Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:41, лекция
Наряду с бухгалтерским учетом предприятия в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут оперативный, статистический и налоговый учет.
Оперативный учет осуществляется на местах производства работ, выполнения разных хозяйственных функций (отдел, склад) и поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (явки на работу, учета реализации, наличия товарных запасов) и могут быть получены по телефону, телетайпу, в устной беседе. Он непостоянен во времени, т. е. надобность в нем возникает по мере необходимости.
ТЕМА: ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
1. Виды учета. Учетные измерители
Наряду с бухгалтерским учетом предприятия в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут оперативный, статистический и налоговый учет.
Оперативный учет осуществляется на местах производства работ, выполнения разных хозяйственных функций (отдел, склад) и поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (явки на работу, учета реализации, наличия товарных запасов) и могут быть получены по телефону, телетайпу, в устной беседе. Он непостоянен во времени, т. е. надобность в нем возникает по мере необходимости.
Статистический учет или статистика изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки и пр. Она готовит и собирает информацию о состоянии экономики, движения рабочей силы, товарной массе, складывающихся ценах на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и др., о численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества. Статистика широко применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный учет и переписи, использует данные оперативного и бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет – сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение деятельности предприятия на основании документов в различных измерителях.
Под сплошным отражением хозяйственной деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат продукции, денежных средств, фондов, задолженности предприятия и т.п.
Непрерывность (во времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах, совершающихся на предприятии фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов и т.д.
Каждый совершившийся
факт, оформленный документом, называется
в бухгалтерском учете
Взаимосвязанность отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете вызвана зависимостью совершающихся между собой фактов. Так после выплаты (выдачи наличными) из кассы заработной платы работникам, уменьшится не только задолженность предприятия перед ними, но и наличие денежных средств в кассе.
Эти качества отличают бухгалтерский учет от оперативного и статистического и повышают его роль и значение в общей системе учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в определенном порядке.
Целью налогового учета
является формирование полной и достоверной
информации о порядке учета для
целей налогообложения
Для ведения учета и описания различных процессов, происходящих на предприятии, в учете приняты три вида измерителей:
2. Предмет бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации.
Составными частями предмета являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно свести в две группы:
Хозяйственные средства любой строительной организации можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны состав имущества, из каких видов состоят средства (активный капитал), с другой – за счет каких источников это имущество приобреталось и сформировалось (пассивный капитал).
Активный капитал включает в себя внеоборотные (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности) и оборотные активы (материальные оборотные средства, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства).
Пассивный капитал включает собственный (Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, целевые финансирования и поступления) и заемный капитал (долгосрочные и краткосрочные обязательства).
3. Метод бухгалтерского учета
Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
3.1 Документация
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании данных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» требует оформлять первичные документы на типовых бланках. Для большинства хозяйственных операций такие бланки разработал Госкомстат России.
Так, в настоящее время действуют типовые бланки для учета:
Кроме того, Госкомстат разработал бланки, учитывающие специфику отдельных отраслей. Так, в настоящее время утверждены типовые бланки для учета:
Формы документов, используемых при безналичных расчетах, утверждены Центральным банком РФ. Если предприятие совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, оно (предприятие) может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой предприятия. При этом форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».
3.2 Инвентаризация
Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (стихийные бедствия, факты хищения, реорганизация или ликвидация предприятия др.).
В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества предприятия. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.
3.3 Счета и двойная запись
Для отражения изменений, происходящих в составе хозяйственных средств и источников, в бухгалтерском учете применяется система счетов.
На каждую однородную группу хозяйственных средств или источников открывается отдельный счет. Счет – это таблица, состоящая из двух частей: левая часть условно называется Дебет (Дт), правая часть называется Кредит (Кт).
Каждая часть счета
предназначена для отражения
изменений, происходящих в составе
хозяйственных средств или
Открыть счет – это значит: написать название счета, его условное цифровое обозначение, обозначить правую и левую части и записать начальный остаток (Сальдо начальное хозяйственных средств или источников).
Например:
Дебет 50 «Касса» Кредит
С нач - 100 |
70 «Расчеты с персоналом
Дебет по оплате труда» Кредит
С нач - 4000 |
Все счета по построению делятся на:
Активные счета – это счета, предназначенные для отражения хозяйственных средств, предприятия. Сальдо на активных счетах записывается только по Дебету.
В течение отчетного периода (обычно месяц) по Дебету активных счетов отражается увеличение хозяйственных средств, а по Кредиту уменьшение хозяйственных средств.
По окончании отчетного периода на активных счетах подсчитываются обороты, и выводится конечный остаток. Для оборотов выделяют отдельную строку. Конечный остаток (Сальдо конечное) рассчитывается по формуле:
С конечное = Сальдо начальное + Оборот по Дебету – Оборот по Кредиту
Сальдо конечное записывается строго по Дебету. Конечные остатки активных счетов переносятся в актив баланса.
Схема активного счета
Дебет
Сальдо начальное (С нач.) |
|
Операции, вызывающие увеличение (+) |
Операции, вызывающие уменьшение(-) |
Оборот по Дебету |
Оборот по Кредиту |
Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по Дебету – Оборот по Кредиту |
Пассивные счета предназначены для отражения источников хозяйственных средств. Сальдо на пассивных счетах записывается только по Кредиту.
В течение месяца по Кредиту пассивных счетов отражается увеличение источников, а по Дебету их уменьшение.
По окончании отчетного
периода отдельной строкой
Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по Кредиту – Оборот по Дебиту
Конечные остатки пассивных
счетов находят отражение в пассиве
баланса.
Схема пассивного счета
Дебет
Сальдо начальное (С нач.) | |
Операции, вызывающие уменьшение(-) |
Операции, вызывающие увеличение (+) |
Оборот по Дебету |
Оборот по Кредиту |
Сальдо конечное = Сальдо начальное + Оборот по Кредиту – Оборот по Дебету |
Информация о работе Основные положения по бухгалтерскому учёту