Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:58, отчет по практике
Основной целью производственно-профессиональной практики является закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, на основе изучения деятельности предприятия отрасли и приобретение необходимых умений и навыков практической работы по специальности.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Электросигнал», расположенное по адресу г. Воронеж, ул. Электросигнальная 1. Основным направлением деятельности предприятия является разработка и производство средств связи общего, специального и гражданского назначения.
Введение 5
1 Характеристика предприятия 8
История развития предприятия 8
Организационно-правовая форма предприятия 10
Основная деятельность, имидж, рынок сбыта, масштабы 12
производства, место, занимаемое предприятием в отрасли
Миссия предприятия 13
Выпускаемая предприятием продукция 14
План освоения новых видов изделий 15
Организационная структура предприятия 16
Организация экономической работы на предприятии 18
Производственная структура предприятия 23
Структурная схема финансового отдела 23
Порядок формирования ассортиментного плана предприятия.
Роль маркетинговых служб 28
График факторов удовлетворенности или неудовлетворенности работников предприятия 31
Формы расчета плана себестоимости (в разрезе статей
калькуляции и элементов затрат) 32
Особенности планирования сметы затрат на производство вспомогательных цехов 34
Планирование и калькулирование общепроизводственных
Расходов 35
Виды цен на продукцию, пример расчета цены на изделие 36
Процесс планирования и распределения численности.
Трудоемкость производственной программы 38
Формирование фонда заработной платы и его распределения 40
Порядок начисления и распределения премий.
Особенности мотивации персонала и их формы 42
Планирование использования производственной мощности 44
Планирование технического и организационного развития 46
Формирование плана по прибыли и рентабельности 48
Бизнес-планирование на предприятии 51
Система технико-экономических показателей предприятия 53
Общая характеристика финансов ОАО «Электросигнал» 54
Изучение и заполнение всех форм расчетно-кассовых
Документов 56
Изучение методов планирования, анализа доходов, расходов, финансовых результатов предприятия 57
Изучение финансового обеспечения текущей деятельности 58
Методы финансирования деятельности организации 59
Методы финансового планирования организации 60
Организация кредитования, налогообложения и страхования на предприятии 61
Методы оценки финансового состояния предприятия
на практике 62
Организация инвестиционной деятельности 64
Структура и положения о бухгалтерии предприятия 66
Изучение схемы документооборота 67
Учет производственных запасов 68
Учет основных фондов и нематериальных активов 69
Учет продукции и ее реализации 72
Учет фондов, резервов, кредитов и займов 73
Выводы об экономической деятельности предприятия 73
Характеристика цеха основного производства 76
ОАО «Электросигнал»
2.1 Организационная структура цеха № 433 76
2.2 Производственная структура цеха 87
2.3 Количественный состав оборудования, степень его прогрессивности. Возрастной состав оборудования 88
2.4 Порядок организации технического обслуживания оборудования (ремонтного, транспортного, инструментального). 89
2.5 Производственная мощность цеха 89
2.6 Виды и причины простоев оборудования 91
3 Отчет по УИРС на тему «Организация системы контроллинга на предприятии».
92
3.1 Методики планирования затрат
92
3.2 Методы планирования себестоимости продукции.
96
3.3 Методы анализа затрат
106
3.4 Разработка и реализация мероприятий по снижению затрат
108
3.5 Расчет калькуляции продукции
110
3.6 Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции
112
3.7 Факторный анализ затрат
122
3.8 Разработка и реализация стратеги и предприятия.
133
Заключение
3.3 Методы анализа затрат
Для выявления затрат, которые могут быть сокращены, используют следующие основные виды анализа:
• анализ структуры затрат;
• сравнительный анализ;
• факторный анализ;
• анализ носителей затрат;
• АВС- и ХУ2-анализ.
Для того, чтобы проанализировать структуру
затрат предприятия, применяют вертикальный,
горизонтальный и трендовый анализы.
С помощью вертикального анализа
определяют структуру затрат: рассчитывают
удельный вес каждой статьи затрат в общей
сумме затрат предприятия и выделяют наиболее
значимые статьи.
