Особенности анализа внешнеэкономической деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются:
показать актуальность проведения анализа ВЭД в условиях современной экономики.
раскрыть основные принципы и особенности проведения ВЭД.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы внешнеэкономической деятельности предприятий;
выделить основные методы проведения анализа внешнеэкономической деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия 6
Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности 11
Виды внешнеэкономической деятельности ………… 14
Понятие анализа внешнеэкономической деятельности 20
Методы анализа внешнеэкономической деятельности 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Натали-Турс» 26
Общая характеристика предприятия ООО «Натали-Турс» 26
Анализ экономических показателей деятельности предприятия ООО «Натали-Турс» 2009 – 2012 гг. 29
Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия ООО «Натали-Турс» 30
Перспективы развития предприятия ООО «Натали-Турс» на основе произведенного анализа 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Особенности анализа внешнеэкономической деятельности предприятий.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Предварительный анализ - применяется в ходе подготовки и принятия решения (например, внешнеторгового плана или конкретной сделки). Цель данного анализа: подготовить данные для выявления и изучения различных вариантов внешнеторговых сделок, базисных условий контракта, перспектив развития ВЭ связей, составление планов ВЭД, просчет экономической эффективности планируемых операций. Этот анализ тесно переплетается с маркетинговыми исследованиями бизнес планирования, разработкой производственных и инвестиционных программ, нормативов, лимитов, с составлением экономических и внешнеторговых прогнозов. Неотъемлемым элементом предварительного анализа должна быть оценка платежеспособности деловой репутации и финансовой надежности потенциальных зарубежных партнеров.

Текущий (оперативный) анализ – применяется в ходе выполнения решения (внешнеторгового бизнес плана) и внешнеторговых обязательств по контрактам. Этот анализ направлен на изучение и контроль происходящих процессов по экспорту, импорту товаров, мероприятий и действий в ходе экспортно-импортных операций. Цель данного анализа подготовить данные для принятия оперативных решений в ходе повседневного управления внешнеэкономическими связями предприятия. Текущий анализ включает изучение условий реального выполнения сторонами договорных условий с соблюдением графика поставок, расчетов и платежей объемов, сроков, способов и маршрутов перевозок грузов и т.д. Результаты данного анализа могут служить для предъявления претензий зарубежным партнерам за невыполнение ими договорных обязательств.

Последующий анализ –  направлен на проведение итогов выполнения заключенных ВЭ контрактов и ВЭД  предприятия в целом. Цель этого  анализа – оценка результатов  деятельности предприятия за определенный период. Подобная оценка предполагает выявление факторов оказавших влияние на результаты ВЭД, изучение причин, потерь и утраченных выгод, вскрытие имеющихся резервов и разработку мероприятий по повышению эффективности ФХД предприятия в сфере ВЭД. В зависимости от степени охвата анализом деятельности организации и круга затрагиваемых вопросов анализ подразделяется на комплексный и тематический.

Комплексный анализ –  охватывает всю взаимосвязанную  систему показателей предприятия  отражающих хозяйственную, производственно – коммерческую и финансовую деятельность, связанную с осуществлением ВЭД.

Результатом этого  анализа  за отчетный период должны служить  основы для разработки бизнес планов предприятия и заключения новых  контрактов.

Тематический анализ ВЭД направлен на изучение показателей выполнения конкретных контрактов, эффективности реализации различных товарных групп на определенных рынках, оценку развития связей с конкретными странами. Этот анализ призван ориентировать предприятие на поиск возможностей взаимовыгодного удовлетворения спроса на свою продукцию в различных секторах мирового рынка.

Количественные показатели отражают объемы ВЭ операций, количественные изменения во внешней торговле. К  ним относятся, например показатели натуральных объемов и стоимости экспорта или импорта натуральных объемов по плану и фактически как в целом по предприятию, так и по отдельным торговым соглашениям, странам и зарубежным партнерам по товарным группам и отдельным товарам.

Качественные  показатели характеризуют рациональность средств занятых в экспортных/импортных операциях. Они так же отражают финансовую деятельность и финансовое положение предприятия. К ним относятся скорость оборота средств во ВЭ операциях, рентабельность и др. показатели этих операций, уровень использования ВЭ потенциала предприятия и др.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ООО «Натали-Турс»

    1. Общая характеристика предприятия ООО «Натали-Турс»

Название: «Натали Турс»;

Форма организации: Общество с ограниченной ответственностью;

Направление деятельности компании: ОКВЭД 63.30.1-4, туроператор;

Финансовые гарантии: 100 000 000 рублей;

Общая характеристика компании: один из ведущих российских туроператоров, организующий туры в страны, относящиеся  к массовым направлениям отдыха российских граждан;

Страны, имеющие представительства  компании: Испания, ОАЭ, Италия, Турция, Королевство Таиланд, Египет;

Штат сотрудников в  России: 300 человек;

Штат сотрудников за рубежом: 70 человек;

Штатное расписание в  России включает в себя: сотрудников колл-центра, специалистов по продукции, специалистов по работе с зарубежными партнерами, сотрудников визового отдела, юристов, программистов, дизайнеров, бухгалтеров, переводчиков, операторов ПК, сотрудников отдела качества, руководителей отделов и служб;

Штатное расписание за рубежом  включает в себя: специалистов по работе с иностранными партнерами, специалистов по работе с туристами, руководителей  представительств;

Подробная информация по виду деятельности компании ООО «Натали Турс»:

Туристский продукт формируется из комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

Услуги оказывают транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.

Комплектацией туристского  продукта, то есть формированием набора услуг, занимаются туроператоры.

Туроператор составляет дифференцированные туристические  продукты из составляющих услуг в  соответствии с требованиями и пожеланиями  клиентов.

