Особенности учета на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие субъектов малого предпринимательства; критерии отнесения предприятий к малому бизнесу; документооборот на малых предприятиях; особенности синтетического и аналитического учета; применение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
6
Субъекты малого предпринимательства: понятие и критерии отнесения…………………….………………………………………….

8
Понятие субъектов малого предпринимательства……………….
8
Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу……………
10
Особенности документооборота на предприятиях малого бизнеса..
Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях………….
Особенности формирования рабочего плана счетов на малых предприятиях……………………………………………………….
Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства………………………………………………
13
13

17

20
Методические основы ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса………………………………………..
Бухгалтерский учет операций по движению материалов………………………………………………………….
Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда и страховым взносам…………………………………………………
Учет выпуска, реализации готовой продукции и сводный учет финансовых результатов…………………………………………..
Особенности бухгалтерского учета операций, связанных с оказанием услуг и торговой деятельностью……………………...

24

24

26

29

31
Применение упрощенной системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса………………………………………...

34
Заключение………………………………………………………………….
38
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая по БФУ. Булгакова Т.Ю. ЭК-31м.docx

— 75.39 Кб (Скачать файл)

Малое предприятие невозможно зарегистрировать как какую-либо организационно-правовую форму. Для того, чтобы быть малым предприятием, необходимо постоянно соответствовать определенным критериям.

Для юридических лиц, установлен отдельный критерий отнесения к малому бизнесу – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%. [9]

Этот критерий сразу вывел из числа малых предприятий большинство предприятий с иностранными инвестициями. Даже если иностранные юридические лица формально отвечают критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства по российскому законодательству, но созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, то они не могут рассматриваться как малые предприятия по законодательству РФ. Таким образом, предприятия, созданные в соответствии с законодательством РФ, в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. [12, с.106]

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для малого предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно. [3, ст.4]

Предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого бизнеса:

  1. Микропредприятия – 60 млн руб.
  2. Малые предприятия – 400 млн руб.

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд. [9]

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия за календарный год должна определяться с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия или малого предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год исчисляется в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

 

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТООБОРОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
    1. Формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

 

Действующая нормативная база предполагает ведение учета на малых предприятиях по нескольким вариантам. Субъекты малого предпринимательства самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. [12, с.107]

Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главный бухгалтер по согласованию с руководителем малого предприятия. Этот выбор зависит от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия вычислительных средств и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии. [8, с.71]

Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров. На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

  • мемориально-ордерную форму;
  • единую журнально-ордерную форму;
  • журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;
  • упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета;
  • простую форму;
  • Книгу учета доходов и расходов организаций индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • системы регистров на основе используемых программных продуктов («1С», «БЭСТ», «Инфо-бухгалтер» и т.д.). [13, с.45]

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности. [9]

На малых предприятиях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, законодательство рекомендует применять упрощенную форму, которая включает в себя:

  1. простую форму бухгалтерского учета;
  2. форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. [8, с.71]

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 операций в месяц), не имеющие собственного имущества и не производящие продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации в Книге учета хозяйственных операций по форме К-1. Для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести ещё ведомость учета заработной платы по форме №В-8. Это так называемая простая система учета. [12, с.108]

Малые предприятия, имеющие собственное имущество и осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять для учета финансово-хозяйственных операций в дополнение к №К-1 и №В-8 следующие регистры бухгалтерского учета:

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
  • ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма № В-9. [9]

Это так называемая упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия.

Каждая ведомость открывается записями остатков на начало месяца по соответствующим счетам. Затем на основании первичных документов в ведомостях фиксируются факты хозяйственной деятельности малого предприятия. Любая операция отражается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета, в другой – по кредиту корреспондирующего счета. Остатки средств в отдельных ведомостях надо сверять с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). После заполнения всех ведомостей аналогично простой форме бухгалтерского учета формируется шахматная и оборотно-сальдовая ведомости. [8, с.95]

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. [12, с.108]

 

    1. Особенности формирования рабочего плана счетов на малых предприятиях

 

Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности. Часто в ходе этого процесса бухгалтеры задаются вопросом: каким образом выделить тот или иной аналитический разрез – путем обособления его на отдельном синтетическом субсчете или же на аналитическом счете? Для решения указанной задачи следует воспользоваться следующими правилами:

  1. Рабочий план счетов должен быть логическим продолжением форм бухгалтерской отчетности.
  2. Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой.
  3. Построение синтетического чета имеет древовидную структуру.
  4. Отдельные синтетические счета позволяется объединять в один.
  5. Аналитический учет обладает более широкими возможностями по группировке информации. [13, с.37]

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Типовые Рекомендации (Приложение А. План счетов малого предприятия).

Учет основных средств ведётся на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств».

На счете 01 обособленно рекомендуется учитывать приобретенные нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Износ основных средств».

При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению объектов основных средств и нематериальных активов согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». [12, с.108]

В соответствии с Типовым рекомендациями готовую продукцию малым предприятиям следует отражать  на счете 41 «Товары», субсчет «Готовая продукция». На практике, однако, предприятия малого бизнеса в указанных целях могут воспользоваться как счетом 43 «Готовая продукция», так и счетом 41 «Товары». [8, с.69]

Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», учитываются на счете 10 «Материалы».

Информация о работе Особенности учета на предприятиях малого бизнеса