Отчетность при осуществлении реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы определить экономический смысл проведения реорганизации юридических лиц.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Рассматриваются теоретические аспекты реорганизации предприятий.
2. Формулируются организационно-управленческие проблемы предприятия, решаемые путем реорганизации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Экономико- организационные предпосылки и правовые основания для реорганизации современных коммерческих предприятий…………….. 5
1.1. Экономико- организационные предпосылки и виды реорганизации современных предприятий………………………………….......................... 5
1.2. Правовые основы и законодательные документы, регулирующие реорганизацию предприятий………………………………………………… 14
Глава 2. Учетная процедура и финансовая отчетности при осуществлении реорганизации предприятия…………………………………………………. 21
2.1. Подготовительные процедуры и составление отчетности при разъединении организации…………………………………………….…… 23
2.2. Подготовительные процедуры и составление отчетности при объединении организации…………………………………………………. 28
Заключение ……………………………………………………………….. 33
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Тема 1 ГОТОВАЯ.docx

— 109.19 Кб (Скачать файл)

Необходимыми этапами  реорганизации являются оформление передаточных актов и разделительных балансов.

Передаточный акт и  разделительный баланс должны содержать  положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая  и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и  разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшим решение о  реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы  существующих юридических лиц.

Целями и задачами реорганизации  предприятия являются4:

• защита прав участников (учредителей);

• четкое разграничение  ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения  прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к  лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным  собственникам);

• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

• создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

• достижение прозрачности финансово-экономического состояния  предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

• создание эффективного механизма  управления предприятием;

• использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

• повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Решение о реорганизации  предприятия и конкретная программа  мероприятий принимаются собственником  предприятия (для государственных  унитарных предприятий – уполномоченным органом исполнительной власти, для  иных коммерческих организаций –  общим собранием их участников/учредителей).

Для эффективной реорганизации  предприятия следует провести его  всестороннюю диагностику, включающую различные аспекты оценки и анализа:

• управления предприятием (эффективность);

• бизнеса (анализ положения  на рынке, оценка бизнеса, точек роста  и др.);

• имущества (инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия);

• активов (оценки чистых активов  и рыночные оценки активов предприятия),

• производственно-хозяйственной  и финансово-экономической деятельности;

• снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной и  кадровой политики.

В результате диагностики  предприятия определяются основные направления и пути его реорганизации.

Результатом диагностики  предприятия является целесообразная программа его реорганизации, представляющая собой взаимоувязанную систему. Она состоит из:

• организационно-структурной  политики (перестройка структуры, реорганизация  управленческих функций, полномочий и  ответственности и др.);

• снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии  и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);

• производственно-технологической  и инновационной политики (минимизация  издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами  потребителей, создание оптимальной  системы обеспечения сервисных  служб, повышение конкурентоспособности  на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально  новых продуктов и производств);

• ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия  в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);

• финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор  стратегии привлечения внешних  ресурсов, кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);

• инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального  использования накоплений, сочетания  различных источников финансирования, привлечение заемных средств);

• кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор  и высвобождение работников, организация  работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение  системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнерства).

 

 

1.2. Правовые основы и законодательные  документы, регулирующие реорганизацию  предприятий. 

Законодательство достаточно подробно и четко регламентирует процессы и процедуры реорганизации  предприятий.

Источниками правового регулирования  реорганизации выступают Федеральные  законы и иные нормативно-правовые акты.

Основные положения, регулирующие реорганизацию юридического лица содержатся в первой части Гражданского кодекса РФ.

Ст. 57, 58 Гражданского кодекса РФ различают пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида)5.

Применительно к слиянию, присоединению  и преобразованию ГК (п. 3 ст. 57) допускает  установление в законе случаев, при  которых реорганизация признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов.

ГК имеет в виду в данном случае Федеральный Закон ФЗ-135 «О конкуренции». Как предусмотрено этим Законом, одна из функций Федеральной Антимонопольной Службы состоит в осуществлении предварительного контроля за «слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, а также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих субъектов», за «слиянием, присоединением государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение», за «созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью», за «слиянием и присоединением других товариществ и обществ, в которых участвуют юридические лица, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение»6.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «Об акционерных обществах» (в п. 5 ст. 15) и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в п. 5 ст. 51) устанавливают сроки, и порядок реорганизации коммерческих обществ. В частности, в указанных ФЗ установлен тридцатидневный срок, исчисляющийся с даты принятия решения о реорганизации, для уведомления кредиторов. Последствия пропуска этого срока Законы не указывают; представляется, что кредитор, уведомление которому направлено более чем через месяц, может предъявить к реорганизуемым АО или ООО требование о возмещении вызванных просрочкой убытков.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц, предусмотренная законодательством о бухгалтерском учете.

На день, предшествующий дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей  записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении  деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации  в форме присоединения), реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность.

Порядок государственной регистрации  юридических лиц, создаваемых путем  реорганизации, определен гл. V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственное или муниципальное унитарное предприятие в процессе приватизации может быть преобразовано в открытое акционерное общество.

Говоря о преобразовании коммерческих организаций в некоммерческие необходимо заметить, что согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство7.

Государственное или муниципальное  унитарное предприятие может  быть преобразовано в государственное  или муниципальное учреждение по решению его собственника (ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Преобразование некоммерческих организаций  в коммерческие организации допускается  в случаях преобразования объединения  юридических лиц (ассоциации, союза) в хозяйственное товарищество или  общество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК) и учреждения в хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Преобразование некоммерческих организаций  в некоммерческие организации регламентируется ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Некоммерческое партнерство вправе преобразовываться в общественное объединение, фонд или автономную некоммерческую организацию.

Российская практика бухгалтерского учета долгое время не имела предписаний относительно порядка документального оформления, учета и составления бухгалтерской отчетности по фактам реорганизации юридических лиц. В 2003 году такой документ появился. Это - Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н. (ред. от 25.10.2010)

Пункт 4 Методических указаний содержат предписание об обязательном наличии оформляющих реорганизацию документов: таких, как первичные документы, служащие основанием для раскрытия информации о реорганизации в бухгалтерской отчетности преобразуемых организаций.

Пунктом 5 Методических указаний определяется обязательный перечень документов, наличие которых позволяет формировать бухгалтерскую отчетность при осуществлении реорганизации.

Пункты 7-8 комментируемого нормативного документа определяют правила оценки имущества и обязательств реорганизуемых юридических лиц в передаточном акте.

В соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации процедура реорганизации  предполагает составление передаточного  акта и разделительного баланса, которые должны содержать положения  о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.

Пунктом 7 Методических указаний устанавливается, что оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации  юридического лица имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о  реорганизации:

  • либо по остаточной стоимости;
  • либо по текущей рыночной стоимости;
  • либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному  балансу в соответствующей стоимостной  оценке.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Методических указаний, отражение  в бухгалтерском учете процедуры  реорганизации юридических лиц  предполагает отдельное составление  заключительной и промежуточной (годовой) бухгалтерской отчетности.

Заключительная бухгалтерская  отчетность составляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный Приказ в государственной регистрации  не нуждается), Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 07/8121-АК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до внесения в Реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций).8

Информация о работе Отчетность при осуществлении реорганизации юридических лиц