Особенности составления отчетности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.

Содержание работы

Введение
Глава I. Нормативное регулирование составления бухгалтерской отчетности малого бизнеса
1.1 Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса
1.2 Бухгалтерская отчетность малых предприятий, применяющих обычную систему налогообложения
Глава II. Бухгалтерская отчетность малых предприятий
2.1 Требования к организации бухгалтерского учета на малых предприятиях
2.2 Порядок составления и предоставления Бухгалтерского баланса
2.3 Отчет о прибылях и убытках
2.4 Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства (пример)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач - копия.docx

— 62.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава II. Бухгалтерская отчетность малых предприятий

2.1 Требования к организации бухгалтерского  учета на малых предприятиях

При организации  и ведении бухгалтерского учета  в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует  руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета:

  • Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 №86-ФЗ);
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н (в ред. от 24.03.2000 №31н);
  • положений по бухгалтерскому учету;
  • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н (в ред. от 07.05.2003 №38н);
  • Налогового кодекса РФ и др.

Специфика ведения малыми предприятиями предпринимательской  деятельности (небольшие численность  работников, объемы производственных, торговых операций) обусловливает особенности  организации и ведения бухгалтерского учета.

Общие требования к построению бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 №64н. К ним относятся следующие:

1. Ведение  бухгалтерского учета должно  осуществляться только на основании  первичных учетных документов, которые  составляются при возникновении  хозяйственных операций, по унифицированным  формам, утвержденным Федеральной  службой государственной статистики. При отсутствии таких документов  они разрабатываются самой организацией  и прилагаются к приказу руководителя  об учетной политике.

2. Использование  типового плана счетов бухгалтерского  учета, на основе которого малое  предприятие самостоятельно формирует  рабочий план счетов, используемый  в организации и отражающий  специфику его хозяйственной  деятельности.

3. Обязательное  проведение инвентаризации, необходимой  для проверки данных бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности, их документального подтверждения,  а также контроля сохранности  имущества.

4. Ведение  учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций организацией:

  • непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации;
  • своевременно, без каких либо пропусков и изъятий, в том числе и отражение результатов инвентаризаций;
  • путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности.

5. Соответствие  данных аналитического учета  оборотам и остаткам на счетах  синтетического учета, к которым  были открыты соответствующие  аналитические счета.

6. Организация  раздельного учета:

  • имущества, находящегося в собственности данной организации, имущества других юридических лиц, находящегося у нее, имущества собственников;
  • текущих затрат на производство продукции, работ, услуг, продажу товаров и других ценностей и капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы).

7. Ведение  бухгалтерского учета в рублях. Записи по валютным счетам  и операциям в иностранной  валюте производятся в рублях  с пересчетом по курсу ЦБ  РФ на дату совершения операции. Одновременно эти записи производятся  в валюте расчетов и платежей.

Названные требования применяются всеми субъектами малого предпринимательства, являющимися  юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предмета и целей  деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением  кредитных организаций).

Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном налоговым  законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском  учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители этих организаций, которые должны создать необходимые условия для правильной и рациональной постановки бухгалтерского учета.

Руководитель  малого предприятия в зависимости  от объема учетной работы может:

а) создать  бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным  бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или  бухгалтеру-специалисту;

г) вести  бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер малого предприятия назначается  и освобождается от должности  на основании приказа его руководителя и подчиняется непосредственно  ему. Руководитель бухгалтерской службы несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и  применяемые методики ведения учета, своевременное составление и  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности в контролирующие организации в соответствии с  законодательством. Выполнение требований главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций, их представлению в бухгалтерию, организации контроля правильности представления в них данных, а  также формированию другой необходимой  для целей бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности информации в заданные сроки является обязанностью всех работников организации.

Если  на малом предприятии штатным  расписанием не предусмотрена должность  кассира, то главный бухгалтер имеет  возможность совмещать эти обязанности  на основании приказа руководителя организации.

