Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 15:38, курсовая работа
Инвентаризация как один из важных приемов бухгалтерского учета широко используется в практике управления организации. Для того чтобы иметь представление о реальном финансовом состоянии организации, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении, затем фактические остатки имущества сверяются с данными бух¬галтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обяза¬тельств называется инвентаризацией. В процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка.
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и виды инвентаризации. 5
2 Общий порядок проведения инвентаризации 11
3 Особенности проведения и отражения результатов в бухгалтерском учете отдельных видов имущества организации 17
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
4. Кражи, злоупотребления.
5.
Недоверие к материально
6.
Проведение ревизий,
7. В случае смены бригадира при бригадной материальной ответственности.
8.
По требованию судебно-
Периодичность
и сроки проведения инвентаризации
зависят от вида материальных ценностей
и устанавливаются в
Инвентаризация в зависимости от вида материальных ценностей проводится в следующие сроки:
- по основным средствам - один раз в три года, а по библиотечным фондам - один раз в пять лет;
- по капитальным вложениям - один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;
-
по незавершенному
-
по товарам, сырью и
Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, кредитов, займов и т.д. проводится один раз в месяц (как правило, на 1 число каждого месяца). При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.2
Итак, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — инвентаризация, то есть установление фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем пересчета остатков или проверки учетных записей. В практике существуют различные виды инвентаризаций, которые позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.
В соответствии с действующими нормативными документами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Организацию, проведение и контроль за проведением инвентаризации осуществляют две комиссии: постоянно действующая и рабочая. Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление или распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав постоянно действующей комиссии входят:
- руководитель предприятия или его заместитель (председатель комиссии);
- главный бухгалтер;
-
начальник структурных
- представитель общественности.
Постоянно действующие комиссии выполняют следующие функции:
- заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам сохранности товарно-материальных ценностей;
-
организуют проведение
-
производят контрольно-
-
рассматривают объяснения, полученные
от лиц, допустивших недостачу,
Для непосредственного проведения инвентаризаций при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств постоянные комиссии создают рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входят:
- представитель руководителя предприятия (председатель комиссии);
-
специалисты (товаровед,
В некоторых случаях (например, после краж и ограблений) в состав комиссий включают представителей:
- управления торговли местных исполнительных и распорядительных органов;
-
службы внутреннего аудита
-
независимых аудиторских
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных с целью сокрытия недостач, растрат или излишков подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.
Основанием проведения инвентаризации является приказ (распоряжение), который вручается членам инвентаризационных комиссий. В приказе указывается состав инвентаризационной комиссии, конкретные объекты инвентаризации, сроки начала и завершения работ, сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.
Общий порядок проведения инвентаризации можно разделить на три этапа.4
Первый
этап – предварительная или
-
получить от материально
-
получить от кассира и
проверить последний
- снять остаток наличия денежных средств в кассе, записать его в инвентаризационную опись;
- опломбировать места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;
-
проверить исправность всех
- материальные ценности рассортировать и уложить по наименованиям, артикулам, ценам сортам, размерам в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания;
-
в местах хранения вывесить
ярлыки с указанием
Председатель инвентаризационной комиссии обязательно должен визировать все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), потому что это служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.5
Второй этап – проверка фактических остатков. После проведения предварительной работы, члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и закрепляются за объектами, подлежащими инвентаризации. Они должны быть ознакомлены с инструкцией «О порядке проведения инвентаризации», а также получить необходимые бланки для проведения инвентаризации. Инвентаризацию проводят в порядке расположения материальных ценностей по местам хранения и по каждому материально ответственному лицу в отдельности.
Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества. Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, определяется на основании документов при обязательной проверке в натуре их части.
Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.
Третий
этап - выявление результатов
Результаты инвентаризации
Выявленные
в результате инвентаризации расхождения
между данными бухгалтерского учета
и фактическим наличием имущества
регулируются в соответствии с Положением
о бухгалтерском учете и
-
излишек имущества приходуется
по рыночной стоимости на дату
проведения инвентаризации и
соответствующая сумма
-
недостача имущества и его
порча в пределах норм
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм, убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортице может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации.
На основании утвержденной инвентаризационной описи, сличительной ведомости и решения руководителя бухгалтер делает соответствующие проводки, позволяющие скорректировать учетные данные и привести их в соответствие с реальным наличием ценностей.
При
этом все излишки материальных ценностей
приходуются, то есть, с одной стороны,
ответственность за их сохранность
и целевое использование