Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:14, курсовая работа
Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО Торгового дома «Агат».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия;
2. Изучить учет товарооборота розничного предприятия на примере ООО Торгового дома «Агат»;
3. Показать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО Торговый дом «Агат».
Введение 3
1. Теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия 6
1.1 Понятие и роль розничного товарооборота в рыночной экономике 6
1.2 Особенности учета товарооборота розничного предприятия 10
1.3 Сущность, цель и задача анализа товарооборота 18
2. Учет и анализ товарооборота розничного предприятия на
примере ООО Торгового дома «Агат» 24
2.1 Общая характеристика ООО ТД «Агат» 24
2.2 Учет товарооборота на предприятии розничной торговли 26
2.2.1 Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству 26
2.2.2 Проверка наличия и состояния ТМЦ на складах ООО ТД «Агат» 35
2.2.3 Учет тары 41
2.2.4 Переоценки товаров в ООО ТД «АГАТ» 43
2.2.5 Учет торговой наценки 45
2.3 Анализ товарооборота розничного предприятия на примере
ООО ТД «Агат» 49
1Анализ товарооборота ООО ТД «Агат» по общему объему и
ритмичности торговой деятельности 49
2.3.2 Анализ товарных запасов 53
2.3.3 Анализ товарооборачиваемости 56
2.3.4 Анализ издержек и прибыли торгового предприятия «Агат» 58
3. 69
3.1 Направления совершенствования розничного товарооборота 69
3.2 Автоматизация учета розничного товарооборота 72
Заключение 77
Список используемой литературы 81
Прирост суммы оборотных средств в 2008 году по сравнению с 2007годом составил 56,3%. Данный показатель говорит нам о том, что прибыль на нашем предприятии увеличилась.
Далее вычислим показатель рентабельности нашего предприятия. Сначала рассчитаем среднемесячный товарооборот за 4 квартал 2007-2008 г.г., используя данные таблицы 2.4.
2007 г.
Ср. ТО = (4883824,7 – 3372253) : 3 = 503857,6
2008 г.
Ср. ТО = (11398129,3 – 9638291,3) : 3 = 586612,7
Теперь мы можем вычислить показатель рентабельности за 4 квартал 2007-2008 г.г., используя формулу 1.6.
2008 г.
56872,7
R = 503857, 6 = 0,11
2008 г.
888989,7
R = 586612, 7 = 0,15
Сравнивая полученные показатели, мы видим, что рентабельность предприятия «Агат» повысилась (с 0,11 до 0,15).
Рассмотрев показатели прибыли и рентабельности, мы должны рассчитать насколько эффективно функционирует наше предприятие. Для этого нам следует проанализировать накладные по закупкам товара за ноябрь 2007-2008 г.г. по двум поставщикам, рассмотреть и рассчитать несколько важных показателей и оценить структуру товарооборота торгового предприятия «Агат ».
Рассмотрим накладные по данным поставщикам по закупкам товара за ноябрь 2007-2008 г.г. и составим таблицы, исходя из данных этих накладных
Из полученных таблиц мы видим, что в ноябре 2007г. было заказано 147 наименований товара на общую сумму 124590,14 рублей, а в ноябре 2008 г. – 173 наименования товара на общую сумму 120424,73 рубля. Это говорит о том, что магазин в ноябре 2008 г. заказал больше наименований товара, но с низкой его себестоимостью. Также на некоторые наименования товара поставщиками была снижена закупочная цена.
Из приведённых таблиц мы видим, что основными наименованиями товара, которые магазин заказывает у данных поставщиков, является бытовая химия. Как известно, площадь всего магазина «Агат» составляет 56,6 кв.м., а отдел бытовой химии занимает 1/6 часть от всей площади магазина. Значит, отдел бытовой химии занимает 9,43 кв.м. от всей площади магазина.
Прибыль с отдела бытовой химии в ноябре 2007 г. составила 164796 рублей, а в 2008 г. она снизилась и составила 149260,96 рублей. Это связано со снижением инфляции (в 2007 г. – 15%, в 2008 г. – 12%) и, как уже говорилось ранее, с уменьшением торговой надбавки на товары в 2008 г.
Для оценки эффективности работы предприятия рассчитаем валовую прибыль (ВП) предприятия «Агат» в ноябре 2007-2008 г.г., приходящуюся на отдел бытовой химии. Для этого из суммы накладных по продаже анализируемого периода вычитаем сумму закупочных накладных в этом же периоде. Сумма по закупкам товара в ноябре 2007 г. была равна 124590,14 рублей, по продажам – 164796 рублей, а сумма по закупкам в ноябре 2008 г. была равна 120424,73 рубля, по продажам – 149260,96 рублей.
