Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам и путей ее совершенствования по международным стандартам.
Основные задачи курсовой работы:
- изучить назначение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам;
- проанализировать отличия бухгалтерской (финансовой) отчетности по международным стандартам от российских;
- сделать выводы и предложить пути совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Бухгалтерская отчетность. Назначение, порядок составления…………….4
1.1 Бухгалтерский баланс……………………………………………………………...4
1.2 Отчет о прибылях и убытках (форма №2)………………………………………17
1.3 Отчет о движении капитала……………………………………………………...21
1.4 Отчет о движении денежных средств (форма №4)…………………………….22
1.5 Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)…………………………..25
1.6 Оперативная бухгалтерская отчетность…………………………………………27
Глава II. Совершенствование бухгалтерской отчетности………………………….29
Заключение…………………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………………33
В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» расшифровываются суммы дебиторской и кредиторской задолженности, отраженные в бухгалтерском балансе по видам каждой из них.
В разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)» приводятся данные за отчетный и предыдущий годы о затратах организации по элементам (материальные, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, проч.). Кроме того, указывается изменение остатков (прирост или уменьшение) незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов. Показатели данного раздела приводятся без учета внутрихозяйственного оборота.
В разделе «Обеспечения» расшифровываются по видам обеспечений (векселя, имущество в залоге и др.) показатели забалансовых счетов 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные», «Справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах», приведенной в ф. 1 после итога бухгалтерского баланса. Источником информации для заполнения данного раздела являются данные аналитического учета к счетам 008 и 009.
В разделе «Государственная помощь» отражаются два показателя:
1) сумма полученных
бюджетных средств всего, в
том числе по их видам за
отчетный период и за аналогичн
2) сумма полученных бюджетных кредитов всего, в том числе по их видам по состоянию на начало отчетного года и на конец отчетного периода, а также полученных и возвращенных за отчетный период.
1.6 Оперативная бухгалтерская отчетность
Целью оперативной отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией. Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим оперативную отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима. Для управляющих имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности. Внутренняя отчетность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений.
Наиболее распространенные недостатки внутренней отчетности следующие:
1) информация
обобщается главным образом
2) информация, обобщаемая
в отчетности, адресуется не тем
лицам, часто даже не
3) в отчетности
содержится информация по
4) отчетность
изобилует избыточной
Можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности.
По содержанию информации внутренние отчеты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические.
Комплексные итоговые отчеты представляются, как правило, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т. п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнении сметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателей для общей оценки и контроля.
Тематические отчеты представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции, и другим не входящим в оценочные плановым показателям, подконтрольным центру ответственности.
Аналитические отчеты подготавливаются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности, например всесторонняя оценка причин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж по секторам рынка и т. п.
По уровням управления различают оперативные, текущие и сводные отчеты.
Оперативные отчеты, представляемые на нижнем уровне управления в центрах ответственности, содержат подробную информацию для принятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно.
Текущие отчеты, содержащие агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли и центрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.
Сводные отчеты формируются для высшего управленческого персонала организации. На их основе принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль и контроль деятельности управленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичность этих отчетов колеблется от ежемесячных до ежегодных.
По объему информации внутренние отчеты подразделяются на сводки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты.
Сводка — это краткие сведения об отдельных показателях деятельности подразделения за короткий период (иногда за день, неделю).
Итоговые отчеты составляются за месяц или другой отчетный период. Они обобщают информацию о контролируемых показателях центра ответственности.
Общие (сводные) отчеты составляются по организации в целом и содержит информацию, соответствующую формам финансовой отчетности, приспособленным для целей внутреннего управления.
По формам представления внутренние отчеты составляются в табличной, графической или текстовой форме.
Табличная форма представления внутренней отчетности наиболее приемлема и для составителей, и для пользователей. Большая часть внутренней отчетной информации выражается цифровыми показателями, которые удобнее всего представлять в табличной форме.
Для пояснений к отчету может быть приложена записка с комментариями и раскрытием основных показателей.
Графическая форма более наглядна, но не следует перегружать графики (диаграммы) излишней цифровой информацией; нужно стремиться уместить в один график (диаграмму) всю имеющуюся информацию. Отображение большего числа показателей в данной форме затрудняет ее восприятие.
Текстовая форма подачи информации приемлема в тех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; нужно подробно объяснять взаимосвязь и значение представляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в дополнение к отчетам, составленным в табличной или графической форме.
