Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок—косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности формирования спроса и предложения 6
2. Эластичность: сущность и факторы ее определяющие. 16
3. Эластичность спроса и ее виды. 22
4. Эластичность предложения. 26
5. Практическое значение эластичности спроса и предложения 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Основные
формы использования
Основные формы эластичности спроса по доходу: • положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности, к предметам роскоши; • отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачествен: ных благ; • нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.
Основные
формы использования
Р
P2
rР
P1
Рис. 8 Распределение налогов бремени
Рис. 2. Сдвиги кривой спроса.
Рис. 3. Взаимодействие рынков товаров-заменителей; а – импортные автомобили; б – автомобили «Жигули».
Рис. 4. Взаимодействие рынков дополняющих товаров; а – автомобили; б – бензин.
Рис. 5. Закон предложения.
Рис. 6. Сдвиги кривой предложения.
Рис. 7. Взаимодействие рынков различных профессий; а – юристы; б – инженеры.
Особенности формирования спроса и предложения.
Спросом называется количество блага, которое все покупатели могут и хотят приобрести в данный момент при определенных условиях. Такие условия называются факторами спроса.
К основным факторам относятся:
1. цена данного товара;
2. цены товаров-заменителей;
3. цены дополняющих товаров;
4. доходы потребителей;
5. привычки и вкусы потребителей;
6. природно-климатические условия;
7. ожидания потребителей.
Закон спроса: чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в данный момент времени при прочих неизменных условиях.
Данный закон можно выразить разными способами.
Первый способ – табличный. Составим таблицу зависимости величины спроса (q) от цены (Р), используя произвольно взятые цифры:
Р ………….... 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Q …………… 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
При самой высокой цене (10 денежных единиц) товар не приобретается вообще, а по мере снижения цены спрос возрастает; закон спроса соблюдается.
Второй способ – графический. Отложим величину спроса на горизонтальной, а цену – на вертикальной осях (рис.1а). Линия спроса D показывает, что цена и спрос меняются в разных направлениях: когда цена снижается, спрос возрастает, и наоборот. Линейная функция спроса (рис. 1а) – частный случай.
Часто линия спроса имеет вид кривой как на рис. 4.16, что не противоречит закону спроса.
Третий способ — аналитический; позволяет выразить функцию спроса в виде уравнения. В общем виде линейная функция спроса представляется уравнением
P=a-bq, где а и b — некоторые заданные параметры.
Параметр а определяет точку пересечения линии спроса с осью Y. Экономический смысл этого параметра — максимальная цена, при которой спрос становится равен нулю. В то же время параметр b «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси X: чем он выше, тем наклон круче. Знак «минус» в уравнении свидетельствует об отрицательном наклоне кривой, что характерно именно для кривой спроса. Если исходить из приведенных цифр, уравнение кривой спроса перепишется как Р=10 –q
Воздействие
остальных факторов на спрос проявляется
в сдвиге
линии спроса вправо вверх при увеличении
спроса и влево вниз —
при уменьшении (рис. 2). Убедимся в этом.
Допустим, доходы потребителей возросли, т.е. при всех возможных ценах они будут приобретать больше единиц данного товара, чем раньше, и линия спроса из положения D0 переместится в Dv При падении доходов линия спроса сместится влево (D2).
Предположим, что потребители открыли для себя новые полезные (вредные) свойства данного блага. В этом случае они будут покупать больше (меньше) такого блага при прежних ценах, т.е. вся кривая спроса опять сдвинется вправо (влево). Аналогичный результат получится и в случае определенных потребительских ожиданий. Так, если потребители в ближайшем будущем ожидают повышения (снижения) цены на товар, они будут стремиться закупить больше или меньше этого товара сегодня по прежней цене, способствуя тем же сдвигам кривой спроса.
Интересно проследить влияние изменений в ценах на товары-заменители и дополняющие товары на спрос на данный товар. Например, возросла цена на импортные автомобили. В результате их стали покупать меньше, т.е. произошло движение вверх по линии спроса (рис. 3а). Одновременно увеличивается спрос на автомобили «Жигули» при той же цене. Кривая спроса на «Жигули» сдвигается вправо вверх (рис. 3б).
Обратная ситуация возникает в случае дополняющих благ. Пусть цена на автомобили увеличилась, следовательно, спрос на них снижается. Поэтому сокращается и спрос на бензин при прежней цене, т.е. кривая спроса на него идет влево вниз (рис. 4).
Замечание. Нельзя путать изменение величины спроса, когда мы движемся вдоль линии спроса из-за изменения цены товара с изменением собственно спроса, когда происходит сдвиг самой линии спроса под влиянием прочих факторов.
Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в данный момент времени при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.
Основные факторы предложения:
1. цена данного товара;
2. цены товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать либо картофель, либо морковь);
3. цены товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);
4. затраты производителей;
5. государственные налоги и дотации;
6. количество производителей;
7. ожидания производителей.
Важно иметь в виду, что затраты производителей зависят от цен на используемые в производстве ресурсы и от производственных технологий. Поэтому четвертый фактор можно разделить на 4а) — цены ресурсов и 4б) — технологий.
Закон предложения: чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в данный момент времени при прочих неизменных условиях.
Как и закон спроса закон предложения можно выразить тремя способами:
Первый способ — табличный. Составим таблицу зависимости величины предложения (q) от цены (Р), используя произвольные цифры:
Р ………………. 2 3 4 5 6 7 …
q ……………….. 0 1 2 3 4 5 …
При самой низкой цене (2 ден. ед.) никто ничего не хочет продавать, а по мере возрастания цены величина предложения увеличивается; закон предложения соблюдается.
Второй способ — графический. Отложим величину предложения на горизонтальной, а цену — на вертикальной осях (рис. 5а). Полученная линия предложения (5) показывает, что цена и предложение меняются в одном направлении: когда цена увеличивается, увеличивается и предложение и наоборот. Это также свидетельствует о соблюдении закона предложения. Линейная функция предложения (рис. 5а) — частный случай. Зачастую кривая предложения имеет вид, представленный на (рис. 5б). Это не противоречит закону предложения.
Третий способ — аналитический; позволяет выразить функцию предложения в виде уравнения. В общем виде уравнение линейной функции предложения:
Р=а+bq
где а и b — некоторые заданные параметры.
Параметр а определяет точку пересечения линии предложения с осью Y. Экономический смысл этого параметра — минимальная цена, при которой предложение становится равно нулю. В то же время параметр b «отвечает» за наклон кривой предложения относительно оси X: чем он выше, тем наклон круче. Знак «плюс» в уравнении свидетельствует о положительном наклоне кривой, что характерно именно для кривой предложения. Если исходить из приведенных цифр, уравнение кривой предложения будет
P=2+q
Воздействие остальных факторов на предложение проявляется в сдвиге кривой предложения вправо вниз при увеличении предложения и влево вверх при его уменьшении. Убедимся в этом.
Возрастание предложения означает, что производители предлагают к продаже больше товаров, чем раньше при той же цене, а снижение предложения — наоборот. В первом случае линия предложения смещается из положения , У0 в 51,, а во втором — в положение 52 (рис. 6).
Замечание. Нельзя путать изменение величины предложения, когда движемся вдоль линии предложения из-за изменения цены товара с изменением собственно предложения, когда происходит сдвиг самой кривой линии предложения под действием прочих факторов.
Важнейшую роль в сдвигах кривой предложения играют изменения в затратах производителей. Дело в том, что сама кривая предложения — это по существу кривая затрат.
Предположим, что каждый
из трех производителей товара выпускает по одной его условной
единице, но с разными затратами. Самый
эффективный производитель расходует
3 руб. на производство одного товара, менее
эффективный — 4 и наиболее неэффективный
— 5 руб. Тогда при цене 2 руб.
никто из них не стал бы производить
этот товар. Если бы рыночная цена увеличилась
до 3 руб., была бы
произведена 1 ед. товара. При цене 4 руб.
выпуском товара занялся
бы и второй производитель, т.е. были бы
произведены всего 2 ед.
При цене 5 руб. производство составит
3 ед. Соединив эти три точки,
получим кривую предложения.
Теперь допустим, что из-за изменения цен на сырье затраты у всех производителей возросли на 1 руб. Теперь первый производитель выйдет на рынок только при цене 4, второй — 5 и третий — 6 руб. В связи с этим кривая предложения сместится вверх на 1 руб.
Вывод. При росте (снижении) затрат производителей кривая предложения смещается вверх (вниз) на величину изменения затрат.
Информация о работе Особенности формирования спроса и предложения