2007 г.
ВП = 164796 – 124590,14 = 40205,86
2008 г.
ВП = 149260,96 – 120424,73 = 28836,23
Из расчётов мы видим, что валовая прибыль, приходящаяся на отдел бытовой химии в 2008 г. уменьшилась.
Далее посчитаем издержки, приходящиеся на отдел бытовой химии магазина «Агат» за ноябрь 2007-2008 г.г. Они будут равны 1/6 части от общих издержек магазина. Как известно, в 2007 г. издержки магазина составили 61357,12 рублей, а в 2008 г. – 65486,97 рублей. Значит, издержки на отдел бытовой химии составили в 2007 г. – 10226,19 рублей, а в 2008 г. – 10914,5 рублей.
Теперь рассчитаем чистую прибыль (ЧП), приходящуюся на отдел бытовой химии в ноябре 2007 -2008 г.г. Она рассчитывается так: из валовой прибыли за анализируемый период вычитаются издержки за этот же период.
2007 г.
ЧП = 40205,86 – 10226,19 = 29979,37
2008 г.
ЧП = 28836,23 – 10914,5 = 17921,73
Посчитаем величину прибыли (ВП), приходящуюся на 1 кв.м. торгового зала:
- в отделе бытовой химии (ВПо). Для этого чистую прибыль за анализируемый период разделим на площадь отдела бытовой химии.
2007 г.
ВП о = 29979,37 : 9,43 = 3179,2
2008 г.
ВП о = 17924,73 : 9,43 = 1900,6
- в среднем по магазину (ВПср). Для этого среднюю прибыль за 4 квартал анализируемого периода разделим на общую площадь магазина «Агат».
2007 г.
ВП ср. = 56872,7 : 56,6 = 1004,82
2008 г.
ВП ср. = 88898,7 : 56,6 = 1570,65
Проанализировав полученные показатели, можно сделать вывод, что чистая прибыль, приходящаяся на отдел бытовой химии в 2008 г. уменьшилась. Что связано с уменьшением торговой надбавки на товары бытовой химии в 2008 г. Величина прибыли, приходящаяся на 1 кв.м. торгового зала в отделе бытовой химии оказалась выше, чем в среднем по магазину.
Далее проанализируем структуру товарооборота по товарам бытовой химии предприятия «Агат» за ноябрь 2007-2008 г.г. Для этого воспользуемся таблицами по продажам товара за ноябрь 2007-2008 г.г.. Весь товарный ассортимент разделим на 4 группы: стиральные порошки, чистящие средства, косметические средства и средства личной гигиены (мыло, зубная паста, туалетная бумага, прокладки, подгузники).
Рис. 2.3 Структура товарооборота за ноябрь 2007 г. в процентах по товарам бытовой химии
Посчитаем сумму, приходящуюся на эти группы товаров, и проведём анализ динамики структуры товарооборота магазина «Агат» за ноябрь 2007 г. в процентах по товарам бытовой химии. Составим круговую диаграмму (рис. 5).
Из рисунка 2.3 мы видим, что на ассортиментную группу средств личной гигиены приходится самая большая доля товарооборота – 43% (71496,4 рублей). Доля стиральных порошков составила 28% (46078,7 рублей). Доля товарооборота чистящих средств составила 17% (28335,34 рублей). Меньшая доля товарооборота приходится на косметические средства – 12% (19950,9 рублей).
Теперь проведём анализ динамики структуры товарооборота по товарам бытовой химии за ноябрь 2008 год аналогично 2007 году. Составим круговую диаграмму (рис. 2.4).
Рис. 2.4 Структура товарооборота за ноябрь 2008 г. в процентах по товарам бытовой химии
Из рисунка 2.4 мы видим, что в ноябре 2007 г. ассортиментная группа средств личной гигиены так же имеет самую большую долю товарооборота, но она стала меньше, чем в 2008 г. и составляет 40% (61065,88 рублей). Доля стиральных порошков по сравнению с 2007 г. незначительно возросла – 29% (42996,08 рублей). Доля товарооборота чистящих средств по сравнению с 2008 г. уменьшилась и составила 16% (23219,62 рублей). Ассортиментная группа косметических средств, как и в 2007 г. составляет меньшую долю товарооборота, но по сравнению с 2007 г. она увеличилась и составила 15% (21849,65 рублей). Проанализировав структуру товарооборота предприятия «Агат» за ноябрь 2007-2008 г.г. по товарам бытовой химии, мы можем сказать, что сама структура довольно таки стабильна и диктуется только спросом покупателей.
Основные цели мероприятий по стимулированию продаж:
Основная цель мероприятий
по стимулированию продаж
Другая возможная мотивация для проведения мероприятий по стимулированию продаж - оптимизация запасов.
3. Основные направления
3.1 Направления совершенствования розничного товарооборота
Для более эффективной работы предприятия в дальнейшем руководству следует принять меры по увеличению прибыли предприятия
Для достижения этой цели уже к 2010 году предприятию следует провести ряд важных мероприятий.
Предприятию необходимо использовать имеющиеся резервы для удовлетворения сезонных потребностей покупателей к 2010 году, т. е. увеличить запасы соответствующих товарных групп к концу лета – началу осени.
Проанализировав показатели товарооборота и скорости товарооборачиваемости на предприятии ООО Торговый дом «Агат» можно сделать вывод о неоправданном увеличении товарных запасов. Руководство предприятия объясняет этот факт расширением ассортимента за счёт таких товарных групп как одежда, бельё, чулочно-носочные изделия, которые, в отличие от парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии не являются предметами повседневного пользования. Руководству предприятия следует выявить такие позиции ассортимента, по которым следует принять меры по сокращению товарных запасов.
Уменьшение торговой надбавки в 2007 году на товары (30% и 20% в зависимости от поставщика) было введено для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей, так как у предприятия появилось больше конкурентов, специализирующихся в данном направлении и использующих систему супермаркета. Как известно, формат самообслуживания покупателей привлекает значительно больше, чем система обычного магазина. Для руководства нашего предприятия переходить на формат самообслуживания нецелесообразно, так как по данным исследования, приведённого в прессе, есть смысл организовывать самообслуживание в магазинах, площадь которых более 60 кв.м. и имеющих форму торгового зала, которая обеспечивает минимальную ширину прохода для покупателей (1,4 м.). ООО Торговый дом «Агат» не располагает достаточной площадью. А в связи с уменьшением торговой надбавки на указанные выше товары в 2007 году прибыль в отделе бытовой химии сократилась. Значит, для того, чтобы максимизировать прибыль, руководству предприятия стоит повысить торговую надбавку на товары и установить её такой, какой она была в 2007 году (35% и 25% в зависимости от поставщика). Если учесть, что торговая надбавка на товары близлежащих магазинов составляет примерно от 20% до 40% (в зависимости от поставщика), то цены нашего предприятия останутся конкурентоспособными. По прогнозам прибыль предприятия увеличится примерно на 5%.
В связи с увеличением торговой надбавки предприятие может потерять постоянных клиентов. Чтобы этого не случилось, следует проводить различные рекламные акции. А именно:
Данные мероприятия также помогут предприятию стимулировать спрос продукции, привлекут новых клиентов и позволят удержать постоянных покупателей, а также помогут сократить товарные запасы.
Проанализировав величину прибыли, приходящуюся на 1 кв.м. торгового зала можно сказать, что величина прибыли в отделе бытовой химии оказалась выше, чем в среднем по магазину. Отсюда следует вывод, что руководству предприятия следует увеличить площадь отдела бытовой химии. Отдел бытовой химии сейчас составляет 9,43 кв.м. Увеличить площадь отдела вполне достаточно в 1,5 раза. После этого площадь отдела бытовой химии составит 14,1 кв.м. Величина прибыли за месяц на отдел бытовой химии после внедрения предложенных мероприятий составит примерно 2850,9 рублей. Увеличение торгового места в магазине позволит также произвести оптимальную и удобную для покупателей выкладку товаров на стеллажах, что привлекает покупателей.
Успех розничной торговли зависит от того, удовлетворён ли покупатель. После того, как покупатель был привлечён в точку розничной торговли, важной проблемой является максимизация его затрат на протяжении каждого посещения. Это зависит в большей степени от ассортимента предлагаемых товаров.
Руководству предприятия следует провести в магазине анкетирование покупателей, с целью выявления наиболее предпочтительных для них видов и марок товара бытовой химии и парфюмерии. По итогам данного анкетирования имеет смысл откорректировать номенклатурный перечень товара в ООО Торговый дом «Агат», а именно, отказаться от менее предпочтительных покупателем видов и марок товара и ввести новый вид товара, который интересен покупателю, но ещё не представлен в данном магазине.
Например, изучив
ассортимент предлагаемых
По наблюдениям, сейчас
она вызывает повышенный