Особенности анализа внешнеэкономической деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
показать актуальность проведения анализа ВЭД в условиях современной экономики.
раскрыть основные принципы и особенности проведения ВЭД.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы внешнеэкономической деятельности предприятий;
выделить основные методы проведения анализа внешнеэкономической деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия 6
Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности 11
Виды внешнеэкономической деятельности ………… 14
Понятие анализа внешнеэкономической деятельности 20
Методы анализа внешнеэкономической деятельности 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Натали-Турс» 26
Общая характеристика предприятия ООО «Натали-Турс» 26
Анализ экономических показателей деятельности предприятия ООО «Натали-Турс» 2009 – 2012 гг. 29
Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия ООО «Натали-Турс» 30
Перспективы развития предприятия ООО «Натали-Турс» на основе произведенного анализа 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Особенности анализа внешнеэкономической деятельности предприятий.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

– оценка конкурентоспособности экспортного  продукта;

– обеспечение технико-экономических параметров и требований экспортного производства;

– прогноз внутрипроизводственных ресурсов;

– поиск источников материальных ресурсов;

– обеспечение производства экспортной продукции;

– выбор экспортной стратегии  предприятия;

– установление связей с  внутренними партнерами.

Указанные функции реализуются  в процессе комплексного изучения внешних  рынков, результаты которого экспортеры закладывают в основу текущих  и долгосрочных программ своей деятельности.

Прогнозируются динамика внутрипроизводственных ресурсов, переменные составные в источниках их пополнения, внешние условия деятельности предприятий экспортеров, намечается степень их деловой активности. Прогноз будущего состояния внешних условий хозяйствования строится на оценке предстоящих изменений конъюнктуры рынков сбыта, а также смежных рынков материалов, комплектующих изделий, транспортных, страховых, финансовых и подобных услуг.

Далее происходит выбор  товарных позиций и определяется ассортиментная структура в соответствии с кодом товарной номенклатуры ВЭД. Производится оценка конкурентоспособности товара, т.е. расчет комплексного показателя, предусматривающего многоступенчатость оценок критериев характеристики товара в зависимости от возможностей экспортера адаптироваться к условиям рынка.

Основой ВЭД предприятий, объединений и организаций является производство экспортной продукции  и ее продвижение на внешний рынок, которое обеспечивается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником.

Организационно-экономические  функции включают в себя:

– маркетинговые исследования внешних рынков;

– анализ конъюнктуры  экспортного рынка;

– поиск иностранного партнера;

– изучение обстоятельств  работы на рынке иностранного партнера;

– выбор форм и методов работы на внешнем рынке;

– обеспечение выхода на внешний рынок;

– организация внешнеторговой рекламы;

– планирование внешнеторговой операции;

– логистика;

– привлечение посредника.

Функции данной группы нацелены на поиск и выбор форм и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего зарубежного партнера, на планирование внешнеторговой операции и организацию рекламы.

Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществляется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, существующих возможных видов ВЭД, организационных форм международной торговли в зависимости от специфического характера товаров и утвердившихся традиций в мировой практике.

Оперативно-коммерческие функции предприятия включают в  себя:

1) подготовку внешнеторговой  сделки:

– установление контакта с партнером;

– расчет экспортной цены;

– проведение переговоров;

– подготовка проекта  контракта;

– согласование условий сделки.

2) выбор предмета сделки:

– товар;

– работы;

– услуги.

3) выбор типа сделки:

– купля-продажа;

– арендная;

– подрядная;

– компенсационная.

4) определение основных  условий контракта:

– базисных условий поставки;

– вида транспортировки;

– условий и форм расчета и др.;

5) Подписание контракта;

6) Исполнение контракта.

 

1.2 Предприятие,  как субъект внешнеэкономической деятельности

Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" предприятиям разрешено  самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и другие).

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники  внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью. Гражданская правоспособность предприятия носит специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.

Гражданская дееспособность - это способность юридического лица к реализации своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента  государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы.

Имущество предприятия  составляют основные фонды, оборотные  средства и иные ценности, стоимость  которых отражается в балансе  предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия  и в хозяйственном ведении.

За неисполнение обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители  конкурентоспособной продукции  имеют право на самостоятельное  осуществление экспортно-импортных  операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации  оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа  выхода на мировой рынок служит минимизация  расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

 

    1.  Виды внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность – совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и  оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных  предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Виды внешнеэкономической  деятельности:

– внешнеторговая деятельность;

– производственная кооперация;

– международное инвестиционное сотрудничество;

– валютные и финансово-кредитные  операции.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий  и фирм представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:

– взаимного планирования экспортной и импортозамещающей  продукции;

– прогнозирования и  совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

– организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность  кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Производственные кооперативы  входят в группу участников ВЭД, работающих на внешнем рынке без посредников. Для реализации своей продукции на внешнем рынке они привлекают в основном своих зарубежных партнеров с родственных предприятий и фирм по линии прибрежной и приграничной торговли со странами Восточной Европы, Финляндией, Монголией, КНР и КНДР, прибегая чаще всего к товарообменным операциям. Внешнеэкономическая деятельности производственных кооперативов активизируется за счет установления прямых связей, компенсационного и производственного сотрудничества, к примеру, с партнерами из северо-западных стран. Для экспортно-импортных операций они лишь изредка пользуются услугами и возможностями внешнеэкономических организаций Федерального министерства. В настоящее время производственными кооперативами образованы многочисленные союзы и ассоциации с целью защиты своих интересов и облегчения дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности.

Участниками внешнеэкономической  деятельности могут быть:

– российские юридические  лица;

–российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

– иностранные юридические лица и организации в иной форме;

Информация о работе Особенности анализа внешнеэкономической деятельности предприятий