Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 15:38, курсовая работа
Инвентаризация как один из важных приемов бухгалтерского учета широко используется в практике управления организации. Для того чтобы иметь представление о реальном финансовом состоянии организации, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении, затем фактические остатки имущества сверяются с данными бух¬галтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обяза¬тельств называется инвентаризацией. В процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка.
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и виды инвентаризации. 5
2 Общий порядок проведения инвентаризации 11
3 Особенности проведения и отражения результатов в бухгалтерском учете отдельных видов имущества организации 17
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 27
Факт
установленной недостачи
После рассмотрения результатов инвентаризации и принятия руководителем соответствующего решения счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» закрывается:
1)
либо в корреспонденции со
счетом 73 «Расчеты с персоналом
по прочим операциям» субсчет
«Расчеты по возмещению
2) либо в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (на сумму убытка);
3)
либо в корреспонденции со
счетами для учета издержек: 44
«Расходы на реализацию», 25 «Общепроизводственные
расходы» и так далее (на
сумму потерь материальных
По завершении инвентаризации в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения.
Рассмотрим особенности проведения инвентаризации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете отдельных видов имущества организации, таких как денежные средства, материалы и основные средства.
1.
Инвентаризация денежных
При инвентаризации кассы проверяются денежное наличие путем полного полистного пересчета всех денег, находящихся в кассе, ценные бумаги, лимитированные чековые книжки и т.п.
При подсчете фактического наличия денежных средств в кассе принимаются к учету наличные деньги, почтовые марки и марки государственной пошлины. Никакие документы или расписки в остаток наличности кассы не включаются.
Предъявленные кассиром почтовые марки и марки государственной пошлины принимаются по номинальной стоимости.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.
Инвентаризация кассы оформляется актом. В акте указываются состав комиссии, проводившей инвентаризацию, место нахождения проинвентаризированных ценностей, остаток в натуре и остаток по данным учета на день инвентаризации.
При обнаружении в кассе недостачи или излишка ценностей в акте указываются суммы недостач или излишков и обстоятельства их возникновения.
Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и подлежат в трехдневный срок взносу в доход бюджета. Выявленные излишки по кассе зачисляются в их доходы.
2.
Инвентаризация материалов на
складе и прочих товарно-
Инвентаризация материалов на складе и прочих товаро-материальных ценностей производится по местам хранения и отдельно по материально-ответственным лицам.
При инвентаризации товаро-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта и количества (счетом, весом или мерой, а в необходимых случаях - счетом и весом).
На обнаруженные при инвентаризации негодные или испорченные материалы, готовые изделия и товары составляются соответствующие акты. В этих актах обязательно указываются характер и степень порчи, а также причины и виновные лица, допустившие порчу ценностей.
Товары и материалы, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение.
При получении от организаций, на ответственном хранении которых эти ценности находятся, копий инвентаризационных описей комиссия сопоставляет фактическое наличие ценностей (по данным копий инвентаризационных описей) с количеством, установленным по документам.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, а равно и бывшие в эксплуатации, но на дату инвентаризации хранящиеся на складе, инвентаризируются по месту их нахождения лицами, на ответственном хранении которых они находятся.
На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность, составляются соответствующие акты.
В инвентаризационные описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
3.
Инвентаризация основных
До начала инвентаризации необходимо:
а) проверить наличие и состояние инвентарных карточек (инвентарных книг или инвентарных ведомостей);
б)
проверить наличие и состояние
технических паспортов или
в) проверить наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием (организацией) в аренду, на хранение и во временное пользование. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При
обнаружении расхождений и
При инвентаризации основных средств комиссия в обязательном порядке производит осмотр объектов в натуре и заносит в инвентаризационные описи полное наименование их, назначение и инвентарные номера.
При выявлении объектов, не числящихся в учете, а также объектов, по которым в учете отсутствуют данные, характеризующие их, комиссия должна в инвентаризационную опись включить недостающие сведения и технические показатели по этим объектам, например: по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубина и ширина (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материал покрытия и ширина полотна.
Оценка вновь выявленных и неучтенных ранее объектов должна быть произведена в соответствии с письмом Министерства финансов СССР и ЦСУ СССР от 12 октября 1950 г. N 1489/1-63 по современной стоимости воспроизводства, а износ должен быть установлен по действительному техническому состоянию предметов с оформлением данных оценки и износа соответствующими актами.
Эта оценка должна быть проведена по ценникам или прейскурантам, установленным соответствующим министерством или центральным учреждением, а в случаях отсутствия таковых - по указанию вышестоящих органов, которым предприятия, учреждения или организации направляют необходимые технические характеристики объектов, подлежащих оценке.
Основные средства заносятся в описи под наименованием в соответствии с основным назначением объекта. В тех случаях, когда объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
В тех случаях, когда произведенные капитальные работы (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, комиссия должна по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения первоначальной стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Одновременно с этим комиссия должна установить виновных лиц и причины, по которым конструктивные изменения тех или иных объектов не получили отражения в учете.
Непригодные к эксплуатации и восстановлению постройки и сооружения заносятся при инвентаризации в отдельные описи.
Машины,
оборудование и силовые установки
заносятся в инвентаризационные
описи индивидуально с
По однородным предметам основных средств (однородным по типу, конструкции и т.д.) инвентаризационные данные приводятся в описях по группам с указанием количества этих предметов.
Присвоенные инвентарным объектам основных средств номера, как правило, не должны изменяться.
Замена номеров может быть произведена в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся не в той группе основных средств, к которой они должны быть отнесены по своему технико-производственному назначению, а также в случаях установления неправильной нумерации.
Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации будут находиться вне предприятия (пароходы, паровозы, автомашины, отбывающие в длительные рейсы, машины и оборудование, подлежащие отправке в капитальный ремонт, и т.п.), должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия из хозяйства.
Продуктивные животные основного стада и рабочий скот заносятся в особые инвентаризационные описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, вес животного и балансовая стоимость.
Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особенно ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живого веса каждой группы (кроме лошадей, верблюдов, мулов, оленей, собак и птицы, по которым вес не указывается). Порода указывается на основании данных бонитировки скота.
Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом делаются проводки:
Дебет 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и др.
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачу имущества и его порчу в пределах норм естественной убыли относят на затраты производства или расходы на продажу. Такой порядок применяется только при выявлении фактических недостач. В этом случае делаются записи:
1) Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.
2) Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх естественной убыли относятся на виновных лиц. При этом делаются проводки:
1) Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.
2) Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При недостаче и порче объектов основных средств делается запись: