Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 13:56, курсовая работа
Целью данной курсовой является рассмотрение сущности, структуры и места управленческого учета в информационной системе предприятия. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть предмет, функции и принципы управленческого учёта;
- изучить методы управленческого учёта;
- сравнить бухгалтерский финансовый учет с управленческим.
Введение 3
1. Основы управленческого учета
1.1 Сущность, принципы и функции управленческого учета 5
1.2 Предмет и структура управленческого учета 10
1.3 Методы управленческого учета 14
1.4 Место управленческого учета в информационной системе предприятия 18
Заключение 24
Список использованной литературы 27
1.2 Предмет и структура
Построение
структуры управленческого
Предметом бухгалтерского управленческого учета является процесс воздействия на объект (т.е. планирование, учет, анализ, контроль и мотивация деятельности центров ответственности) в целях организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. В управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса – показатель, определяемый для данного подразделения руководством.
Содержание предмета раскрывается с помощью его многочисленных объектов, состав которых можно объединить в четыре группы:
I группа – производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности организации7:
Объекты учета этой группы рассматриваются в динамике. Между тем ресурсы представлены: производственными запасами на центральных складах, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадиям производственного цикла до склада готовой продукции; средствами производства, характеризующими наличие производственных мощностей и готовность предприятия к производству; трудовыми ресурсами, которыми располагает организация в данный момент, использованием трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности; результатом труда как продуктом предприятия.
II группа – хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации. Эта группа сформирована с использованием процессного подхода. Его сущность заключается в том, что производственными ресурсами и деятельностью управляют как отдельными процессами. Разнородные хозяйственные операции, сгруппированные по экономическому содержанию и принадлежности к отдельным процессам, представляют вид деятельности.
Ко второй группе объектов относятся хозяйственные операции, объединенные по следующим видам деятельности:
Информация о затратах собирается и обобщается по видам работ и складам, ценам на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам: приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест и контролю за исполнением смет.
Результативная
итоговая информация о снабженческо-
Цикл жизни продукта — это период времени от первоначальных затрат на исследования и разработки до того момента, когда интерес потребителей к данному продукту исчезает. Опоздание на рынок, выход на него после конкурентов могут негативно повлиять на рентабельность предложенного продукта.
III группа – доходы и затраты, характеризующие результаты определенных хозяйственных процессов. Эта группа объектов учета формируется в виде показателей, характеризующих результат хозяйственных операций, и поэтому в управленческом учете они должны отражаться одновременно с использованием ресурсов и получением продукта как результата совокупности процессов.
IV группа – структурные единицы, позволяющие локализовать затраты и доходы по местам их возникновения или центрам ответственности. Для целей управления, принимая во внимание использование ресурсов и получение продуктов, обобщается эта информация по месту возникновения затрат и полуфабрикатов. Накладные расходы при традиционном подходе всегда учитываются по их принадлежности к определенным цехам, участкам и т.д.
Все вышеперечисленные группы объектов учета взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе.
1.3 Методы управленческого учёта
Метод управленческого
учета представляет собой совокупность
различных приемов и способов,
посредством которых в системе
управленческого учета
Он состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки; группировки и обобщения; контрольных счетов; нормирования, планирования, прогноза; контроля и анализа8.
Документация
– первичные документы и
Инвентаризация
– способ определения фактического
состояния объекта, выявления отклонений
от учетных данных, неучтенных ценностей,
потерь, недостач, хищений. Инвентаризация
способствует сохранности материальных
ценностей, контролирует их использование,
устанавливает полноту и
Группировка
и обобщение – способ, позволяющий
накапливать и
Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.
Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления организацией.
Планирование
– непрерывный циклический
Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство организации, которое охватывает все сферы его деятельности. Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства. Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учета производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования. Таким образом, нормы выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты предприятием при определенных условиях внутренней и внешней среды.
Анализ
– в силу специфических особенностей
этот элемент метода управленческого
учета взаимодействует
Контроль
– завершающий процесс системы
управления, направляющий деятельность
предприятия на выполнение ранее
установленных заданий, позволяющий
вскрывать и устранять
Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит – установление границ выдачи, исходя из нормы расходов ресурсов на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению.
В заключение можно сказать, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.
2.2 Место управленческого учета
в информационной системе
В современных
условиях, когда предприятиям дана
самостоятельность в разработке
своих производственных программ, планов
производственного и
Экономическая информация | ||||||
Нормативно-справочная информация |
|
Отчетная информация | ||||
Плановая информация |
Учетная информация |