Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Основной принцип организации бухгалтерского учета в организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Содержание работы

Содержание
Введение
1. Учетная политика 4
2. Формы бухгалтерского учета 7
2.1. Единая журнально-ордерная форма и Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций 8
2.2. Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета 11
2.3. Простая форма 16
2.4. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения 17
2.5. Системы регистров на основе используемых программных продуктов 19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особ ведения бух учета на пмб 1.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)
 
 

     Заочное отделение

     Курсовая работа

по предмету «Учет на предприятиях малого бизнеса»

на тему «Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малых форм бизнеса» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва 2011 г.

 

     Содержание

Введение

1. Учетная  политика         4

2. Формы  бухгалтерского учета       7

2.1. Единая  журнально-ордерная форма и 

Журнально-ордерная форма счетоводства

для небольших  предприятий и хозяйственных  организаций  8

2.2. Упрощенная  форма бухгалтерского учета с 

использованием  регистров бухгалтерского учета    11

2.3. Простая  форма         16

2.4. Книга  учета доходов и расходов организаций 

и индивидуальных предпринимателей, применяющих 

упрощенную  систему налогообложения      17

2.5. Системы  регистров на основе используемых 

программных продуктов        19

Заключение

Список  литературы

 

      Введение

     Основной  принцип организации бухгалтерского учета в организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

     Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

     Грамотная постановка бухгалтерского учета в  организации позволяет определить следующие задачи:

     1) обеспечить сохранность имущества;

     2) обеспечить эффективность управления  ресурсами;

     3) исчислить финансовый результат деятельности;

     4) определить налоговые обязательства.

     Знать эти задачи крайне важно для руководства  любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является как основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета, так и управления организацией.

     Субъекты  малого предпринимательства при  осуществлении хозяйственной деятельности могут применять общую систему налогообложения либо специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход).

     Первое, что интересует руководителей при  выборе системы налогообложения, - это уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения. Глубокие знания налогового законодательства позволят бухгалтерам, не нарушая законодательства, минимизировать суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет. 

     1. Учетная политика

     Согласно  п. 2 Положения по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 № 106н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации, система регистров бухгалтерского учета и иные соответствующие способы и приемы.

     Для того чтобы сформировать учетную политику, как документ который утверждает руководитель организации, где закрепляются способы ведения бухгалтерского учета, необходимо знать, какие именно способы бухгалтерского учета должны быть в ней указаны. Прежде всего, каждому бухгалтеру необходимо знать и уметь выделять три составляющие части учетной политики: методологическую, методическую и организационную.

     Методологическая  часть учетной политики содержит положения, которые регулируют методологию ведения бухгалтерского учета. При этом методологическая часть отвечает за отражение объектов бухгалтерского учета в отчетности организации. По этой причине методологические способы ведения бухгалтерского учета должны быть представлены в указанном документе наиболее полно. Можно выделить следующие важные методологические элементы учетной политики:

• формы  бухгалтерской отчетности (если организация  не планирует разрабатывать собственные формы отчетности, то необходимо указать, что в своей деятельности она будет использовать формы отчетности, рекомендованные Министерством финансов РФ) (приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - приказ № 66);

• сроки  полезного использования основных средств (ПБУ 6/01);

• способ начисления амортизации по основным средствам (ПБУ 6/01);

• лимит  стоимости основных средств, в пределах которого организация единовременно относит эту стоимость на затраты (ПБУ 6/01);

• порядок  учета расходов на ремонт основных средств (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (далее - приказ № 34н);

• сроки  полезного использования нематериальных активов (ПБУ 14/2007);

• способ начисления амортизации по нематериальным активам (ПБУ 14/2007);

• способ списания материалов в производство (ПБУ 5/01);

• метод  калькулирования продукции (позаказный, попередельный и т.д.);

• способ оценки незавершенного производства в  серийном или массовом производстве (приказ № 34н);

• вариант учета затрат на производство (ПБУ 10/99);

• способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования;

• способ оценки готовой продукции (приказ № 34н);

• способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до склада, производимых до момента их передачи в продажу (ПБУ 5/01);

• способ признания коммерческих расходов (ПБУ 9/99);

• способ определения стоимости проданных  товаров (ПБУ 5/01);

• порядок  создания резерва по сомнительным долгам (приказ № 34н);

• перечень и порядок создания и использования резервов предстоящих расходов и платежей (приказ № 34н);

• сроки  и способы списания расходов будущих  периодов (приказ № 34н).

     Методическая  часть учетной политики состоит из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. В отличие от методологической части учетной политики данные приемы не оказывают влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

     Организационная часть учётной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к указанной части учетной политики, фиксируют форму, по которой ведется бухгалтерский учет, способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

     Способы ведения бухгалтерского учета организации, которые должны быть отражены в учетной  политике, в соответствии с ПБУ 1/2008:

     - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

     - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

     - способы оценки активов и обязательств;

     - правила документооборота и технология обработки учетной информации;

     - порядок контроля за хозяйственными операциями;

     - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

     В организационной части учетной  политики целесообразно указать только основные организационные аспекты: кто ведет бухгалтерский учет (лично директор, главный бухгалтер, специализированная организация или бухгалтерская служба), какие участки учета автоматизированы (весь спектр учетных работ или только учет отдельных объектов), форму бухгалтерского учета (журнально-ордерная, упрощенная и т. д.). Функции и обязанности бухгалтерского персонала целесообразно указать в должностных инструкциях, либо непосредственно в трудовых договорах с работниками. Схема документооборота является важной частью учетной политики организации. Поэтому график документооборота и рабочий план счетов, целесообразно утвердить отдельными приложениями.

     Принятая  малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением  лица, ответственного за организацию  и состояние бухгалтерского учета. Разработка и принятие учетной политики должно быть проведено не позднее 90 дней с момента государственной регистрации предприятия и проводиться вне зависимости от сферы деятельности предприятия и выбранной формы организации ведения учета. Действующие предприятия должны закрепить учетную политику на очередной год до начала этого года.

     2. Формы бухгалтерского учета

     Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров.

     На  малых предприятиях можно применять  следующие формы бухгалтерского учета:

     1) единую журнально-ордерную форму, утвержденную письмом Министерства финансов СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

     2) журнально-ордерную форму счетоводства  для небольших предприятий и  хозяйственных организаций, утвержденную  письмом Министерства финансов СССР от 6 июня 1960 г. № 176;

     3) упрощенную форму бухгалтерского  учета с использованием регистров  бухгалтерского учета, утвержденную  приказом Минфина РФ от 21.12.98 г.  № 64н;

     4) простую форму, утвержденную приказом  Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н;

     5) Книгу учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систем налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов), утвержденную приказом Минфина РФ от 31.12.2008 года № 154н

     6) системы регистров на основе  используемых программных продуктов («1С», «БЭСТ», «Инфо-бухгалтер» и т.д.).

     2.1. Единая журнально-ордерная форма и Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций

     При применении указанных форм необходимо учитывать письмо Министерства финансов РФ от 24 июля 1992 г. № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей. Применение данных форм бухгалтерского учета в полной мере возможно в условиях малых предприятий и широко используется в программных продуктах. Однако данные формы являются достаточно сложными, поэтому их применение оправдано не на всех малых предприятиях.

     Данные  формы счетоводства основаны на использовании  принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Карточки аналитического учета могут быть заведены в виде исключения по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса