Особенности ведения бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3стр.

Глава 1. Основные признаки малых предприятий
Понятие и признаки малых предприятий……………………………………………..5стр
Критерии отнесения предприятия к категории малых……………………………….5стр
1.3.Роль и преимущества субъектов малого предпринимательства……………………..7стр
1.4. Создание и ликвидация малых предприятий…………………………………………8стр
Глава 2. Учет на малых предприятиях

2.1. Учетная политика………………………………………………………………………11стр

2.2. Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия……………………...12стр

2.3.Упрощенная форма бухгалтерского учета……………………………………………14стр

2.4.Формы организации бухгалтерского учета…………………………………………..16стр
Глава 3. Налогообложение на малых предприятиях.
3.1.Упрощенная система налогообложения, отчета и отчетности для субъектов малого предприятия………………………………………………………………………………..22стр
3.2. Организация и ведение учета при упрощенной системе……………………………23стр
3.3.Отчетность и порядок уплаты единого налога………………………………………30стр
Заключение………………………………………………………………………………32стр

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.4. Создание  и ликвидация малых предприятий.

 

Нормативной базой для создания и ликвидации  МП  является

Закон РФ  "О  предприятиях  и  предпринимательской деятельности", его глава IY. Порядок учреждения МП.

Предприятие может  быть   учреждено   либо   по   решению собственника имущества или уполномоченного им органа,  либо по решению трудового коллектива государственного или  муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

Предприятие может быть учреждено  в  результате  выделения из состава действующего предприятия,  объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с  сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием.

Предприятие может быть учреждено  в  результате  принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами   предприятия  являются  устав

предприятия, а также решение  о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия  определяются организационно правовая форма предприятия,  его название, адрес, органы управления и  контроля,  порядок  распределения прибыли и образования

фондов предприятия,  условия  реорганизации и ликвидации предприятия.

Устав предприятия утверждается его  учредителем.  На государственном и муниципальном предприятии,  а также на предприятии смешанной формы собственности,  в имуществе которого  доля государства или  местного  Совета составляет более 50%,  устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается  утвержденным  и  приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Государственная регистрация предприятия.

Государственная регистрация  предприятия,  независимо  от его организационно-правовой формы,  осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия.

Данные государственной регистрации  предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения  в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного  предприятия запрещается. Доходы,  полученные от деятельности такого  предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. Для регистрации предприятия учредитель представляет  следующие документы:

- заявление учредителя,

- устав предприятия,

- решение о создании предприятия  или договор учредителей,

- свидетельство об уплате государственной  пошлины.

Решение о регистрации или отказ  в регистрации  предприятия должно  быть  принято не позднее чем  в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя,  устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. Отказ в государственной регистрации предприятия  возможен в случае  нарушения установленного  Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия  учредительных документов требованиям законодательства РФ.

Отказ в регистрации предприятия  по другим  мотивам  является незаконным.  О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в  3-х дневный  срок  в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может  быть  обжалован  в судебном порядке.  Предприниматель  может  взыскать  через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Ликвидация и реорганизация  предприятия.

Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде его  ликвидации или реорганизации /слияние,  присоединение, разделение,  выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму. Ликвидация и реорганизация предприятия производится  по решению собственника или органа, уполномоченного создавать та-

кие предприятия, с согласия трудового  коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются в случаях:

- признания банкротом,

- принятия решения  о  запрете   деятельности  предприятия из-за  невыполнения  условий,  установленных   законодательством

РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий  или не изменен вид деятельности,

- признания судом недействительными   учредительных  документов и  решения о создании предприятия,

- по другим основаниям,  предусмотренным  законодательными актами РФ и  входящих в его состав республик.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной  комиссией, образуемой  собственником  имущества  предприятия или уполномоченным им органом,  совместно с трудовым  коллективом. По их  решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учет на малых предприятиях

 

2.1. Учетная политика.

 

Под учетной  политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.

Ее требования сводятся к следующим принципам:

полнота - отражение  всех свершившихся фактов в хозяйственной  деятельности МП;

осмотрительность - непренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений;

приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние  активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка  их оформления (контроль);

непротиворечивость - постоянная взаимоувязка показателей  синтетического и аналитического учета;

рациональность - качественное и экономное (в размере  затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.

Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.

Исходя из различных  способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.

Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными для ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может:

а) учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или  бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский  учет лично.

Руководитель  обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно ему.

Руководитель  организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

 

2.2. Техника  и формы бухгалтерского учета  малого предприятия

 

Под техникой бухгалтерского учета понимаются порядок регистрации хозяйственных операций, их накапливание, группировка по однородности экономического содержания. Документы, в которых осуществляются указанные бухгалтерские процедуры, называются регистрами. Обычно регистры выступают в виде карточек, книг, свободных листов - ведомостей, журналов-ордеров определенного графления и содержания.

Зная назначение и содержание регистров бухгалтерского учета, необходимо соединить их в  определенную схему, позволяющую создать  поток информации, с помощью которой возможно управлять, контролировать, анализировать и планировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Определенное сочетание учетных регистров, порядок записи в них и последовательность их использования называют формой бухгалтерского учета.

Малые предприятия  могут вести бухгалтерский учет по полной журнально-ордерной форме  учета с использованием типового Плана счетов бухгалтерского учета  или по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При этом возможны следующие варианты:

1) Учет имущества  в отдельных регистрах (ведомостях  с № В-1 по № В-9). – развернутая  форма бух. учета.

2) Ведение книги  учета хозяйственных операций (без  учета имущества на отдельных  регистрах). – простая форма учета.

Возможен к  использованию на малых предприятиях (индивидуальное предпринимательство) и третий вариант. При нем не используется какой-либо план счетов бухгалтерского учета и не применяется элемент "двойная запись". Бухгалтерский  учет сводится к ведению книги учета доходов и расходов, которая разработана налоговой службой РФ.

Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу.

При упрощенной форме в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета  и отчетности и применению регистров  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства используются следующие ведомости:

№ В-1 "Ведомость  учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа)",

№ В-2 "Ведомость  учета производственных запасов  и товаров, также НДС, уплаченного  по ценностям",

№ В-3 "Ведомость  учета затрат на производство",

№ В-4 "Ведомость  учета денежных средств и фондов",

№ В-5 "Ведомость  учета расчетов и прочих операций",

№ В-6 "Ведомость  учета реализации",

№ В-7 "Ведомость  учета расчетов с поставщиками",

№ В-8 "Ведомость  учета оплаты труда",

№ В-9 "Ведомость (шахматная)".

Все ведомости, кроме ф. № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. Данные в ней записываются на пересечении двух показателей, характеризующих две величины, а именно дебетуемый и кредитуемый счета, взаимосвязанные и взаимозависимые друг от друга.

В конце каждого  месяца в шахматной ведомости  подсчитываются суммы по вертикали, обобщающие обороты по кредиту счетов, и по горизонтали - обороты по их дебету. Причем обороты по кредиту записываются с указанием номера ведомости, из которой произведены записи. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. После заключения шахматной оборотной ведомости получают итоговую сумму оборотов по счетам за отчетный период.

Для расчета  и получения балансовых показателей  составляют сальдово - оборотную ведомость. Она имеет три пары равных между  собою итогов в денежном выражении:

1. Остатки (сальдо) на начало отчетного периода (дебетовые и кредитовые) переносятся из однотипной ведомости прошлого отчетного периода. Они использовались для заполнения баланса (дебетовые - актива; кредитовые - пассива), поэтому равны между собой.

2. Обороты за  отчетный период переносятся из шахматной оборотной ведомости, где обороты по дебету и кредиту также равны между собой по принципу двойной записи.

3. Остатки (сальдо) на конец отчетного периода  (дебетовые и кредитовые) определяются  расчетным путем.

 2.3.Упрощенная форма бухгалтерского учета

 

В последнее  время предприятия малого бизнеса  применяют упрощенную форму учета, при которой используют два вида учетных регистров – Книгу  учета хозяйственных операций (регистр  синтетического учета) и Ведомости  учета (ф.№В-1 - №В-9) соответствующих объектов, являющихся регистрами аналитического учета.

Книга учета  хозяйственных операций заполняется  либо непосредственно по данным первичных  документов, либо по итоговым данным ведомостей (при значительном количестве хозяйственных операций). Данные указанной Книги и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Ведение Книги  учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

Запись в  учетные регистры производят на основании  должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета хозяйственных операций, а уже затем - в соответствующие ведомости. Например, операция о поступлении денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма» по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета хозяйственных операций, а затем в ведомостях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4).

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса