Особенности формирования спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок—косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности формирования спроса и предложения 6
2. Эластичность: сущность и факторы ее определяющие. 16
3. Эластичность спроса и ее виды. 22
4. Эластичность предложения. 26
5. Практическое значение эластичности спроса и предложения 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

kursovik_elastichnost_sprosa_i_predlogeniya.doc

— 537.00 Кб (Скачать файл)

Аналогичные результаты будут получены при обложении  производителей налогом или выплате им государственной дотации. Поскольку налог увеличивает затраты, а дотация их снижает, поскольку в первом случае кривая предложения смещается влево вверх, а во втором — вправо вниз.

Те же сдвиги будут  сопровождать изменения в ожиданиях  производителей. Например, они ожидают скорого повышения цены на выпускаемый ими товар. Тогда сегодня производители товар придержат, т.е. будут продавать его меньше при существующей цене. Кривая предложения уйдет влево вверх. В случае противоположных ожиданий — наоборот.

Рассмотрим, как изменение цены на одном рынке  влияет на предложение в другом на примере рынков специалистов двух профессий: инженеров-машиностроителей и юристов. Заработная плата (цена труда) юристов возросла (с РЛ до Р2), а машиностроителей осталась прежней. Вероятнее молодежь будет стремиться поступать в юридические вузы (предложение юристов возрастает с q{ до q2), a конкурс в машиностроительные институты уменьшится. В результате предложение инженеров снизится при той же цене труда, т.е. линия предложения уйдет влево вверх (рис. 7).

Такой результат  характерен для случая, когда товары как бы «конкурируют» друг с другом с точки зрения их продавцов (студенты могут выбрать профессию инженера либо юриста). Все складывается иначе, если товары дополняют друг друга в производстве. При добыче, например, нефти, попутно добывается и природный газ.

Предположим, цена на нефть возросла. Следовательно, величина ее предложения увеличится. Но одновременно обязательно возрастет и предложение газа, хотя его цена осталась прежней. Тогда кривая предложения газа уйдет вправо вниз.

 

 

 

 

 

 

 

Эластичность: сущность и факторы ее определяющие.

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ — степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др!

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную  меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности — это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.   Эластичность   может   изменяться   от   нуля   до бесконечности.

Виды  эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность предложения по цене;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность технического замещения;
  • эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

  • эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой, величина спроса изменяется в большей степени, чем 
    цены. Например, рост цены на 1 % вызывает снижение величины спроса на 4%;
  • неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой 
    величина спроса изменяется в меньшей степени, чем 
    цена. Например, рост цены на 1 % приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
  • единичная эластичность спроса (ED = 1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1 % изменения 
    цены количество спроса изменяется на 1 %;
  • совершенно эластичный спрос (ED = °°). Ситуация, 
    при которой величина спроса бесконечно изменяется 
    при малом изменении цены. В этом случае кривая 
    спроса строго горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, 
    при которой величина спроса абсолютно не меняется

• при изменении  цены. Такой спрос представлен  вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять  эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 9).

На рис. 9 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

 

Рис. 13.1. Эластичность и наклон — разные понятия

Эластичность  предложения выступает в следующих основных формах:

  • эластичное предложение, когда объем предложения 
    изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма 
    характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение, когда объем предложе 
    ния изменяется на меньший процент, чем цена. Эта 
    форма характерна для короткого периода;
  • абсолютно эластичное предложение присуще долго 
    му периоду. Кривая предложения строго горизон 
    тальна;
  • абсолютно неэластичное предложение характерно 
    для текущего периода. Кривая предложения строго 
    вертикальна.

Основные формы  перекрестной эластичности спроса:

  • положительная, характерна для взаимозаменяемых 
    благ;
  • отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
  • нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к 
    взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.


Основные  формы эластичности спроса по доходу: •   положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности, к предметам роскоши; •   отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачествен: ных благ; •   нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Основные  формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

  • анализ поведения потребителя;
  • определение ценовой политики фирмы;-
  • определение стратегии фирм и деловых предприятий, 
    максимизирующей их прибыль;
  • выработка мероприятий государственного регулиро 
    вания экономики, особенно политики занятости насе 
    ления;
  • разработка структуры налогообложения;
  • прогнозирование изменений в расходах потребителей 
    и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.


Основные  формы эластичности спроса по доходу: •   положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности, к предметам роскоши; •   отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачествен: ных благ; •   нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Основные  формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

  • анализ поведения потребителя;
  • определение ценовой политики фирмы;-
  • определение стратегии фирм и деловых предприятий, 
    максимизирующей их прибыль;
  • выработка мероприятий государственного регулиро 
    вания экономики, особенно политики занятости нас<span class="da

Информация о работе Особенности формирования спроса и предложения