения
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.
Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются: объем и структура товарооборота, уровень валовых доходов и издержек обращения, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:
,
где Пр – прибыль ;
ВР – выручка от реализации.
Оценка эффективности торговой деятельности обычно является завершающим этапом экономического анализа и позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия.
Экономическую эффективность необходимо изучать системно. В систему ее исследования следует включать показатели оценки рациональности использования средств на оплату труда, основных и оборотных активов, производительности труда, фондоотдачи, рентабельности и пр.
2. Учет товарооборота розничного предприятия на примере
ООО Торгового дома «Агат»
2.1 Общая характеристика ООО ТД «Агат»
Общество с ограниченной ответственностью «Агат», именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено в соответствии с учредительным договором от 4 августа 2006г. на неограниченный срок для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли на вложенный капитал в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Агат».
Общество имеет круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Общество имеет право иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Полное наименование Общества: на русском языке – Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Агат», на татарском языке – «Агат» сэудэ йорты чиклэнгэн жаваплылык жэмгыяте. Сокращенное фирменное наименование на русском языке – ООО ТД «Агат», на татрском языке – «Агат» СЙ ЧЖЖ.
Место нахождения и почтовый адрес Общества – 423820, РФ Республика Татарстан, г.Набережные Челны, поселок Сидоровка, Промзона, Торговая база «Гроссмастер».
Общество создано на неопределенный срок.
Общество может быть участником других обществ.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество в праве осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством.
В своей деятельности общество руководствуется действующим законодательством и Уставом.
Основной целью деятельности Общества является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли на вложенный капитал в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
Торговое предприятие ООО ТД «Агат» - магазин индивидуального обслуживания. Продажа товаров осуществляется продавцом-кассиром через прилавок с применением ККМ. Основная нагрузка ложится на продавца, от квалификации которого зависит скорость и качество обслуживания населения. Продавец предлагает и показывает товар покупателям, предоставляет информацию о них, дает консультацию и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме того, он должен уметь быстро и хорошо выполнять такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, производить расчет с покупателем. Применение в магазинах метода индивидуального обслуживания снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров и ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товара. Магазин состоит из четырех отделов: вино-водочный отдел, бакалея, гастрономия и хлебный отдел.
В магазине имеются подсобные помещения (помещения для хранения и ремонта тары, помещения для хранения торгового инвентаря, помещения для подготовки товаров к продаже), административно-бытовые помещение (кабинеты директора, бухгалтеров, заведующих, столовая, комната для отдыха и личной гигиены), небольшой склад для продуктов с более длительным сроком хранения (вино-водочные напитки, шоколад, лимонад).
Торговое розничное предприятия отвечает техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, а оборудование и инвентарь содержатся в образцовом санитарном и техническом состоянии. В магазине применяется такие виды инвентаря как: