Основные положения по бухгалтерскому учёту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:41, лекция

Описание работы

Наряду с бухгалтерским учетом предприятия в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут оперативный, статистический и налоговый учет.
Оперативный учет осуществляется на местах производства работ, выполнения разных хозяйственных функций (отдел, склад) и поэтому его сведения ограничиваются рамками предприятия. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (явки на работу, учета реализации, наличия товарных запасов) и могут быть получены по телефону, телетайпу, в устной беседе. Он непостоянен во времени, т. е. надобность в нем возникает по мере необходимости.

Файлы: 1 файл

тема основные положения по бух.учету.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

Активно-пассивные  счета – одновременно отражают состояние хозяйственных средств и источников. Остатки могут быть:

    • либо только по Дебету, либо только по Кредиту;
    • либо в развернутом виде: и по Дебету и по Кредиту одновременно;
    • или их может не быть вообще.

По Дебету активно-пассивных  счетов отражается увеличение дебиторской задолженности или погашение кредиторской.

По Кредиту активно-пассивных  счетов отражается увеличение кредиторской задолженности или уменьшение дебиторской.

Примером таких счетов могут быть счета:

    • счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
    • счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Остатки по таким счетам, как 71 и 76 невозможно рассчитать по какой-либо формуле. Их получают путем аналитических  расчетов по каждому дебитору и кредитору.

Для записи хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета  применяется принцип двойной записи. Его сущность заключается в том, что каждая хозяйственная операция в одной и той же сумме записывается два раза в Дебет одного счета и Кредит другого.

Например:  Получены деньги с расчетного счета в кассу 4000 руб.

Дт – 50  - увеличение денег в  кассе

Кт – 51 – уменьшение денег  на расчетном счете.

 Между счетами,  на которые записывается хозяйственная  операция, возникает взаимосвязь.  Взаимосвязь между дебетом одного  счета и кредитом другого счета,  называется корреспонденцией, а сами счета – корреспондирующими.

Корреспонденция  счетов с указанием суммы хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерские проводки бывают:

    • простые;
    • сложные.

Простая бухгалтерская  проводка – это та проводка, которая затрагивает дебет одного счета  и кредит другого счета.

Например: Поступили материалы от поставщика на сумму 10 тыс.руб.

Дт – 10 – увеличение материалов

             Кт – 60 – увеличение задолженности перед поставщиком.

Сложная бухгалтерская  проводка – это та проводка, которая затрагивает Дебет одного счета и Кредит нескольких счетов, или наоборот Кредит одного счета и Дебит нескольких счетов.

Например:  Из кассы предприятия выданы деньги подотчетному лицу в сумме 2 тыс. руб. и заработная плата в сумме 18 тыс. руб.

Кт – 50 (20 000 руб.) –  уменьшение денег в кассе

Дт – 71 (2 000 руб.) – увеличение дебиторской задолженности человека перед                 предприятием)

Дт – 70 (18 000 руб.) –  погашение кредиторской задолженности.

Любую сложную проводку можно представить в виде нескольких простых, то есть:

Дт – 70                                                        Дт – 71                                   

Кт -  50                                                        Кт – 50

 

3.4 Оценка. Калькуляция

Имущество, обязательства  и хозяйственные операции для  отражения в бухгалтерском учете  и отчетности подлежат оценке. Оценка включает стоимостное определение состава средств, расчет себестоимости единицы работ, обобщение данных о затратах в течение установленного периода времени. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов.

Имущество, приобретенное  за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущество, полученное безвозмездно  – по рыночной стоимости  на дату оприходования; имущество, произведенное  в самой организации – по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

Калькуляция – это  расчет затрат (расходов) на осуществление  работ организаций в денежном выражении. Калькуляция служит основой  для подсчета и определения себестоимости единицы работ (продукции), а также для определения средних издержек производства.

 

3.5. Бухгалтерский  баланс

Каждое предприятие  должно иметь сведения о состоянии  хозяйственных средств и источников. Эти сведения дает бухгалтерский баланс.

В бухгалтерском учете  баланс рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных  средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном (стоимостном) выражении.

«Баланс» в переводе с латинского языка означает «двухчашечные весы» и употребляется как символ равновесия, равенства.

Основой построения баланса  является классификация хозяйственных  средств  предприятия, которые представлены по двум направлениям:

    • по составу и размещению средств – актив баланса;
    • по источникам их формирования – пассив баланса.

Баланс по строению представляет собой двустороннюю таблицу. Левая  сторона таблицы – актив, правая сторона – пассив.

В активе баланса отражаются действующие финансовые ресурсы, которые  носят активный характер. Актив баланса включает в себя следующие статьи:

    • внеоборотные активы – «Основные средства», «Нематериальные активы» и др.;
    • оборотные активы – «Запасы», «Краткосрочная дебиторская задолженность», «Денежные средства» и др.

В пассиве баланса  отражается структура ресурсов предприятия по источникам их образования. Пассив включает в себя:

    • собственные средства предприятия – «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал» и др.
    • заемные средства – «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

Таким образом, пассивы показывают, сколько денег было получено предприятием, активы – как предприятие использовало полученные средства, во что оно их вложило.

Особенностью бухгалтерского баланса является то, что итог актива и пассива баланса должны быть равны.

Для отражения конкретного  вида средств или источников в  балансе каждому виду ресурсов отводиться отдельная строка, которую принято  называть статьей баланса.

Отраженная в активе и пассиве по строке «Баланс», итоговая сумма остатков  средств предприятия, носит название валюты баланса.

Баланс является отчетным документом, составляется, как правило, на первое число месяца и представляется в установленные адреса и сроки.

Изучение бухгалтерского баланса  позволяет выявить обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами, состояние расчетных и кредитных отношений и в целом финансовое состояние предприятия.

 

3.6. Бухгалтерская  отчетность

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном  и финансовом положении предприятия  и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность в зависимости от периода, за который  она составляется, бывает периодической  и годовой.

Периодической является бухгалтерская отчетность, которая составляется  и предоставляется регулярно через определенные промежутки времени в течение года. К периодической, относится бухгалтерская отчетность квартальная, полугодовая, за девять месяцев.

Годовая бухгалтерская  отчетность составляется по итогам  истекшего года.

В состав годовой бухгалтерской  отчетности включаются:

    • бухгалтерский баланс (форма №1);
    • отчет о прибылях и убытках (форма №2);
    • пояснения к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках, включающие: отчет об изменениях капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку и другие формы отчетов, предусмотренные нормативными актами;
    • аудиторское заключение, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Все эти формы утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и  главным бухгалтером предприятия.

 

 

 

4.  Учетная политика  организации

 

Организации, руководствуясь законодательством  России о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Под учетной политикой  организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения;
  • стоимостного измерения;
  • текущей группировки;
  • итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика разрабатывается  главным бухгалтером в срок не позднее 90 дней со дня государственной  регистрации организации. Она утверждается руководителем организации и  один экземпляр ее направляется в  налоговую инспекцию.

Основные требования к учетной политике изложены в  Положении по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.

 Учетная политика  раскрывается в 2-х аспектах (направлениях):

1) Организационно-технические  аспекты включают:

    • организацию бухгалтерского учета
    • разработку рабочего плана счетов
    • формы первичных документов
    • порядок организации документооборота
    • форму бухгалтерского учета и технологию обработки учетной информации
    • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
    • внутреннюю отчетность организации.

 

2) Методические  аспекты включают:

  • установление границ основных средств
  • порядок начисления амортизации по основным средствам
  • порядок начисления амортизации по нематериальным активам
  • порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовки материальных ценностей
  • метод оценки материально-производственных запасов и расчета их фактической себестоимости
  • варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
  • способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных  расходов
  • перечень резервов предстоящих расходов и платежей
  • порядок учета и финансирования ремонта основных средств
  • сроки погашения расходов будущих периодов
  • вариант учета выпуска продукции
  • порядок создания резервов по сомнительным долгам
  • варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг)
  • сроки списания доходов будущих периодов
  • вариант распределения и использования чистой прибыли
  • порядок начисления и выплаты дивидендов
  • порядок оценки кредиторской задолженности
  • учет собственного капитала
  • метод распределения расходов на продажу и др.

Учетная политика формируется  на длительное время. Ее изменения могут  производиться  в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности: при реорганизации; при смене собственников; при изменении видов деятельности и т.п.

Все изменения в учетной  политике должны вводиться с начала финансового года. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

 

5.  Исправление  ошибок в документах и в  учетных регистрах

Документы  и учетные  регистры необходимо вести аккуратно. Как в текстовой части, так и в цифровых данных помарки и подчистки не допускаются. При хранении регистров бухгалтерского учета должна быть обеспечена их защита от несанкционированных исправлений.

Информация о работе Основные положения по бухгалтерскому учёту