Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:14, курсовая работа
Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в розничной торговле на примере ООО Торгового дома «Агат».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия;
2. Изучить учет товарооборота розничного предприятия на примере ООО Торгового дома «Агат»;
3. Показать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО Торговый дом «Агат».
Введение 3
1. Теоретические основы учета и анализа товарооборота розничного предприятия 6
1.1 Понятие и роль розничного товарооборота в рыночной экономике 6
1.2 Особенности учета товарооборота розничного предприятия 10
1.3 Сущность, цель и задача анализа товарооборота 18
2. Учет и анализ товарооборота розничного предприятия на
примере ООО Торгового дома «Агат» 24
2.1 Общая характеристика ООО ТД «Агат» 24
2.2 Учет товарооборота на предприятии розничной торговли 26
2.2.1 Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству 26
2.2.2 Проверка наличия и состояния ТМЦ на складах ООО ТД «Агат» 35
2.2.3 Учет тары 41
2.2.4 Переоценки товаров в ООО ТД «АГАТ» 43
2.2.5 Учет торговой наценки 45
2.3 Анализ товарооборота розничного предприятия на примере
ООО ТД «Агат» 49
1Анализ товарооборота ООО ТД «Агат» по общему объему и
ритмичности торговой деятельности 49
2.3.2 Анализ товарных запасов 53
2.3.3 Анализ товарооборачиваемости 56
2.3.4 Анализ издержек и прибыли торгового предприятия «Агат» 58
3. 69
3.1 Направления совершенствования розничного товарооборота 69
3.2 Автоматизация учета розничного товарооборота 72
Заключение 77
Список используемой литературы 81
Дт 93 "Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью"
Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В соответствии с правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 08.10.93 г. № 995 до поступления в торговый зал должны быть подготовлены к продаже (освобождены от тары, увязочных материалов). Некоторые товары сразу приходуют за минусом отходов по установленным нормам. Эти отходы списывают или за счет дополнительной скидки поставщика, или за счет торговой организации.
2.2.3 Учет тары
В организациях розничной торговли некоторые товары поступают в таре. Завес тары оформляют специальным актом. Разница между фактической массой тары, определенной после ее высвобождения из-под товара и массой ее по маркировке называют завесом тары. Если товары в предприятиях розничной торговли учитывают по продажным ценам, то одновременно на сумму торговой надбавки, относящейся к завесу тары, делается запись:
Дт 93 "Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью"
Кт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В предприятиях розничной торговли может произойти бой или порча товаров. Такие потери товаров оформляют актом и передают в бухгалтерию, где проверяют правильность его составления, после чего передают на утверждение руководителю организации розничной торговли, который решает, за чей счет списать потери товаров. Такие потери товаров взыскивают с виновных лиц и лишь в исключительных случаях (когда конкретных виновников установить невозможно) потери списывают за счет организации.
Стоимость товара, принятого на комиссию определяется товароведом предприятия розничной торговли по согласованию с комитентом. На принятый товар составляется комитентская карточка в двух экземплярах, одновременно выписывается товарный ярлык, который прикрепляется к товару.
Учет реализации товаров по договору комиссии розничной торговле отражается следующими бухгалтерскими записями, представленными в таблице.
Таблица 2.2
Учет реализации товаров по договору комиссии
Хозяйственная операция |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | |
Поступления в кассу: выручка за реализованные товары плата за хранение товаров |
50 50 |
90 80 |
Списаны товары реализованные, возвращенные, суммы уценки товаров |
004 | |
Начислено комитентом за проданные товары (стоимость реализованных товаров по продажным ценам минус комиссионное вознаграждение) |
90 |
76 |
Выплачены деньги комитентом |
76 |
50, 51 |
Уплачена комитентом пеня за задержку выплаты денег и поступления товара в торговый зал для продажи |
80 |
50, 51 |
Платежи в пользу комитента меньше суммы выручки за реализованный товар на величину вознаграждения комиссионера. При реализации товаров по договору комиссии плательщиками налога на добавленную стоимость выступают как комиссионеры, так и комитенты. Облагаемый оборот для исчисления налога на добавленную стоимость у комиссионера определяется по-разному - в зависимости от того, участвует ли комиссионер в расчетах за реализуемые товары. Если комиссионер в этих расчетах не участвует, то облагаемым оборотом для исчисления налога на добавленную стоимость будет сумма комиссионного вознаграждения. Поэтому на кредите счета 90 "Продажи" будет отражена сумма комиссионного вознаграждения. Однако, если комиссионер участвует в расчетах за реализуемые товары, то оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, представляет собой стоимость товаров, передаваемых комитентом и реализуемых покупателями исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.
При этом сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей товаров, суммами налога, указанными комитентом при передаче этих товаров комиссионеру. Сумма налога на добавленную стоимость отражается бухгалтерской записью:
Дт 90 "Продажи"
Кт 68 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Аналитический учет товаров, принятых на комиссию в организациях розничной торговли ведется по материально ответственным лицам, индивидуально по каждой вещи и продажной цене, а расчетов с комитентами - по каждому комитенту. Для аналитического учета товаров и расчетов с комитентами бухгалтерия организации розничной торговли на основании товарных и кассовых отчетов, а также договоров и учетных карточек ведет оборотную ведомость, которая составляется ежемесячно.
В ООО ТД "Агат" реализация товаров по договору комиссии не осуществлялась.
2.2.4 Переоценки товаров в ООО ТД «АГАТ»
Если товары в организации розничной торговли учитываются по продажным ценам и предприятие осуществляет переоценку товаров, то переоценка товаров отражается в бухгалтерском учете организации. Переоценка (изменение цен) товаров может быть как в сторону снижения цен (уценка), так в сторону их повышения (дооценка). Основными причинами переоценки товаров в предприятиях являются: изменение конъюнктуры рынка; уценка товаров устаревших моделей, а также товаров, частично, потерявших свое первоначальное качество.
Переоценка товаров осуществляется согласно Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Основанием для переоценки товаров является распоряжение руководителя организации.
Переоценка товаров представляет собой разницу между стоимостью остатков товаров по прежним ценам и вновь установленным продажным ценам.
Оформляется переоценка инвентаризационной описью-актом, где помимо наименования, количества, другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Для отражения операций, связанных с результатами переоценки товаров в розничной торговле, а также данных об отклонениях их стоимости в текущих рыночных ценах от стоимости, определившихся в бухгалтерском учете используется счет 14 "Переоценка материальных ценностей".
При этом в бухгалтерском учете производятся следующие записи.
Таблица 2.3
Отражение результатов переоценки товаров
Хозяйственная операция |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | |
На суммы увеличения стоимости товаров (дооценка) |
41 |
14 |
На сумму уценки от покупной стоимости, включая НДС |
14 |
41 |
Отражение суммы уценки, торговой надбавки от суммы уценки |
42 |
41 |
Так как повышение или понижение цен на товары влечет за собой увеличение или уменьшение торговой надбавки, то счет 14 "Переоценка материальных ценностей" закрывают счетом 42 "Торговая наценка", исключением является уценка товаров, предусмотренная пунктом 53 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, когда потери от уценки (на сумму превышения стоимости товаров по покупным ценам над стоимостью по ценам возможной реализации) списывают на результаты хозяйственной деятельности в Дт счета 80 "Прибыль и убытки".
Как было сказано выше, товары, поступающие в организации розничной торговли, приходуются в день их поступления на основании счетов - фактур, товарно-транспортных накладных или иных сопроводительных документов. Аналитический учет товаров на предприятиях розничной торговли, в том числе и в ООО ТД "Агат", реализующих товары населению, ведут в стоимостной оценке.
Результат розничной продажи товаров выражается определенной суммой розничного товарооборота, одного из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли. Товарооборот - это общая стоимость реализованных товаров по продажным ценам. От объема реализации (товарооборота) во многом зависит величина валового дохода от реализации, издержек обращения, а следовательно, прибыли. В основном реализация в предприятиях розничной торговли осуществляется за наличный расчет при использовании продажных цен в качестве учетных (исключения - мелко - оптовая продажа, то есть когда продажа товаров осуществляется безналичным путем - перевод с расчетного счета денег покупателя на расчетный счет продавца). Сумма выручки от продажи товаров за наличный расчет определяется по показаниям контрольно-кассовой машины - по итогу за день.
Учет товарооборота в предприятиях розничной торговли ведется на счете 90 "Продажи". Отражение торговой выручки производится на основании кассового отчета.
Например, в кассу ООО ТД "Агат" 20.10.2008 г. поступила выручка от реализации товаров на сумму 30,0 тыс. рублей. При этом нужно сделать бухгалтерскую запись: Дт 50 "Касса" - Кт 90 "Продажи" на 30 тыс. рублей.
2.2.5 Учет торговой наценки
Целью хозяйственной деятельности любой организации розничной торговли является получение прибыли. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящимся к реализованным товарам. Отсюда ясно, насколько важно правильно рассчитать валовый доход от реализации товаров. Валовый доход - это разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую наценку, относящуюся к реализованным товарам, или, иначе говоря, реализованное торговое наложение. Для определения торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам в предприятиях розничной торговли, в конце месяца составляется расчет торговой наценки на реализованный товар.
Рассчитаем валовый доход на примере предприятия розничной торговли ООО ТД "Агат" за октябрь 2008 года.
Для того, чтобы рассчитать торговую наценку на реализованный товар (валовый доход), необходимо взять следующие данные бухгалтерского учета предприятия ООО ТД "Агат":
торговая надбавка на остаток товара на начало отчетного периода (сальдо счета 42) - 72,0 тыс. рублей;
торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 за отчетный период). Под выбытием товаров в данном случае понимается так называемый документированный расход (возврат товаров поставщикам, списание порчи товаров). В октябре 2008 года в организации ООО ТД "Агат" не было документированного расхода;
торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 за отчетный период) - в ООО ТД "Агат" за октябрь 2008 года торговая наценка на поступившие товары составила 52,5 тыс. рублей;
предварительное сальдо торговых надбавок по счету 42. Чтобы определить предварительное сальдо торговых надбавок, необходимо к пункту № 1 "Сальдо по счету 42 на начало отчетного периода, то есть на 1 октября 2008 года прибавить пункт № 3 "Торговая надбавка на товары, поступивший за октябрь 2008 года, и вычесть пункт № 2 "Торговая наценка на выбывшие товары за отчетный месяц". Таким образом, в октябре 2008 года по предприятию "Агат" эта сумма составила 124,5 тыс. рублей;
остаток товаров на конец отчетного периода в ООО ТД "Агат" остаток товара на 1 ноября 2008 года составил 645 тыс. рублей;
товарооборот за октябрь 2008 года в ООО ТД "Агат" составил 232,5 тыс. рублей;
Итого товаров по предприятию: необходимо сложить пункт № 5 "Остаток товара по ООО ТД "Агат" на 1 ноября 2008 года и пункт № 6 "Товарооборот за октябрь 2008 года" - 952,5 тыс. рублей;
Находим средний процент реализованного наложения. Для этого необходимо пункт № 4 "Предварительное сальдо по счету 42 умножить на 100 и разделить на пункт № 7 "Итого товаров за месяц" - 13,07%;
Определим сумму реализованного наложения на остаток товаров на 1 ноября 2008 года. Для этого необходимо пункт № 5 "Остаток товаров на 1 ноября 2008 года умножить на пункт № 8 "Средний процент реализованного наложения" и разделить на 100 - 94,00 тыс. рублей;
Определяем сумму торговой наценки на реализованный товар за октябрь 2008 года. Для этого из пункта № 4 "Предварительное сальдо торговых надбавок" вычесть пункт № 9 "Торговая наценка на остаток товара" - 30,5 тыс. рублей.
Полученная сумма торговой наценки на реализуемые товары - это и есть валовый доход предприятия ООО ТД "Агат" за октябрь 2008 года.
Недостатком приведенного выше способа расчета валового дохода (или реализованной надбавки) является его неточность. Сумма торговой надбавки при таком способе расчета может быть больше или меньше действительной ее величины. Если, например, по сравнению со средним процентом, в числе реализованных, преобладают товары с большим процентом надбавки, а в остатке преобладают товары с меньшими размерами надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.
В организациях розничной торговли на общую сумму выручки от реализации товаров списывали реализованные товары, то есть на Дт счета 90 «Продажи» - первоначально записывали стоимость реализованных товаров по продажным ценам, что не соответствует экономической сущности данного бухгалтерского счета. Поэтому в учете возникает необходимость корректировки дебетового оборота счета 90 по доведению его до покупной стоимости реализованных товаров путем уменьшения первоначального дебетового оборота на сумму торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам, или как можно по другому сказать, с одновременным сторнированием суммы торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам. Отразить операции, связанные с реализацией товаров с применением счета 42 необходимо следующими бухгалтерскими записями (на примере ООО ТД "Агат"):
Списание стоимости реализованных товаров: