Особенности формирования спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок—косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности формирования спроса и предложения 6
2. Эластичность: сущность и факторы ее определяющие. 16
3. Эластичность спроса и ее виды. 22
4. Эластичность предложения. 26
5. Практическое значение эластичности спроса и предложения 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

kursovik_elastichnost_sprosa_i_predlogeniya.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть  огромное практическое значение использования  концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании  введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Практическое значение эластичности спроса и предложения

 

           Теория эластичности, имеет важное значение для 
определения экономической политики фирм и 
правительства. Это наглядно видно на примере 
налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (рис. 8).

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.

В случае эластичного  спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис. 9).

Подобное  явление легко объяснить, так  как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение  эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично – то на производителей (рис. 10). Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В  рыночной экономике, как правило,  между спросом и предложением  устанавливается определенное соответствие, которое называют рыночным равновесием. 

       Рыночное  равновесие - ситуация на рынке,  при которой планы покупателей и продавцов полностью совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Спрос и предложение - понятия, относящиеся к сфере обращении характеризующие состояние и перспективы развития рынка.

       Соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации характеризуют конъюнктуру рынка.

       Между  спросом и предложением возможны  различия. Так, при одном и том  еж размере денежного спроса  возможно проявление совершенно различных потребностей. Товары, одинаковые по цене, могут иметь различные потребительские стоимости. Таким образом, соотношение спроса, предложения на различные товары отражает взаимодействие потребительской стоимости и стоимости товара.

       Отношение  спроса и предложения представляет  собой единство противоположностей, которое отражает единство стоимости  и потребительской стоимости  товара. Спрос может быть удовлетворен  только предложением, а предложение  может быть реализовано только в спросе.

       В  основе рыночного равновесия  лежит равновесная цена, при которой  количество товара, предложенного  на рынке, равно количеству  товара, на который предъявлен  спрос. 

 

       Предложение  - это масса товаров и услуг,  которая предлагается для реализации. Оно представляет собой продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Предложению также присущи определенные свойства: способность к обмену и способность удовлетворять те или иные конкретные потребности. Предложение зависит от объема производства и его структуры. Оно по своим размерам не тождественно производству, колеблясь от последнего в ту или иную сторону за счет поступления товаров из других стран, их экспорта и других причин. Однако в основном рост предложения обусловлен ростом производства и отражает его.

       Закон  предложения. С повышением цен  соответственно возрастает и  величина предложения; со снижением  цен сокращается также и предложение.  Закон показывает, что производители  хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем при низкой. Напомним, что цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор.

       Эластичность  предложения - это показатель, выражающий  изменения совокупного предложения, происходящие в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное. Если прирост предложения равен приросту цен, то предложение называется единичным, а показатель его эластичности равен 1. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение. Короче говоря, эластичность предложения - это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.

       Спрос и предложение - понятия, относящиеся к сфере обращения, характеризующие состояние и перспективы развития рынка. Соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации характеризуют конъюнктуру рынка.

       Отношение  спроса и предложения представляют  собой единство противоположностей, которые отражает единство стоимости  и потребительской стоимости. 

       Спрос  обычно рассматривается с позиций  выгодности цены; иначе говоря, спрос  показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот.

       Закон  спроса - люди покупают большее  количество продукта при низкой  цене, чем при высокой, - находит  отражение в нисходящем направлении  кривой спроса.

 

 

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Булатов А. С., Большакова И. И., Виноградов В. В.: Экономика: Учебник; Под ред. Булатова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристь, 2000.- 896с.
  2. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р.: Микроэкономика: Пособие для подготовки к экзамену.- 2-е изд., испр.- СПБ.: Питер, 2001.- 256с.
  3. Макконнелл К. Р., С. Л. Брю.: Экономикс: принципы, проблемы  политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: Инфрам, 1999.- 974с.
  4. Нуреев Р. М.: Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма: Инфрам, 1999.- 572с.
  5. Смирнов А. Д., В. Ф. Максимова: Учебник. В 3 т. Т.1: Теория рыночной экономики. Ч.1. Микроэкономика. - М.: Соминтэк, 1992.- 168с.
  6. Серяков С. Г: Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика: конспект лекций.- М.: Юристь, 2001.- 318с.
  7. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В. Д. Камаева. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2005.- 592с.: ил.
  8. Экономическая теория: Учебник. – Изд. Испр. И доп./ Под ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2005.-6725с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 13

Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы. \ ОТВЕТ

ЭЛАСТИЧНОСТЬ — степень реагирования одной пере-] менной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты! Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др!

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована? различными методами, исходя из выбранных единиц изме-| рения. В целях унификации выбора единиц измерения ис-' пользуется метод измерения в процентах.

Количественную  меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности — это числовой показа-1 тель, показывающий процентное изменение одной перемен-] ной в результате однопроцентного изменения другой переменной.   Эластичность   может   изменяться   от   нуля   до* бесконечности.

Виды  эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность предложения по цене;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность технического замещения;
  • эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

  • эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой ве 
    личина спроса изменяется в большей степени, чем 
    цены. Например, рост цены на 1 % вызывает сниже 
    ние величины спроса на 4%;
  • неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой 
    величина спроса изменяется в меньшей степени, чем 
    цена. Например, рост цены на 1 % приводит к сниже 
    нию спроса лишь на 0,3%;
  • единичная эластичность спроса (ED = 1). Она возни 
    кает в том случае, когда на каждый 1 % изменения 
    цены количество спроса изменяется на 1 %;
  • совершенно эластичный спрос (ED = °°). Ситуация, 
    при которой величина спроса бесконечно изменяется 
    при малом изменении цены. В этом случае кривая 
    спроса строго горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, 
    при которой величина спроса абсолютно не меняется

• при изменении  цены. Такой спрос представлен  вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять  эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

 

Рис. 13.1. Эластичность и наклон — разные понятия

Эластичность  предложения выступает в следующих основных формах:

  • эластичное предложение, когда объем предложения 
    изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма 
    характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение, когда объем предложе 
    ния изменяется на меньший процент, чем цена. Эта 
    форма характерна для короткого периода;
  • абсолютно эластичное предложение присуще долго 
    му периоду. Кривая предложения строго горизон 
    тальна;
  • абсолютно неэластичное предложение характерно 
    для текущего периода. Кривая предложения строго 
    вертикальна.

Основные формы  перекрестной эластичности спроса:

  • положительная, характерна для взаимозаменяемых 
    благ;
  • отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
  • нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к 
    взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.


Основные  формы эластичности спроса по доходу: •   положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности, к предметам роскоши; •   отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачествен: ных благ; •   нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Информация о работе Особенности формирования спроса и предложения