Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:02, курсовая работа
Цель данной работы:
1. Выявить сущность, значение и основные правила составления отчёта о прибылях и убытках.
2. Рассмотреть порядок заполнения отчёта о прибылях и убытках.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, значение и основные правила составления отчёта о прибылях и убытках…………………………………………………………………………….4
2. Порядок заполнения отчёта о прибылях и убытках………………..............11
2.1 Раздел I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»…………………………………………………………..............11
2.2 Раздел II «Прочие доходы и расходы»……………………………………19
Заключение.………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Приложение 1
Во втором случае организациям предлагается раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, в том числе на амортизацию и оплату труда.
МСФО требуют, чтобы организация раскрывала в отчете (или в примечании) сумму дивидендов на акцию, объявленных или предложенных за период.
В основу российской модели построения отчета о прибылях и убытках в соответствии с национальными стандартами положен метод функции затрат. При составлении отчета используется многоступенчатый способ, при котором расчет балансового показателя нераспределенной (чистой) прибыли (убытка) производится с исчислением промежуточных показателей финансового результата, а именно:
• прибыли (убытка) от продаж как разницы между доходами в виде выручки и расходами в виде себестоимости продаж. У организаций, деятельность которых имеет торговый характер, кроме того, в качестве начального промежуточного показателя определяется валовой доход (маржа) как реализованная торговая наценка. Информация об этих показателях формируется на сч. 90 «Продажи»;
• прибыли (убытка) от обычной финансово-хозяйственной деятельности путем сложения результата от продаж с прочим, операционным и внереализационным, результатом, отраженным на бухгалтерском сч. 91 «Прочие доходы и расходы». Размер этой прибыли корректируется для целей налогообложения;
• нераспределенной (чистой) прибыли или убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности путем вычета из предыдущего показателя суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и штрафных налоговых и приравненных к ним санкций, информация о которых содержится на итоговом счете финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки»;
• нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка от обычной хозяйственно-финансовой деятельности с учетом чрезвычайных обстоятельств в деятельности организации путем сложения предыдущего показателя, учитывающего чрезвычайные доходы и расходы, на основе информации, содержащейся на итоговом счете финансовых результатов деятельности 99 «Прибыли и убытки».[13, c. 56]
В российской учетной практике порядок формирования показателей отчета о прибылях и убытках определяется ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Если в отчете обособленно отражаются существенные виды доходов, должны быть отдельно показаны и соответствующие им расходы.[12, c. 32]
В зависимости от вида доходов и расходов и их влияния на конечный финансовый результат организации при составлении отчета предусмотрены группировка и последовательность отражения показателей, характеризующих структуру доходов и расходов при расчете прибыли (убытка) отчетного года:
• доходы и расходы по обычным видам деятельности, т.е. связанным с выполнением основной деятельности организации (разд. I);
• прочие доходы и расходы (разд. II);
• справочно.
Такая группировка и последовательность отражения показателей в отчете служит тому, чтобы придать однозначное содержание промежуточным итогам, которые и раскрывают структуру конечного финансового результата.[22, c. 104]
2. Порядок заполнения отчёта о прибылях и убытках.
2.1 Раздел I «Доходы и расходы по обычным видам деятельности».
Для определения результатов от продажи продукции, товаров, работ и услуг в отчете приводятся следующие показатели.
Выручка (нетто) (стр. 010).
В соответствии с ПБУ 9/99 выручка от продажи продукции, товаров (работ и услуг) представляет собой доход от обычных видов деятельности, а принятая к бухгалтерскому учету выручка должна осуществляться по условиям ее признания. [5, c. 262]
К доходам от обычных видов деятельности относятся выручка от продажи продукции (товаров), а также поступления, связанные с выполнением работ или оказанием услуг.
Не являются доходами предприятия и в Отчете не отражаются следующие поступления:
- суммы НДС, акцизов и экспортных пошлин, полученные в составе выручки;
- деньги, полученные посредником от покупателей за товары, принадлежащие комитенту (принципалу или доверителю);
- авансы, полученные в счет оплаты продукции (работ, услуг);
- суммы залога или задатка;
- суммы, поступившие в погашение кредита или займа.
В типовой форме Отчета выручка отражается полностью, то есть без расшифровок. В то же время, если предприятие сочтет нужным, можно расписать доходы и расходы от каждого бизнеса. Для этого форму № 2 нужно дополнить новыми строками (011, 012 и т. д.).[19, c. 67]
При этом расшифровывают только существенные доходы. В пункте 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» сказано, что существенной считается та выручка, которая за отчетный период составляет 5 процентов и более от общей суммы доходов организации. [5, с. 267]
Это правило касается и расходов. Расходы, соответствующие каждому виду выделенного дохода, нужно показывать в отдельных строках.
В организациях, предоставляющих за плату во временное пользование свои активы по договору аренды, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью (арендная плата).
В организациях, предоставляющих за плату права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи, включая роялти, за пользование объектами интеллектуальной собственности).[17, c. 79]
В организациях, участвующих в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления денежных средств покрывает только часть выручки, к бухгалтерскому учету принимается выручка в сумме поступления денежных средств и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением денег). Величина поступления денежных средств или дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.[16, c. 115]
При продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к учету в полной сумме дебиторской задолженности, а при осуществлении расчетов векселями — в сумме, указанной по векселю (включая доходы по нему).
Величина поступления или дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим оплату не денежными средствами, принимается к учету по стоимости ценностей, полученных или подлежащих получению исходя из цены, по которой в сравнимых условиях организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
При изменении обязательств по договору первоначальная величина поступления или дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости ценностей (актива), подлежащих получению организацией. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) определяется с учетом (увеличения или уменьшения) суммовой разницы, возникающей при оплате рублями в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).[14, c. 22]
Пример
ЗАО «Атлант» занимается розничной и оптовой торговлей. В приказе предприятия об учетной политике установлен критерий существенности на уровне 5 процентов.
Итоговые показатели выручки ЗАО «Атлант» за 2007 год составили:
- розница - 2600 тыс. руб.;
- опт - 16 100 тыс. руб.;
- всего по организации - 18 700 тыс. руб.
Доля доходов розничной торговли в общем объеме продаж составила 13,9 процента (2 600 000 руб.: 18 700 000 руб. х 100). Это превышает установленный на фирме показатель существенности - 5 процентов. Поэтому в отчете бухгалтер ЗАО «Атлант» расшифровал доходы и расходы по обоим видам деятельности.
Себестоимость (строка 020)
Здесь указывают сумму расходов по обычным видам деятельности за отчетный период. Организации — профессиональные участники рынка ценных бумаг отражают по этой статье покупную (учетную) стоимость ценных бумаг, выручка от продажи которых отражена в данном отчетном периоде. Этот показатель указывают в круглых скобках.
В соответствии с ПБУ 10/99 для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и продажи (перепродажи) товаров.[6, c. 274]
Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видам деятельности делятся на:
- материальные;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизацию;
- прочие.[6, c. 275]
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, принимаемые к учету расходы определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).
Если при формировании показателя «Выручка от продажи» обособленно отражены доходы по отдельным видам деятельности, выделяются и соответствующие им расходы в качестве расшифровки к показателю «Себестоимость...» или в специальном приложении к отчету о прибылях и убытках.
Не считаются расходами фирмы и в Отчете не отражаются:
- суммы от продажи товаров, перечисленные посредником в пользу комитента (доверителя, принципала);
- затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т. п.);
- суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;
- суммы, выданные в качестве задатка;
- суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.[9, c. 47]
Торговые фирмы могут учитывать товары двумя способами: по фактической себестоимости (это разрешено всем фирмам) или по продажным ценам (так учитывать товары могут только организации розничной торговли).
Если предприятие учитывает товары первым способом, то по строке 020 отражается фактическая себестоимость проданных товаров, списанная с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж». Проводки в таком случае будут такими:
Д 62 К 90 субсчет «Выручка»
— отражена выручка от продажи товаров;
Д 90 субсчет «Себестоимость продаж» К 41
- списана себестоимость проданных товаров.[10, c. 92]
Если же организация отражает товары вторым способом, то в себестоимость включается стоимость проданных товаров, списанная с кредита счета 41 за вычетом торговой наценки по ним. В учете при этом делают следующие записи:
Д 62 К 90 субсчет «Выручка»
- отражена выручка от продажи товаров;
Д 90 субсчет «Себестоимость продаж» К 41
- списана себестоимость проданных товаров;
Д 90 субсчет «Себестоимость продаж» К 42;
- сторнирована сумма торговой наценки.
Валовая прибыль (строка 029)
Это промежуточный итог. Здесь приводят валовую прибыль предприятия. Она рассчитывается как разница между выручкой (строка 010) и себестоимостью (строка 020).
Коммерческие расходы (строка 030)
По этой строке показывают затраты, связанные со сбытом продукции, которые отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Сумма коммерческих расходов указывается в форме № 2 в круглых скобках.
Производственные фирмы относят к коммерческим расходам затраты на рекламу своей продукции, ее транспортировку и упаковку, на представительские расходы, на выплату зарплаты продавцам и т.д.
Торговые предприятия по этой строке отражают все затраты, связанные с ведением обычной деятельности. В частности, здесь показывают расходы:
- на выплату заработной платы административно-управленческо
- по аренде офисных и торговых помещений, а также складов;
- на оплату услуг охраны;
- расходы на рекламу;
- представительские расходы и т. д.[8, c. 120]
Управленческие расходы (строка 040)
По этой строке отражаются общехозяйственные расходы организации, которые фирма собирает на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Сумму по этой строке также указывают в Отчете в круглых скобках.
Если в учетной политике организации не принят порядок признания управленческих расходов полностью в себестоимости проданной продукции (работ, услуг) расходами по обычным видам деятельности, то доля общехозяйственных расходов, относящаяся к проданной в отчетном периоде продукции (работ, услуг), отражается в составе показателя «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».