Таким образом, не возникнет значительной
экономии в результате сокращения статьи
затрат, составляющей 1% от всех затрат
предприятия.
В основе горизонтального анализа
лежит сравнение каждой позиции по статьям
затрат с предшествующим периодом (месяцем,
кварталом, годом), т. е. определяются отклонения
показателей отчетного или планируемого
периода от предшествующего.
После проведения вертикального и горизонтального
анализа следует проанализировать тенденции
изменения статей затрат, т. е. провести
трендовый анализ.
Сравнительный анализ.
Этот анализ основан на сопоставлении
наиболее значимых статей затрат с аналогичными
показателями конкурентов или с внутренними
показателями по другим бизнес-единицам.
Анализ структуры затрат и сравнительный
анализ позволяют определить направления
оптимизации затрат.
Для более глубокого исследования причин
изменения уровня затрат следует использовать
факторный анализ. Он позволяет определить
факторы, влияющие на уровень тех или иных
затрат и количественное влияние каждого
фактора на результирующий показатель.
А, следовательно, позволяет сделать вывод
о том, на какие факторы следует воздействовать,
чтобы снизить значение результирующего
показателя затрат.
В большинстве случаев номенклатура затрат
настолько широка, что моделирование и
тщательный анализ с использованием предыдущих
методов каждой позиции бывает затруднен.
Начать упорядочение затрат следует с
их структуризации с помощью типовых техник
логистического анализа, в частности АВС-
анализа. Метод АВС связан со статистической
закономерностью, которая получила название
«Правило Парето «20 на 80».
Суть метода АВС применительно к затратам состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак, далее осуществляется ранжирование затрат в порядке убывания этого классификационного признака.
Все затраты (одного вида или направления)
разделяются на три группы по стоимостному
выражению.
Цель группировки отделение существенных
позиций от несущественных для установления
разных степеней контроля над каждой из
позиций.
Таблица 3.1 – ABC-анализ затрат
Группа A |
Статьи, удельный вес которых свыше 10-15% |
Группа B |
Статьи с удельным весом 5-10% |
Группа C |
Статьи, удельный вес которых меньше 5% |
Естественно, наводить порядок необходимо начинать с самой немногочисленной по количеству, но значительной по стоимости группы А.
3.4 Разработка и реализация
Разработка плана мероприятий по снижению затрат включает следующие этапы:
• Определение объекта плана мероприятий
и его цель;
• Определение целевого показателя, которым можно описать полезный эффект (прибыль,
экономия затрат, повышение качества,
повышение производительности и т. д.),
указание статьи затрат, которая подлежит
сокращению;
• Определение факторов, оказывающих
влияние на целевой показатель и /или статью
затрат (носители затрат);
• Назначение должностного лица, ответственного
за проведение мероприятия;
• Разработка ответственным лицом плана
реализации мероприятия. План включает
в себя состав работ, необходимые ресурсы
и услуги. При необходимости, к разработке
плана мероприятий привлекаются специалисты
различных служб (возможно, со стороны),
формируется рабочая группа;
• Определение сроков, а также краткосрочного
и долгосрочного полезного эффекта от
реализации мероприятий;
• Определение затрат на реализацию мероприятий;
• Сопоставление полезного эффекта с
затратами. Принятие решения о проведении
мероприятий;
• Проведение мероприятий;
• Оценка результатов и внесение корректировок.
Алгоритм реализации плана мероприятий по снижению затрат представлен на рисунке 3.1:
Рисунок 3.1 - Алгоритм реализации плана мероприятий по снижению затрат
Основными стадиями алгоритма являются разработка плана мероприятий по снижению затрат, проведение мероприятий по снижению затрат, мониторинг оперативных отклонений, оценка фактических результатов, выявление и анализ причин отклонений, поиск новых резервов сокращения затрат.
3.5 Расчет калькуляции продукции
Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости всей проданной продукции и ее частей, себестоимости конкретных видов изделий, суммы затрат отдельных подразделений предприятия на производаство и продажу продукции. Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя.
Калькуляционная единица — это единица конкретного изделия (услуги) по калькуляционным статьям (по калькуляции).
Объектами калькулирования в зависимости от особенностей выпускаемой продукции и характера технологического процесса могут быть: технологический предел, деталеоперация, деталь, сборочная единица (узел), изделие в целом, заказ и т.д. Основа расчета цен — калькулирование себестоимости (издержек обращения).
Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1метр, 1штука, 100штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.
Процесс калькулирования включает:
Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:
Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Сумма производственных и коммерческих расходов — это полная себестоимость продукции. Различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы относятся непосредственно на себестоимость конкретного изделия. Косвенные расходы обычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно — с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно различаться.
Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.
В зависимости от назначения калькуляция может быть: плановая, сметная, нормативная, проектная, отчетная, хозрасчетная.
Плановая калькуляция предусматривает максимально допустимый размер затрат на изготовление продукции в планируемом периоде и составляется на все виды продукции, включенные в план.
Сметная калькуляция разрабатывается аналогично плановой на разовые работы и производство изделий по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.
Нормативная калькуляция – это расчет себестоимости изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.
Проектная калькуляция определяется при подготовке производственной продукции и предназначена для обоснования эффективности проектируемых новых производств и технологических процессов; ее разрабатывают по укрупненным расходным нормативам.
Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции, ее составляют по тем же статьям затрат, что и плановую, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией, такие как потери от брака, затраты на ремонт и т.д.
Хозрасчетная калькуляция разрабатывается на продукцию подразделений предприятия, как правило по тем статьям, на которые они оказывают влияние.
Плановая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы соответствующего вида продукции или услуг в планируемом периоде.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям, элементам и другим признакам группировок, а также калькуляционная единица продукции или работы определяются в соответствии с действующими нормативно-техническими и методическими материалами.
Обоснованность плановой калькуляции во многом зависит от объекта калькулирования, который соответствует, как правило, единицам измерения конкретных видов продукции, принятым на предприятии.
В годовом плане калькуляции составляются на все виды готовой продукции, предусмотренные к выпуск.
Калькуляции могут быть сметные, плановые и отчетные. Сметные рассчитываются на новые виды продукции. В их основе лежат проектные нормы расхода материальных и трудовых ресурсов. Плановые калькуляции (годовые, квартальные, месячные) учитывают условия производства конкретного планового периода (действующие в нем плановые нормы затрат). Отчетные калькуляции отражают фактические затраты на выпуск и реализацию продукции.
Структура плановой калькуляции зависит от отраслевых особенностей.
Полная себестоимость продукции может, например, включать следующие калькуляционные статьи расходов:
1)сырье и материалы;
2)возвратные отходы (вычитаются);
3)топливо для технологических целей;
4)энергия для технологических целей;
5)основная заработная плата производственных рабочих;
6)дополнительная заработная
7)отчисления на социальные
8)расходы на подготовку и освоение производства;
9)расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
10)общепроизводственные
11)общехозяйственные расходы;
12)потери от брака (в пределах норм);
13)прочие производственные
14)внепроизводственные
Кроме того, в зависимости от отраслевых особенностей производства в установленном порядке могут предусматриваться дополнительные статьи, например покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий, транспортно-заготовительные расходы и др.
В данной структуре статьи расходов 1-10 образуют цеховую себестоимость изделия. Прибавив к ним статьи 11, 12 и 13, получим производственную себестоимость, а прибавив к последней статью 14 – полную себестоимость.
Для сопоставления плановых калькуляций себестоимости единицы изделия необходимо предварительно подготовить спецификацию на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты.
В статью «Сырье и материалы» включается стоимость материалов, входящих в состав вырабатываемых изделий и вспомогательных материалов, которые используются при изготовлении данного изделия для обеспечения нормального технологического процесса. Стоимость вспомогательных материалов может быть выделена в отдельную статью в случае, если она занимает значительный удельный вес в себестоимости изделий.