Основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в ООО Торговый дом «Агат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО Торгового дома «Агат».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия;
2. Изучить учет товарооборота розничного предприятия на примере ООО Торгового дома «Агат»;
3. Показать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО Торговый дом «Агат».

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия 6
1.1 Понятие и роль розничного товарооборота в рыночной экономике 6
1.2 Особенности учета товарооборота розничного предприятия 10
1.3 Сущность, цель и задача анализа товарооборота 18
2. Учет и анализ товарооборота розничного предприятия на
примере ООО Торгового дома «Агат» 24
2.1 Общая характеристика ООО ТД «Агат» 24
2.2 Учет товарооборота на предприятии розничной торговли 26
2.2.1 Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству 26
2.2.2 Проверка наличия и состояния ТМЦ на складах ООО ТД «Агат» 35
2.2.3 Учет тары 41
2.2.4 Переоценки товаров в ООО ТД «АГАТ» 43
2.2.5 Учет торговой наценки 45
2.3 Анализ товарооборота розничного предприятия на примере
ООО ТД «Агат» 49
1Анализ товарооборота ООО ТД «Агат» по общему объему и
ритмичности торговой деятельности 49
2.3.2 Анализ товарных запасов 53
2.3.3 Анализ товарооборачиваемости 56
2.3.4 Анализ издержек и прибыли торгового предприятия «Агат» 58
3. 69
3.1 Направления совершенствования розничного товарооборота 69
3.2 Автоматизация учета розничного товарооборота 72
Заключение 77
Список используемой литературы 81

Файлы: 1 файл

методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО Торгового дома «Агат» (1).doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

Прирост суммы оборотных средств в 2008 году по сравнению с 2007годом составил 56,3%. Данный показатель говорит нам о том, что прибыль на нашем предприятии увеличилась.

Далее вычислим показатель рентабельности нашего предприятия. Сначала рассчитаем среднемесячный товарооборот за 4 квартал 2007-2008 г.г., используя данные таблицы 2.4.

2007 г.

    Ср. ТО = (4883824,7 – 3372253) : 3 = 503857,6

2008 г.

    Ср. ТО = (11398129,3 – 9638291,3) : 3 = 586612,7

 

Теперь мы можем вычислить показатель рентабельности за 4 квартал 2007-2008 г.г., используя формулу 1.6.

2008 г.

56872,7

             R =    503857, 6     = 0,11

 

      


2008 г.

888989,7

     R =    586612, 7     = 0,15


Сравнивая полученные показатели, мы видим, что рентабельность предприятия «Агат» повысилась (с 0,11 до 0,15).

Рассмотрев показатели прибыли и рентабельности, мы должны рассчитать насколько эффективно функционирует наше предприятие. Для этого нам следует проанализировать накладные по закупкам товара за ноябрь 2007-2008 г.г. по двум поставщикам, рассмотреть и рассчитать несколько важных показателей и оценить структуру товарооборота торгового предприятия «Агат ».

Рассмотрим накладные по данным поставщикам по закупкам товара за ноябрь 2007-2008 г.г. и составим таблицы, исходя из данных этих накладных

Из полученных таблиц мы видим, что в ноябре 2007г. было заказано 147 наименований товара на общую сумму 124590,14 рублей, а в ноябре 2008 г. – 173 наименования товара на общую сумму 120424,73 рубля. Это говорит о том, что магазин в ноябре 2008 г. заказал больше наименований товара, но  с низкой его себестоимостью. Также на некоторые наименования товара поставщиками была снижена закупочная цена.

Из приведённых таблиц мы видим, что основными наименованиями товара, которые магазин заказывает у данных поставщиков, является бытовая химия. Как известно, площадь всего магазина «Агат» составляет 56,6 кв.м., а отдел бытовой химии занимает 1/6 часть от всей площади магазина. Значит, отдел бытовой химии занимает 9,43 кв.м. от всей площади магазина.

Прибыль с отдела бытовой химии в ноябре 2007 г. составила 164796 рублей, а в 2008 г. она снизилась и составила 149260,96 рублей. Это связано со снижением инфляции (в 2007 г. – 15%, в 2008 г. – 12%) и, как уже говорилось ранее, с уменьшением торговой надбавки на товары в 2008 г.

Для оценки эффективности работы предприятия рассчитаем валовую прибыль (ВП) предприятия «Агат» в ноябре 2007-2008 г.г., приходящуюся на отдел бытовой химии. Для этого из суммы накладных по продаже анализируемого периода вычитаем сумму закупочных накладных в этом же периоде. Сумма по закупкам товара в ноябре 2007 г. была равна 124590,14 рублей, по продажам – 164796 рублей, а сумма по закупкам в ноябре 2008 г. была равна 120424,73 рубля, по продажам – 149260,96 рублей.

2007 г.

        ВП = 164796 – 124590,14 = 40205,86

2008 г.

    ВП = 149260,96 – 120424,73 = 28836,23

Из расчётов мы видим, что валовая прибыль, приходящаяся на отдел бытовой химии в 2008 г. уменьшилась.

Далее посчитаем издержки, приходящиеся на отдел бытовой химии магазина «Агат» за ноябрь 2007-2008 г.г. Они будут равны 1/6 части от общих издержек магазина. Как известно, в 2007 г. издержки магазина составили 61357,12 рублей, а в 2008 г. – 65486,97 рублей. Значит, издержки на отдел бытовой химии составили в 2007 г. – 10226,19 рублей, а в 2008 г. – 10914,5 рублей.

Теперь рассчитаем чистую прибыль (ЧП), приходящуюся на отдел бытовой химии в ноябре 2007 -2008 г.г. Она рассчитывается так: из валовой прибыли за анализируемый период вычитаются издержки за этот же период.

2007 г.

   ЧП = 40205,86 – 10226,19 = 29979,37

2008 г.

   ЧП = 28836,23 – 10914,5 = 17921,73

Посчитаем величину прибыли (ВП), приходящуюся на 1 кв.м. торгового зала:

- в отделе бытовой химии (ВПо). Для этого чистую прибыль за  анализируемый период разделим на площадь отдела бытовой химии.

2007 г.

        ВП о = 29979,37 : 9,43 = 3179,2

2008 г.

        ВП о = 17924,73 : 9,43 = 1900,6

- в среднем по магазину (ВПср). Для этого среднюю прибыль за 4  квартал анализируемого периода разделим на общую площадь  магазина «Агат».

2007 г.

       ВП ср. = 56872,7 : 56,6 = 1004,82

2008 г.

       ВП ср. = 88898,7 : 56,6 = 1570,65

Проанализировав полученные показатели, можно сделать вывод, что чистая прибыль, приходящаяся на отдел бытовой химии в 2008 г. уменьшилась. Что связано с уменьшением торговой надбавки на товары бытовой химии в 2008 г. Величина прибыли, приходящаяся на 1 кв.м. торгового зала в отделе бытовой химии оказалась выше, чем в среднем по магазину.

Далее проанализируем структуру товарооборота по товарам бытовой химии предприятия «Агат» за ноябрь 2007-2008 г.г. Для этого воспользуемся таблицами по продажам товара за ноябрь 2007-2008 г.г.. Весь товарный ассортимент разделим на 4 группы: стиральные порошки, чистящие средства, косметические средства и средства личной гигиены (мыло, зубная паста, туалетная бумага, прокладки, подгузники).

              

Рис. 2.3 Структура товарооборота за ноябрь 2007 г. в процентах по товарам бытовой химии

Посчитаем сумму, приходящуюся на эти группы товаров, и проведём анализ динамики структуры товарооборота магазина «Агат» за ноябрь 2007 г. в процентах по товарам бытовой химии. Составим круговую диаграмму (рис. 5).

