Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Основной принцип организации бухгалтерского учета в организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Содержание работы

Содержание
Введение
1. Учетная политика 4
2. Формы бухгалтерского учета 7
2.1. Единая журнально-ордерная форма и Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций 8
2.2. Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета 11
2.3. Простая форма 16
2.4. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения 17
2.5. Системы регистров на основе используемых программных продуктов 19
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Особ ведения бух учета на пмб 1.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

     Ведомость по форме № В-9 является регистром  синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

     Остатки средств в отдельных ведомостях сверяются с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

     Во  всех применяемых ведомостях указывается  месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи. 

     2.3. Простая форма

     Простая форма бухгалтерского учета может  применяться на предприятиях, где  совершается незначительное количество хозяйственных операций (не более тридцати в месяц) и не осуществляющих производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

     Простая форма предполагает ведение учета  всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. Наряду с ней для учета расчетов по оплате труда с работниками малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

     Книга является комбинированным регистром  бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет  вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

     Малое предприятие может вести книгу  в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице делается запись о количестве содержащихся в ней страниц, которая заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

     Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. В графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

     Суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно, но графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

     По  окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту  всех счетов учета средств и их источников. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

     Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

     2.4. Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения

     Данную  Книгу могут применять организации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

     Ведение Книги учета доходов и расходов, а также документирование фактов предпринимательской деятельности осуществляется на русском языке.

     Книга учета доходов и расходов может  вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители. На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов.

     Книга учета доходов и расходов должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной  и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью налогоплательщика и скрепляется печатью налогоплательщика (при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа до начала ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде и выведена по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью налогоплательщика и скрепляется печатью налогоплательщика (при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью налогового органа.

     Исправление ошибок в Книге учета доходов  и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью налогоплательщика  с указанием даты исправления  и печатью налогоплательщика (при  ее наличии).

     В отличие от всех вышеперечисленных  форм бухгалтерского учета данная Книга не предполагает отражение хозяйственных операций методом двойной записи. Более того, она даже не рассчитана на отражение всех операций, имевшихся в организации. В частности, при выборе в качестве объекта налогообложения доходов расходы в Книге учета доходов и расходов не отражаются.

     2.5. Системы регистров на основе используемых программных продуктов

     На современном этапе развития бухгалтерских программ приоритетной можно считать разработку таких решений, которые обеспечивают адекватность, оперативность и малозатратность перенастройки в соответствии с изменяющимися требованиями к учёту и отчётности, в частности требованиями международных стандартов, финансовой отчётности и российского законодательства в финансовой и налоговой сферах.

     За  последние десятилетия получил  бурное развитие сектор финансово-экономических программ. К программным продуктам, имеющим наибольшую популярность, можно отнести следующие программы: «1С:Бухгалтерия», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «БЭСТ», «БОСС», «Парус», «ИНФИН-Бухгалтерия», «Финансы без проблем», «Финансист-2», «Инфософт» и др.

     Но  наиболее распространённой бухгалтерской программой, которой на сегодняшний день пользуются многие организаций по всей России, является программа фирмы «1С», которая имеет рекомендации Минфина России и охватывают весь спектр задач, решаемых современной бухгалтерией.

     Одним из важных критериев бухгалтерских  программ является возможность модификации  её настроек, что определяет гибкость системы, характеризуя количество «степеней её свободы», предлагаемых конечному пользователю.

     Создатели программных продуктов предлагают своим пользователям, как правило, целый набор регистров бухгалтерского учета, который они могут использовать в своей деятельности. При этом зачастую указанные регистры могут быть либо позаимствованы из различных форм бухгалтерского учета, либо созданы разработчиками программного обеспечения. В этой ситуации бухгалтер организации может самостоятельно определить систему учетных регистров, которая будет использоваться в организации, разумеется, в рамках тех возможностей, которые предоставлены программным комплексом.

     Эффективность работы бухгалтера зависит не от использования  компьютера или бухгалтерской программы, а от той формы бухгалтерского учета, которая будет применяться в данной организации. Как показывает практика, счетные ошибки в результате ручной обработки информации не идут ни в какое сравнение с ошибками, возникшими в результате неправильного отражения операции в бухгалтерском учете или учете для целей налогообложения. Ручная обработка данных позволяет бухгалтеру «чувствовать» цифры, в то время как автоматизированная скрывает весь процесс обработки информации - от ввода данных до вывода отчетных форм, что усложняет восприятие финансово-хозяйственной деятельности организации.

     Заключение

     При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства.

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

     Сплошное  документирование всех хозяйственных  операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации является начальным этапом бухгалтерского учета малого предприятия. Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности малым предприятиям предназначены регистры бухгалтерского учета.

     Малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике  своей работы при соблюдении:

     - единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

     - взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

     - сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

     - накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

     Таким образом, отметим, что основной принцип  организации бухгалтерского учета в организациях малого бизнеса - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Грамотный подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений. При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства.

 

     Список литературы

     1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»

     2. Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

     3. Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения»

     4. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»

     5. Письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»

     6. Письмо Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций»

     7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н)

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса