Особенности формирования показателей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов учета и отчетности, рассмотрение нормативных актов, регулирующих учет и отчетность по НДС, изучение экономической сущности учета и отчетности по НДС, оценка практического применения налогового учета и отчетности по НДС.
Задачи, с помощью которых достигается цель данной курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты налогового учета и отчетности;
- изучить нормативное регулирование налогового учета и отчетности по НДС;
- изучить экономическую сущность налогового учета и отчетности по НДС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....……………. ....2
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙНАЛОГ….…..…………..…………4
1.1 Значение и сущность НДС………………………………………….……….4
1.2 Роль НДС и налоговые ставки…… ……………….…..................................6
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ….…………………………………………………..……………..8
2.1 Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную
стоимость…………………………………………………………………… …....8
2.2 Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость…....9
2.3 Порядок заполнения декларации по НДС…………………………………13
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая 1исправления.docx

— 119.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....……………. ....2

1.  НДС КАК ОСНОВНОЙ  КОСВЕННЫЙНАЛОГ….…..…………..…………4

1.1  Значение и сущность НДС………………………………………….……….4

1.2  Роль НДС и налоговые  ставки…… ……………….…..................................6

2.  БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ  ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ….…………………………………………………..……………..8

2.1  Порядок ведения  бухгалтерского учета по налогу  на добавленную

стоимость…………………………………………………………………… …....8

2.2  Порядок исчисления  и взимания налога на добавленную  стоимость…....9

2.3 Порядок заполнения декларации по НДС…………………………………13

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ……………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………29

ПРИЛОЖЕНИЯ.…………………………………….………………………….. 30 
ВВЕДЕНИЕ

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако это представляется маловероятным.

В условиях рыночной экономики для  нашего государства взимание налога на добавленную стоимость является более эффективным по сравнению  с налогом с продаж.

Решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Отсутствие научно обоснованных расчетов элементов налогооблагаемой базы, экономических возможностей налогоплательщиков, потребностей бюджета, соотношений между различными видами налогов и общей суммой бюджетных потребностей.   Учет и отчетность играют большую роль в определении конечной суммы того или иного налога, применительно к данной теме – НДС, а так как налоги являются основным источником пополнения бюджетов всех уровней, то от правильности их исчисления зависит эффективность функционирования всего государства. Этим фактом также подтверждается актуальность и значимость данной темы.    

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов учета и отчетности, рассмотрение нормативных актов, регулирующих учет и отчетность по НДС, изучение экономической сущности учета и отчетности по НДС, оценка практического применения налогового учета и отчетности по НДС.

Задачи, с помощью которых достигается цель данной курсовой работы:

-  изучить теоретические  аспекты налогового учета и  отчетности;

- изучить нормативное  регулирование налогового учета  и отчетности по НДС;

- изучить экономическую  сущность налогового учета и  отчетности по НДС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НДС как основной  косвенный налог

1.1 Значение и  сущность НДС

         Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, взимающийся на всей территории РФ, формирующий федеральный бюджет и обязательный для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации с 2002 года.

В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.

Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.

Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).

Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его.

Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.

В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

Как уже было сказано, базой для расчета налога выступает облагаемый оборот, которым является стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из следующих цен: свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых оптовых цен и тарифов без включения в них НДС; государственных регулируемых розничных цен (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок) и тарифов, включающих в себя НДС.

Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством и сбытом продукции, и прибыли, учитывающей конъюнктуру рынка, качество и потребительские свойства товаров (работ, услуг). Предприятия реализуют товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму НДС, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В окончательном виде, свободная (рыночная) цена реализации включает в себя полную себестоимость (издержки производства и обращения) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и НДС.

Основной функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства (в среднем НДС формирует 13,5% бюджетов стран, где он применяется). При этом для НДС характерен ряд свойств:

. фискальное – как  было сказано, пополнение государственной  казны;

. регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;

. стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что сущность и назначение НДС сводятся к следующему:

1. стремление увеличить  государственные доходы от налогов  на потребление; НДС имеет потенциально  широкую базу обложения;

2. предпочтение облагать  расходы конечных потребителей, а не затраты производителей  по производству товаров и  услуг (плательщик НДС – конечный  потребитель товаров и услуг).

 

1.2  Роль НДС  и налоговые ставки.

НДС в России является основным федеральным налогом и регулируется главой 21 части 2 Налогового Кодекса РФ от 19 июля 2000г.

Налоговая база:

1. Налоговая база при  реализации товаров (работ, услуг) определяется  налогоплательщиком в соответствии  с настоящей главой в зависимости  от особенностей реализации произведенных  им или приобретенных на стороне  товаров (работ, услуг).

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налога налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке

2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

3. При определении налоговой  базы выручка (расходы) налогоплательщика  в иностранной валюте пересчитывается  в рубли по курсу Центрального  банка Российской Федерации соответственно  на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического  осуществления расходов.

Налоговые ставки.

В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются несколько видов ставок:

0% - товары, помещаемые под  таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые  в космическом пространстве и  наземные, связанные с ними; драгметаллы  при условии их добычи или  производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.

10% - продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая  деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные  породы), море- и рыбопродукты (исключая  деликатесные); некоторые товары  для детей.

18% - товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 164.

2. Бухгалтерский  учет по налогу  на добавленную стоимость

2.1 Порядок ведения  бухгалтерского учета по налогу  на добавленную стоимость

 Для отражения в  бухгалтерском учете хозяйственных  операций, связанных с налогом  на добавленную стоимость, используются  счет 19 "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям" и счет 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".

 По дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным малоценным и быстроизнашивающимся предметам", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам", "Налог на добавленную стоимость по работам (услугам) производственного характера", "Налог на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам" и другим субсчетам, вводимым в случае необходимости) организация отражает суммы налога по приобретенным материальным ресурсам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям, работам и услугам в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

Суммы налога на добавленную стоимость, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей (заказчиков) за реализованные им товары, продукцию, работы, услуги и другие ценности, отражаются по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и дебету счетов учета реализации.

Суммы налога на добавленную стоимость, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей за реализованные им товары, продукцию, работы, услуги и другие ценности и отражаемые по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", уменьшаются на суммы налога по приобретенным (оприходованным) ценностям, учитываемым по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (по соответствующим субсчетам) по мере их оплаты поставщикам (подрядчикам) или при наступлении соответствующих оснований путем списания оплаченных (засчитываемых) сумм налога с кредита счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты с бюджетом".

В случае, если для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая получению от покупателей (заказчиков) по реализованным товарам (работам, услугам), основным средствам и прочему имуществу и учтенная по кредиту счетов 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов" в части, превышающей сумму налога, подлежащей перечислению в бюджет по расчету в соответствии с налоговым законодательством, учитывается по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на отдельном субсчете.

Информация о работе Особенности формирования показателей налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость