Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 09:44, курсовая работа
В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов.
Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
Введение
1. Показатели эффективности хозяйственной деятельности организации
1.1 Сущность, значение прибыли и рентабельности
1.2 Отраслевые особенности и факторы формирования прибыли и рентабельности организации
1.3 Рентабельность как относительный показатель прибыльности
2. Анализ финансового состояния ООО «Хлебозавод Багаевский»
2.1 Сущность, содержание финансовой устойчивости и факторы ее определяющие
2.2 Экономические элементы деятельности исследуемого ООО
2.3 Оценка финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности
3. Особенности оценки финансовой устойчивости организации в современных условиях хозяйствования
3.1 Аудит и аудиторская проверка в организации
3.2 Определение и анализ факторов и резервов увеличения прибыли на ООО «Хлебозавод Багаевский»
3.3 Факторный анализ рентабельности
Заключение
Список использованной литературы
Рисунок 2 Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли
В зависимости от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды – обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.
Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.
Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат деятельности организации.
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организаций за определенный период [20, с. 162].
В экономической теории
применяется несколько
– прибыльность
– отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение
– сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами.
В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.
Собственников показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если ее уровень возрастает, то возрастает интерес к организации других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает.
Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.
Рост и развитие организации тесно связан с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования и увеличения прибыли.
Росту прибыли организации содействует манипулирование тремя переменными, определяющими ее рентабельность [11, с. 96]:
– ускорение товарооборачиваемости
– уменьшением массы издержек (расходов)
– увеличение нормы прибыли путем повышения торговых надбавок
Основным источником получения организацией прибыли является валовой доход (валовая прибыль).
Валовой доход (валовая прибыль) как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения (расходов на реализацию) и образования прибыли.
Валовой доход организации в основном образуется за счет торговых надбавок.
В настоящее время торговые надбавки к отпускным ценам применяются:
– на социально значимые товары в пределах, установленных областными исполнительными комитетами в соответствии с законодательством;
– социально значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах устанавливаемых Министерством экономики;
– отдельные группы товаров с учетом конъюнктуры рынка;
– все остальные товары не выше 30% к отпускной цене изготовителя или импортера с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников. В случае превышения процентов предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций.
В процессе управления формированием прибыли от реализации товаров на основе системы «взаимосвязь расходов на реализацию, объема товарооборота и прибыли» организация решает ряд задач:
1) Определение объема
товарооборота,
2) Определение объема товарооборота, обеспечивающего безубыточную торгово-операционную деятельность в длительном периоде. Торгово-операционная деятельность в длительном периоде по сравнению с коротким периодом претерпевает следующие основные изменения:
а) с ростом объема товарооборота периодически возрастают постоянные расходы на реализацию;
б) с насыщением потребительского рынка в результате роста объема реализации товаров организация вынуждена снижать уровень цен, что приводит к соответствующему уменьшению темпов роста чистого дохода;
в) за счет более экономного использования материальных ресурсов, роста производительности труда операционного персонала, укрупнения партий закупаемых товаров постепенно снижается уровень переменных расходов на единицу товарооборота.
Все эти изменения в силу взаимосвязи рассмотренных факторов с прибылью от реализации товаров существенно влияют на формирование ее суммы.
3) Определение необходимого
объема товарооборота,
4) Определение суммы «предела безопасности» торговой организации, т.е. размера возможного снижения объема товарооборота при неблагоприятной конъюнктуре потребительского рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную торгово-операционную деятельность.
5) Определение необходимого
объема товарооборота,
6) Определение необходимого объема товарооборота, обеспечивающего достижение запланированной суммы чистой прибыли от реализации товаров. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы чистой прибыли организации от реализации товаров при заданном плановом объеме товарооборота [33, с. 67].
Таким образом: механизм управления различными видами прибыли организации от реализации товаров с использованием системы «взаимосвязь расходов на реализацию, объема товарооборота и прибыли» основан на ее зависимости от следующих основных факторов:
– объема реализации товаров в стоимостном или натуральном выражении;
– суммы и уровня чистого коммерческого дохода;
– суммы и уровня переменных расходов на реализацию;
– суммы постоянных расходов на реализацию;
– соотношение постоянных и переменных операционных расходов;
– суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.
Эти показатели могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы различных видов прибыли от реализации товаров, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.
Прибыль представляет собой
конечный финансовый результат, характеризующий,
торгово-хозяйственную
Однако для оценки эффективности работы торговой организации недостаточно использование показателя прибыли, поскольку ее наличие еще не означает, что организация финансово-устойчивая. Абсолютная ее сумма не позволяет судить о степени доходности торговой организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные объемы расходов на реализацию. Поэтому для определения эффективности произведенных расходов необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности, который характеризует, насколько организация осуществляет свою основную деятельность по реализации продукции.
В связи с тем, что рентабельность является многогранной категорией, ее невозможно выразить одним показателем. Поэтому для оценки рентабельности работы организации существуют группы показателей рентабельности:
– обобщающие;
– объемов деятельности;
– результат деятельности;
– экономических ресурсов;
– текущих затрат.
Для более точного рассмотрения рентабельности необходимо обращать внимание на слагаемые показатели рентабельности, которые даны в таб. 1.
В организациях, кроме традиционных показателей рентабельности, оценивается эффективность использования экономических ресурсов и затрат в целом по организации с помощью следующих показателей: совокупный объем деятельности, совокупный доход, совокупные экономические ресурсы, совокупные экономические затраты.
Таблица 1 – Слагаемые показателей рентабельности организации и источники информации
Слагаемые показатели рентабельности |
Источники информации |
1. Прибыль (убыток) за отчетный период |
«Отчет о прибылях
и убытках» (строка050+строка120+ |
2. Прибыль (убыток) от реализации |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка060-строка070+ |
3. Прибыль (убыток) от
операционных доходов и |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка060-строка070+ |
4. Прибыль (убыток) от внереализационных доходах и расходах |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка130-строка140) |
5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка160-строка170) |
6. Розничный товарооборот торговой сети |
Форма №1 (строка03 колонка 1) |
7. Выручка от реализации
товаров, продукции работ, |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка010) |
8. Внереализационные доходы |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка130) |
9. Прочие операционные доходы |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка100) |
10. Внереализационные расходы |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка140) |
11. Прочие операционные расходы |
«Отчет о прибылях и убытках» (строка110) |
Совокупный объем деятельности для организаций представляет собой объем реализованной продукции и услуг. В стоимостном выражении этот показатель представляет собой сумму розничного товарооборота торговой сети, товарооборот общественного питания, оптового оборота, а также выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
Показатель совокупного дохода организации представляет собой сумму валовых доходов от реализации, внереализационных доходов и доходов от прочей реализации (прочих операционных доходов). Валовой доход от реализации определяется как стоимостное выражения реализованных торговых надбавок и торговых скидок в торговле, общественном питании. Этот показатель применяется при расчете рентабельности валового дохода от реализации [25, с. 9].