Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 15:24, курсовая работа
Цель данной работы – освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности как системы показателей производственно-финансовой деятельности организации. Определим задачи к решению в данной работе следующим образом:
определение назначения, цели и задач анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности;
определить состав годовой бухгалтерской отчетности и порядок ее составления
характеристика основных положений анализа финансового состояния предприятия на основе данных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 6
1.1.Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности 6
1.2. Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности организации 15
1.3.Бухгалтерский баланс как основа формирования информации о финансовом положении организации 20
ГЛАВА 2: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 25
2.1.Характеристика организации 25
2.2.Задачи, состав и общий порядок составления годовой бухгалтерской отчетности 26
2.3. Пользователи годового баланса 32
2.4.Бухгалтерский баланс. Порядок заполнения………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
2. Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату.2
Представление в форме №1 активы, как в реальном воплощении, так и в виде источника его формирования определяет внешний вид баланса, который в соответствии с этим подразделяется на две части. В первой называемой активом, хозяйственные средства предприятия классифицируются по их составу. Во второй пассиве, по источникам их формирования. Разумеется, итоги обоих частей равны между собой, так как в обоих отражаются одни и те же средства, по-разному классифицированные и сгруппированные.
Данной теме уделяется большое внимание в периодической печати. Так, Крейнина М.Н в своей статье говорит, что данные баланса позволяют оценивать структуру активов (имущества) предприятия, то есть соотношение внеоборотных и оборотных активов в составе имущества.
Внеоборотные активы, которые называют еще неликвидными активами это часть имущества, оборачивающаяся в течение периода, превышающего 12 месяцев. Иными словами, превращение стоимости этой группы активов в денежные средства происходит по частям, постепенно, в течение длительного времени. Это не недостаток, а присущий внеоборотным активам характер функционирования и участия в циклах деятельности предприятия. С финансовой точки зрения данные активы точнее было бы называть немобильными. Оборотные активы - это мобильная часть имущества предприятия, то есть вся стоимость числящихся на балансе оборотных активов при нормальных условиях работы в течение года (или даже более короткого периода в пределах года) превращается в денежные средства в результате получения выручки от продаж, оборота ценных бумаг и так далее.
Долю оборотных активов в составе имущества принято называть уровнем мобильности имущества. Казалось бы, чем выше уровень мобильности имущества, тем лучше. Но не все так просто. Прежде всего, соотношение внеоборотных и оборотных активов определяется отраслевой принадлежностью предприятия и условиями его деятельности. С этой точки зрения мобильность активов, например, торгового предприятия, всегда будет выше, чем металлургического или машиностроительного завода. На наш взгляд, точка зрения автора верна и следует оценивать мобильность активов лишь в границах конкретного вида деятельности. Но даже с такими оговорками верно ли будет утверждать, что чем выше мобильность имущества, то есть, чем больше доля оборотных активов в его составе, тем лучше? Неверно, так как увеличение оборотных активов не является самоцелью. Практически его можно осуществить либо за счет уменьшения (продажи) внеоборотных активов, либо за счет дополнительных источников финансирования. Следовательно, наращивать оборотные активы надо только в случае необходимости, а не ради повышения мобильности имущества.3
Листратов Ю.С. в своей статье рассматривает оборотные активы в бухгалтерском балансе и можно сделать вывод, что в первую очередь это важно в отношении запасов и дебиторской задолженности. Традиционно принято считать, что ликвидность дебиторской задолженности выше ликвидности запасов, однако в сегодняшних условиях это не всегда так. Надо оценить реальную возможность быстрого превращения в денежные средства запасов и дебиторской задолженности не вообще, а для определенного предприятия в конкретной ситуации изучаемого периода. Если на балансе имеются излишние или труднореализуемые запасы, их надо продать либо списать, даже если полученные в результате такой операции денежные средства будут меньше балансовой стоимости проданных запасов. Если на балансе числится безнадежная дебиторская задолженность, ее тоже надо списать. Все это может привести к уменьшению стоимости оборотных активов, а возможно, и к снижению мобильности имущества. Но тогда балансовая стоимость оборотных активов будет отражать действительно ликвидные активы, а это важнее показателя уровня мобильности имущества, тем более, что последний и должен определяться на основе действительно ликвидных активов. Если балансовые запасы предприятия недостаточны для бесперебойного осуществления его деятельности, то их надо увеличивать, предварительно изыскав необходимые источники финансирования. На наш взгляд точка зрения верна и , следовательно, мобильность имущества повышается, но такое повышение будет отражать необходимость пополнения запасов.4
Гусаров И.А в своей статье рассматривает бухгалтерский баланс и пассив, различающихся по единственному признаку: собственные или заемные. Заемные источники финансирования делятся, в свою очередь, на долгосрочные и краткосрочные. Каково рациональное соотношение всех названных источников? На первый взгляд, чем больше собственных источников финансирования, тем устойчивее финансовое положение предприятия. Однако, такое утверждение далеко не бесспорно. Есть противоположная точка зрения: предприятие должно иметь как можно меньше собственного капитала и как можно больше использовать в своей деятельности заемные источники. Тогда прибыль по отношению к собственному капиталу (то есть рентабельность собственного капитала) будет высокой, а это один из важных показателей инвестиционной привлекательности предприятия. Реально же вопрос о рациональном соотношении собственных и заемных источников финансирования для конкретного предприятия может быть решен только исходя из его условий работы, состава имущества и других обстоятельств. Главное, чем определяется принятие решений о структуре источников финансирования - соответствие структуры источников структуре имущества.5
Крейнина М.Н в своей статье говорит, что данные баланса позволяют рассмотреть и сделать выводы о соответствие структуры имущества и структуры источников финансирования предприятия. Балансовая стоимость внеоборотных активов предопределяет величину собственных источников финансирования и долгосрочных обязательств в пассиве баланса. Если суммарная величина названных элементов пассива меньше стоимости внеоборотных активов, это сигнализирует о финансовой неустойчивости и необходимости либо сокращения стоимости внеоборотных активов, либо увеличения соответствующих им источников финансирования.
На наш взгляд точка зрения автора верна и таким образом, соотношение собственных и заемных источников финансирования может быть больше или меньше не в зависимости от принципиальных позиций руководства предприятия или от каких-либо рекомендуемых нормальных значений, а только в зависимости от структуры имущества данного предприятия и условий расчетов с кредиторами.6
Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности у большинства хозяйствующих субъектов не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой у них информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации заинтересованными внешними и внутренними пользователями.
ТНВ “Земледелец Богатырев и К0” (Товарищество на вере) организовано 7 мая 2001 года. Экономической базой для ТНВ “Земледелец Богатырев и К0” стал ликвидированный СПК “Ивановский” (с/х производственный кооператив). Учредителями хозяйства являются: директор – Богатырев Б.М., гл. экономист – Муратова И.А. и гл. бухгалтер – Сорокина С.Б.
По территории хозяйства проходит железная дорога Иваново - Новки Управления Северной железной дороги, а также автомобильные дороги областного значения Иваново - Шуя, районного значения Кохма - Стромихино и Кохма - Захарьино - Исаево.
Организационно-
Землепользование Товарищества на вере ТНВ “Земледелец Богатырев и К0” расположено в Юго-Восточной части Ивановского района и состоит из двух основных массивов и четырех участков. Центральная усадьба расположена в деревне Богданиха в 10 км от районного центра.
Форма собственности ТНВ “Земледелец Богатырев и К0” – частная. Образуется за счет складочного капитала полных товарищей и вкладчиков, а также за счет внесения собственных денежных средств полных товарищей.
Рисунок 1 - Организационная структура ТНВ “Земледелец Богатырев и К0”.
На мой взгляд, структура, представленная выше, имеет несколько недостатков: во-первых, наличие профессии юриста на постоянной основе в хозяйстве экономически не оправдано, т. к. к его услугам приходится прибегать далеко не каждый день и лучше заменить его договором консалтинга. Во-вторых, так как фермы располагаются в непосредственной близости друг к другу, поэтому наличие трех заведующих нерентабельно.
В ТНВ «Богатырев и К» применяется централизованный учет, при котором все работы по текущему обобщению и систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются в едином подразделении предприятия.
Рисунок 2 - Структура бухгалтерии ТНВ «Богатырев и К»
Организация учета на предприятии предусматривается положением учетной политики, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета. Весь учетный процесс в хозяйстве осуществляется бухгалтерией по журнально-ордерной форме учета.
Возглавляет аппарат бухгалтерии главный бухгалтер, который отвечает за постановку, ведение и организацию всего процесса бухгалтерского учета и контроля в хозяйстве, следит за финансовым состоянием и результатами работы хозяйства, за правильным начислением и перечислением обязательств предприятия перед бюджетом, банком, поставщиками, сохранностью документов, обеспечивает достоверность бухгалтерского счета. Ведет расчет оплаты труда, учет прочих расчетов с работниками предприятия, ведет лицевые счета, налоговые карточки. Ведет все налоговые счета, не допускает пеню и штрафы, составляет всю отчетность пот налогам.
Заместитель главного бухгалтера ведет банковские операции, выписывает приходные и расходные кассовые ордера, ведет учет по следующим счетам: 71,50,51,52,90. Ведет учет поступления и контроля основных средств, ТМЦ, их хранение и использование, контролирует расчеты с поставщиками.
Бухгалтер отделения ведет учет затрат по всем видам производств, калькуляции себестоимости продукции, ведут оборотные ведомости по 20 счету «Основное производство» с субсчетами. Ведет учет реализации продукции, выписывает счета-фактуры, следит за поступлением оплат, составлением договоров.
Экономист разрабатывает сметы, бизнес-планы на весь период по подразделениям и хозяйству в целом и следит за их выполнением, составляет отчетность по этим расчетам.
В хозяйстве есть график движения документов, который разработан главным бухгалтером и утвержден приказом руководителя.
Хозяйство представляет годовую и квартальную отчетность в сроки, установленные для предоставления данной отчетности.
Учет затрат и выход продукции ведут на счете 20 «Основное производство». В течение года по дебету счета записывают затраты, по кредиту — выход продукции в оценке по плановой себестоимости.
Финансовые результаты ведутся на счете 90 «Продажи». Учитываются информации о доходах и расходах, определяется финансовый результат по ним. На этом счете отражаются выручка и себестоимость. По кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка по продажи продукции, а по дебету ее плановая себестоимость, в течение года, когда фактическая себестоимость не выявлена и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции в конце года. Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (или сторнируется) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.
Записи в учете производятся на основании первичных документов. Бланки первичных документов старого образца, а некоторые документы ведут в произвольной форме.
В ТНВ «Богатырев и К» документооборот регламентируется графиком. Работу по составлению графика организует главный бухгалтер.
По установленным правилам в бухгалтерии документы должны храниться еще год после окончания текущего года, затем они сдаются в архив организации. Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению. Сроки хранения документов в архиве организации определяются правилами, установленными Главным архивным управлением (главные книги и отчеты, первичные документы-5 лет, лицевые счета работников организации-75 лет). Ответственность за обеспечение сохранности в период работы с документами и своевременную передачу их в архив несет главный бухгалтер.
В ТНВ «Богатырев и К» ведется журнально–ордерная форма бухгалтерского учета, Структура документов при журнально-ордерной форме учета изображена на рисунке:
Рисунок 3 - Структура документации при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета
Сельскохозяйственное предприятие ТНВ «Богатырев и К» характеризуется следующей структурой: в ее состав входят растениеводство и животноводство, перерабатывающие и промышленные производства, обслуживающие и вспомогательные производства.