II. Совершенствование бухгалтерской отчетности
Важность процесса перехода на Международные стандарты финансовой отчетности заключается не только в унификации систем бухгалтерского учета во всем мире. Его значение состоит еще и в том, что внедряемые международные стандарты направлены на обеспечение прозрачности и отражение реальной экономической ситуации и тем самым позволяют пользователям отчетности хозяйствующих субъектов принимать правильные экономические решения.
Российская система бухгалтерского учета, которая представляет собой адаптированный вариант системы, первоначально ориентированной на плановую экономику, наименее пригодна для принятия решений в условиях рынка. Это приводит к ошибочным экономическим решениям и растрате экономических ресурсов. Напротив, предоставление пользователям значимой информации позволило бы обеспечить более эффективное вложение и более точную оценку ограниченных ресурсов с максимальным эффектом для предприятий и для всего общества.
Улучшение качества финансовой информации выгодно не только хозяйствующим субъектам, имеющим сторонних инвесторов. Руководство предприятий в ходе своей работы должно иметь более полное представление о реальных экономических условиях своей хозяйственной деятельности для принятия более эффективных управленческих решений.
Результаты ряда экономических исследований свидетельствуют о том, что для обеспечения стабильных и высоких темпов роста российская экономика нуждается в весьма существенных капиталовложениях.
Многим российским предприятиям, планирующим привлечение заемного или акционерного капитала, придется составлять финансовую отчетность по МСФО. Фактически уже сегодня отдельные ведущие финансовые институты (например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК)) отказываются рассматривать инвестиционные проекты до тех пор, пока не будет составлена и представлена на рассмотрение финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО.
Таким образом, российские предприятия, заинтересованные в привлечении заемного или акционерного капитала по разумным ценам, сталкиваются с двойной нагрузкой и затратами, связанными с составлением двойного комплекта отчетности (согласно РПБУ и МСФО) и проведением двойного аудита. Такая двойная нагрузка сохраняется и после привлечения капитала, поскольку новым инвесторам также требуются отчетность в формате МСФО и, вероятнее всего, ее аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).
Приватизацию
российских предприятий, продажу государственных
пакетов акций можно
Переход банков на МСФО способствовал восстановлению эффективной банковской системы благодаря появлению достоверной и значимой финансовой отчетности коммерческих банков, необходимой для налаживания полномасштабных корреспондентских отношений во всем мире.
Однако непрозрачность используемой в России системы финансового учета позволяет руководителям отдельных предприятий скрывать их реальное финансовое положение (использование денежных средств, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период) от внешних заинтересованных пользователей, причем не только от имеющихся внешних акционеров, но и от сотрудников, кредиторов, потенциальных инвесторов, местных и федеральных органов и т.д. Переход на финансовую отчетность, составленную по МСФО и прошедшую аудит по МСА, сам по себе не всегда способен предотвратить случаи крупного мошенничества и помешать руководству заключать сделки в личных интересах в ущерб собственному предприятию, однако он должен способствовать своевременному выявлению таких фактов и служит мощным сдерживающим фактором.
С начала 1990-х годов компаниям разрешается представлять сводную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а не российскими ПБУ. Реализуемая Правительством РФ государственная Программа реформирования бухгалтерского учета не содержит четкого описания сущности и основных характеристик финансовой отчетности в отличие от отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО. Вместо этого предполагалось создавать систему бухгалтерского учета, постоянно меняющуюся в течение ряда лет, каждый отдельный компонент которой будет постепенно приводиться в соответствие с отдельными элементами МСФО. Программой не предусмотрена разработка целостной системы согласованных стандартов, соответствующих МСФО при этом российские стандарты бухгалтерского учета в своих отдельных положениях нередко противоречат МСФО. Это также приводит к концептуальной неопределенности, а предприятиям в связи с часто меняющимися требованиями к финансовой отчетности приходится нести затраты, которых можно было бы избежать.
По мнению специалистов, через несколько лет затраты будут еще выше в связи с тем, что многим российским предприятиям потребуется система стандартов, полностью соответствующих МСФО.
Важно отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, что иностранные инвестиции буквально хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам реформы бухгалтерского учета уже можно говорить как об определенных положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь тогда, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в представлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.
В числе других задач реформирования российской системы бухгалтерского учета следует отметить необходимость окончательного разделения бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый, как это принято в международной практике. При этом финансовый анализ будет ориентирован на внешних пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов, дебиторов и т.д.), управленческий учет будет использоваться для систематизации затрат, принятия управленческих решений и планирования, а налоговый учет - для исчисления налогов. В то же время еще раз следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учета должна осуществляться с учетом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путем слепого копирования западного опыта.