Туроператор разрабатывает  туристические маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим туристическим продуктам, определяет цены и передает турпродукт агенту для его последующего продвижения и реализации туристам.

Интенсивное развитие индустрии  туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на формирование структуры туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

- операторами массового  рынка – они продают большое число туристских пакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма;

- специализированными  операторами – они специализируются  на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

- специального интереса (например, организация сафари в  Африке);

- специального места  назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);

- определенной клиентуры  (молодежные, бизнес-туры, семейные  туры и т.д.);

- специальных мест  назначения (например, турбазы);

- использующих определенный  вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.);

По месту деятельности туроператоры бывают:

- местными (внутренними)  – они ориентируют туристические  пакеты в пределах Российской  Федерации;

- выездными – они  ориентируют туристические пакеты  на зарубежные страны;

- операторами на приеме  – они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, туроператоров  можно подразделить на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими организациями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего не менее чем из трех услуг:

-   размещение;

-   транспортировка  туристов;

-   любая другая, не связанная с вышеназванными, услуга.

Классический инициативный туроператор формирует сложные  маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы  обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, организациями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.).

Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).

В соответствии с данной классификацией, туроператор ООО  «Натали-Турс» является инициативным оператором массового рынка, действующим во внутренней и выездной сферах туризма.

    1. Анализ экономических показателей деятельности предприятия       ООО «Натали-Турс» 2009 – 2012 гг.

Исходя из данных диаграмм (рис. 1.1 – 1.4), видны следующие основные моменты деятельности компании ООО «Натали-Турс»:

  1. Общий объем рынка по представленным направлениям восстановился после кризиса 2008 года, но с 2011 года вновь имеет отрицательную динамику. Основными причинами этого явления являются общий спад в мировой экономике и серьезные ужесточения законодательства для малого бизнеса в России, что привело к разорению ряда малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, являющихся одними из главных потребителей туров по странам массового направления.
  2. На фоне общих проблем, на туристическом рынке и банкротства нескольких игроков (Ланта Тур, Капитал Групп), освободившаяся доля рынка была разделена между ведущими туроператорами, что спровоцировало увеличение оборота, несмотря на общую динамику рынка. Дальнейшие прогнозы основываются на недоверии потребителей к небольшим туроператорам и предполагают дальнейшее увеличение доли крупных игроков на рынке.
  3. Наилучшая динамика на рынке наблюдается у туроператора «Библио-Трэвел», внедрившего в работу большое количество онлайн-сервисов для своих агентов и туристов, а также проводящих демпинговые акции, позволяющие увеличить оборот компании.
  4. Прибыльность компании «Натали-Турс» снижается за счет удешевления продуктов, что является общей динамикой на рынке, возникшей в результате адаптации игроков к условиям экономического спада на мировом рынке, а также попыткой перевести продукты компании в более дешевый ценовой сегмент для привлечения новых клиентов.
  5. Общая динамика показателей компании ООО «Натали-Турс» относительно ближайших конкурентов является положительной и уступает только динамике компании ООО «Библио-Трэвел».

 

    1.  Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия                  ООО «Натали-Турс»

В данном разделе автор  проанализирует экономические показатели ВЭД компании ООО «Натали-Турс» по основным направлениям организации турпродукта, а именно Испания, ОАЭ, Италия, Турция, Королевство Таиланд, Египет.

 

Анализ ВЭД ООО «Натали-Турс» в Испании:

На основе данных экономической  отчетности ООО «Натали-Турс» за 2009-2012 года, представленных в виде диаграмм на рис. 2.1 – 2.5, можно сделать следующие выводы:

  1. Рост оборота по направлению, вызванный политикой Испании по упрощению въездного режима и выдаче годовых виз.
  2. Рост оборота по направлению, вызванный снижением популярности таких направлений, как Египет и Таиланд.
  3. Рост объема туров на курорты по отношению к общим турам в страну.
  4. Падение средних цен на турпродукт по направлению, вызванных ухудшением общего экономического положения в России (с 2008 года россияне стараются покупать более дешевые товары и услуги).
  5. Падение средних цен на турпродукт по направлению, вызванных внутренней политикой Испании, направленной на снижение стоимости отдыха в стране для улучшения общего экономического положения страны за счет туриндустрии.
  6. Падение прибыльности работы по данному направлению, ввиду адаптации компании к сложившимся на российском рынке условиям.
  7. Положение компании по отношению к конкурентам остается стабильным.
  8. Динамика компании положительна, так как потребители относят компанию к числу надежных, что на фоне банкротств некоторых игроков на рынке и потери доверия потребителя к небольшим компаниям непосредственно влияет на оборот компании.

 

 

Анализ ВЭД ООО «Натали-Турс» в ОАЭ:

На основе данных экономической  отчетности ООО «Натали-Турс» за 2009-2012 года, представленных в виде диаграмм на рис. 3.1 – 3.5, можно сделать следующие выводы:

  1. Рост оборота по направлению, вызванный снижением популярности таких направлений, как Египет и Таиланд.
  2. Увеличение средней стоимости продукта, вызванное ценовой политикой ОАЭ.
  3. Падение прибыльности работы по данному направлению, ввиду адаптации компании к сложившимся на российском рынке условиям.
  4. Падение интересов к шоп-турам, ввиду общего снижения покупательской способности россиян.
  5. Недостаточно интенсивный рост оборота по направлению, ввиду ограниченного количества квот на туристический продукт, предоставляемых партнерами компании в ОАЭ.
  6. Стабильное положение компании на рынке относительно ближайших конкурентов, ввиду закрытости рынка туристических услуг в ОАЭ от небольших компаний и регулирования объемов сотрудничества со стороны ОАЭ, направленного на поддержание стабильной ситуации на рынке.

Информация о работе Особенности анализа внешнеэкономической деятельности предприятий