Из рисунка 2.3 мы видим, что на ассортиментную группу средств личной гигиены приходится самая большая доля товарооборота – 43% (71496,4 рублей). Доля стиральных порошков составила 28% (46078,7 рублей). Доля товарооборота чистящих средств составила 17% (28335,34 рублей). Меньшая доля товарооборота приходится на косметические средства – 12% (19950,9 рублей).

Теперь проведём анализ динамики структуры товарооборота по товарам бытовой химии за ноябрь 2008 год аналогично 2007 году. Составим круговую диаграмму (рис. 2.4).

    

Рис. 2.4 Структура товарооборота за ноябрь 2008 г. в процентах по товарам бытовой химии

Из рисунка 2.4 мы видим, что в ноябре 2007 г. ассортиментная группа средств личной гигиены так же имеет самую большую долю товарооборота, но она стала меньше, чем в 2008 г. и составляет 40% (61065,88 рублей). Доля стиральных порошков по сравнению с 2007 г. незначительно возросла – 29% (42996,08 рублей). Доля товарооборота чистящих средств по сравнению с 2008 г. уменьшилась и составила 16% (23219,62 рублей). Ассортиментная группа косметических средств, как и в 2007 г. составляет меньшую долю товарооборота, но по сравнению с 2007 г. она увеличилась и составила 15% (21849,65 рублей). Проанализировав структуру товарооборота предприятия «Агат» за ноябрь 2007-2008 г.г. по товарам бытовой химии, мы можем сказать, что сама структура довольно таки стабильна и диктуется только спросом покупателей.

        Основные цели  мероприятий по стимулированию  продаж:

  • увеличение объема продаж по магазину (сети) в целом
  • увеличение объема продаж товара (категории)
  • оптимизация запасов
  • оптимизация потоков покупателей
  • привлечение дополнительных покупателей
  • повышение лояльности покупателей.

     Основная цель мероприятий  по стимулированию продаж заключается  в самом названии - увеличение  продаж. Здесь важно отметить разность целей производителя (владельца брэнда) и ритейлера. Производителю важно увеличить продажи конкретного товара, который он поставляет в магазин. Поэтому большинство акций производителя направленно на акцентирование внимание покупателя на определенном товаре - дегустации, сэмплинги, лотереи и т.п. При этом увеличение продаж товара может и не быть выгодно ритейлеру, так как оно не обязательно обуславливает увеличение продаж по магазину в целом. Ритейлеру мало пользы от перераспределения брэндов в корзине покупателя, когда, например, вместо пакета сока одного брэнда будет продан другой. Каждый товар играет определенную роль в ассортименте магазина и роль эта не всегда совпадает с той ролью, которую производитель отводит своему брэнду.

   Другая возможная мотивация для проведения мероприятий по стимулированию продаж - оптимизация запасов.

3. Основные направления совершенствования  учета и анализа товарооборота  в организации  розничной торговли  ООО Торговый дом «Агат»

3.1  Направления совершенствования розничного товарооборота

 

Для более эффективной работы предприятия в дальнейшем руководству следует принять меры по увеличению прибыли предприятия

Для достижения этой цели уже к 2010 году предприятию следует провести ряд важных мероприятий.

Предприятию необходимо использовать имеющиеся резервы для удовлетворения сезонных потребностей покупателей к 2010 году, т. е. увеличить запасы соответствующих товарных групп к концу лета – началу осени.

Проанализировав показатели товарооборота и скорости товарооборачиваемости на предприятии ООО Торговый дом «Агат» можно сделать вывод о неоправданном увеличении товарных запасов. Руководство предприятия объясняет этот факт расширением ассортимента за счёт таких товарных групп как одежда, бельё, чулочно-носочные изделия, которые, в отличие от парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии не являются предметами повседневного пользования. Руководству предприятия следует выявить такие позиции ассортимента, по которым следует принять меры по сокращению товарных запасов.

Уменьшение торговой надбавки в 2007 году на товары (30% и 20% в зависимости от поставщика) было введено для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей, так как у предприятия появилось больше конкурентов, специализирующихся в данном направлении и использующих систему супермаркета. Как известно, формат самообслуживания покупателей привлекает значительно больше, чем система обычного магазина. Для руководства нашего предприятия  переходить на формат самообслуживания нецелесообразно, так как по данным исследования, приведённого в прессе, есть смысл организовывать самообслуживание в магазинах, площадь которых более 60 кв.м. и имеющих форму торгового зала, которая обеспечивает минимальную ширину прохода для покупателей (1,4 м.). ООО Торговый дом «Агат» не располагает достаточной площадью. А в связи с уменьшением торговой надбавки на указанные выше товары в 2007 году прибыль в отделе бытовой химии сократилась. Значит, для того, чтобы максимизировать прибыль, руководству предприятия стоит повысить торговую надбавку на товары и установить её такой, какой она была в 2007 году (35% и 25% в зависимости от поставщика). Если учесть, что торговая надбавка на товары близлежащих магазинов составляет примерно от 20% до 40% (в зависимости от поставщика), то цены нашего предприятия останутся конкурентоспособными. По прогнозам прибыль предприятия увеличится примерно на 5%.

В связи с увеличением торговой надбавки предприятие может потерять постоянных клиентов. Чтобы этого не случилось, следует проводить различные рекламные акции. А именно:

  1. Проведение распродаж по сниженным ценам;
  2. Премирование постоянных покупателей (бонусная скидка);
  3. Бесплатная раздача образцов некоторой реализуемой продукции.

Данные мероприятия также помогут предприятию стимулировать спрос продукции, привлекут новых клиентов и позволят удержать постоянных покупателей, а также помогут сократить товарные запасы.

Проанализировав величину прибыли, приходящуюся на 1 кв.м. торгового зала можно сказать, что величина прибыли в отделе бытовой химии оказалась выше, чем в среднем по магазину. Отсюда следует вывод, что руководству предприятия следует увеличить площадь отдела бытовой химии. Отдел бытовой химии сейчас составляет 9,43 кв.м. Увеличить площадь отдела вполне достаточно в 1,5 раза. После этого площадь отдела бытовой химии составит 14,1 кв.м. Величина прибыли за месяц на отдел бытовой химии после внедрения предложенных мероприятий составит примерно 2850,9 рублей. Увеличение торгового места в магазине позволит также произвести оптимальную и удобную для покупателей выкладку товаров на стеллажах, что привлекает покупателей.

Успех розничной торговли зависит от того, удовлетворён ли покупатель. После того, как покупатель был привлечён в точку розничной торговли, важной проблемой является максимизация его затрат на протяжении каждого посещения. Это зависит в большей степени от ассортимента предлагаемых товаров.

Руководству предприятия следует провести в магазине анкетирование покупателей, с целью выявления наиболее предпочтительных для них видов и марок товара бытовой химии и парфюмерии. По итогам данного анкетирования имеет смысл откорректировать номенклатурный перечень товара в ООО Торговый дом «Агат», а именно, отказаться от менее предпочтительных покупателем видов и марок товара и ввести новый вид товара, который интересен покупателю, но ещё не представлен в данном магазине.

        Например, изучив  ассортимент предлагаемых товаров  бытовой химии и парфюмерии  магазина «Агат» можно сделать  вывод, что в данном магазине  не представлена парфюмерно-косметическая продукция более высокой ценовой категории.

    По наблюдениям, сейчас  она вызывает повышенный интерес  у всех возрастных категорий  покупателей. Можно предложить  ввести  данный вид продукции в ассортимент  предлагаемых товаров магазина. Данное мероприятие приведёт к увеличению прибыли, привлечению новых покупателей и, вполне возможно, заинтересует постоянных клиентов.

Информация о работе Основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в ООО Торговый дом «Агат»