Малое предприятие  самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

Кроме этого, малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике  работы при соблюдении:

– единых методологических основ бухгалтерского учета, предполагающих ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

– взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

– сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

– накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Например, малые предприятия могут использовать упрощенную форму бухгалтерского учета, а для учета отдельных групп  хозяйственных операций применять  отдельные регистры единой журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.

Налоговый учет на малых предприятиях организуется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для его ведения  организации могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета, а также в указанных  целях использовать информацию, содержащуюся в регистрах бухгалтерского учета.

Налоговый учет на малом предприятии призван  обеспечить формирование необходимых  для целей исчисления единого  налога показателей.

Основанием  для отражения операций в налоговом  учете служат первичные документы, даты, и номера которых должны быть отражены в соответствующей графе  Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения. Под первичными документами  понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все  хозяйственные операции, проводимые организацией.

Первичный учетный документ должен быть составлен  в момент совершения операции, а  сели это не представляется возможным  – непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и  упорядочения обработки данных о  хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

В книге  учета доходов и расходов для  организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, в хронологической  последовательности на основе первичных  документов позиционным способом отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Особенности порядка  отражения хозяйственных операций сгруппированы в П. 1.

Книга учета  доходов и расходов открывается  на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя и печатью налогового органа.

На основании  Книги учета доходов и расходов организация заполняет Декларацию по единому налогу, которая представляется в налоговые органы по месту своего жительства, не позднее 25 дней со дня  окончания соответствующего отчетного  периода (ежеквартально)

 

 

 

2.2 Порядок составления и предоставления Бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс (представлен в Приложении №1) в структуре отчетности организации  является наиболее важным. Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.[11]

Баланс  состоит из двух частей: актива и  пассива, итоговые значения которых  должны быть равны между собой. В  активе баланса отражаются дебетовые, а на пассиве – кредитовые сальдо синтетических счетов. Остатки, сформированные на счетах на конец отчетного периода, вносятся в форму №1 из Главной  книги.[1]

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту  каждого счета записывают в Главную  книгу только из журналов-ордеров. Обороты  по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих  счетов.

При мемориально-ордерной форме учета запись на счетах Главной  книги производят непосредственно  по данным мемориальных органов.

На малых  предприятиях, применяющих упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета хозяйственных операций.[2]

Правила оценки статей баланса установлены  положениями по бухгалтерскому учету  и бухгалтерской отчетности. При  составлении баланса используются следующие методы оценки:

1. Основные  средства и нематериальные активы  в балансе отражаются по остаточной  стоимости.

2. Товары  отражаются по покупной стоимости  (по фактической себестоимости  приобретения).

3. Сырье  и основные материалы, топливо,  запасные части и другие материальные ценности отражаются по фактической себестоимости.

4. Готовая  продукция отражается по фактической  себестоимости, либо по нормативной  производственной себестоимости,  либо по прямым статьям затрат (без счета 26 "Общехозяйственные расходы").

5. Отгруженные  товары отражаются по фактической  себестоимости, либо по нормативной  производственной себестоимости,  либо по прямым статьям затрат (счет 45 "Товары отгруженные").

6. Материальные  ценности, на которые цена в  течение года снизилась либо  которые морально устарели или  частично потеряли свои первоначальные  качества, отражаются по цене  их возможной реализации, если  эта цена ниже первоначальной  стоимости заготовления. Для этого  организация создает резерв под  снижение стоимости материальных  ценностей. В балансе такие  материальные ценности показываются  за минусом суммы резерва.

7. Незавершенное  производство в массовом и  серийном производстве может  отражаться либо по нормативной  себестоимости, либо по прямым  статьям затрат, либо по стоимости  сырья, материалов, полуфабрикатов; при единичном производстве – по фактически произведенным затратам.

8. Размер  уставного капитала отражается  по величине, зарегистрированной  в учредительных документах.

9. Расчеты  с дебиторами и кредиторами  отражаются каждой стороной в  своей бухгалтерской отчетности  в суммах, вытекающих из бухгалтерских  записей и признаваемых ею  правильными.

Информация о работе Особенности составления отчетности малого предприятия