Перспективы развития пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ ЕГО ИСТОРИЯ, СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР
1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2010-2013 г.г
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2010-2013 г.г
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернативные институты пенсионной системы
3.2 Меры, предпринимаемые правительством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1..docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

Денежные средства обязательного  пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях  Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего -- на счетах, открываемых  в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Рассмотрим формирование средств бюджета Пенсионного  фонда в 2012 году.

Доходная часть бюджета  Фонда на 2012 год сформирована в  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами  Налогового кодекса Российской Федерации  и Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

¦ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

¦ страховых взносов иных категорий граждан;

¦ ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

¦ добровольных взносов физических и юридических лиц.

Особенности исполнения бюджета Фонда в 2011 году.

Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2012 года, образовавшиеся в бюджете  Фонда в результате неполного  использования в 2011 году межбюджетных трансфертов на выплаты пенсий, ежемесячных  денежных выплат отдельным категориям граждан и другие социальные выплаты, а также на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, направляются Фондом в 2011 году на те же цели с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда, а также использовать средства бюджета Фонда на реализацию Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" в случае, если суммы средств, поступившие в Фонд на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" на осуществление доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в текущем финансовом году, превысит годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда.

Отчисления в ПФ РФ. Ставка налога составляет на сегодняшний день 20% от размера официальной заработной платы каждого работника предприятия. Таким образом, размер пенсии в новой  пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в  старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, произведенных работодателем.

Отчисления, в размере 20% которые получает Пенсионный фонд, идут на формирование трех частей государственной  пенсии:

1. Базовая часть - взнос  составляет 6%, направляется в Федеральный  бюджет и используется для  выплаты базовой государственной  пенсии (гарантированный минимум  сейчас составляет 900 рублей).

2. Страховая часть - от 8-14%. Страховая часть учитывает  размер заработной платы не  за последние два года, как  было раньше, а за весь период  фактической работы. И она зависит  только от того, сколько смог  накопить пенсионного капитала  в общей части своего персонального  лицевого счета конкретный гражданин.  На ее формирование в зависимости  от возраста застрахованного  лица, как уже говорилось, будет  расходоваться 8-14% (при 14% отсутствует  накопительная часть).

3. Третья часть - составляющая  часть пенсии - накопительная. Эта  часть вводится только для  лиц 1967 года рождения и моложе. Для них накопительная часть  пенсии составляет до 6% (сейчас 4%, с 01.01.2011 г. - 6%). Эта часть и подлежит  инвестированию.

Средства Пенсионного  фонда направляются на выплату:

государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

пенсий по инвалидности;

пенсий военнослужащим;

компенсации пенсионерам;

материальной помощи престарелым  и инвалидам;

пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;

пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. (Приложение 1).

Часть средств Пенсионного  фонда используется на капитальные  вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного  фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону  повышения также за счет Пенсионного  фонда.

ПФ РФ финансирует различные  программы по социальной поддержке  инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового  учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО  ФОНДА.

2.1 Формирование  средств Пенсионного фонда РФ  в 2011-2012 гг.

Доходы фонда в прошедшем  году выросли по сравнению с 2010 г. на 40,2% и составили 2,73 трлн. руб. Из них  суммарный объем страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  составил 1,25 трлн. руб., или 45,6 % от суммы  доходов. По сравнению с 2011 г. рост поступлений  страховых взносов составил 236 млрд. руб. Объем средств федерального бюджета составил чуть менее 1,5 трлн. руб., или 53,4% (пресс-служба фонда от 17 марта).

Суммарный объем расходов ПФР в 2008 г. составил 2,36 трлн. руб. Это  на 32% больше, чем в 2011 г. Из них на пенсионное обеспечение 38,6 млн. граждан  было направлено свыше 2 трлн. руб., что  на 533,3 млрд. больше по сравнению с 2011 г. На осуществление единовременных денежных выплат было выделено 235,5 млрд. руб. Таким образом, общий профицит бюджета ПФР составил 372 млрд. руб.

Суммарные доходы бюджета  фонда на текущий год прогнозируются в размере 3,3 трлн. руб.; суммарные  расходы - в размере 3,0 трлн. руб., из них на исполнение обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. руб. По отношению к валовому внутреннему  продукту доля доходов и расходов бюджета Фонда составляет 8,1 и 7,5 % соответственно.

Общее превышение доходов  над расходами на 2012 г. оценивается  в сумме 241,5 млрд. руб. Вместе с тем  расчетный дефицит в распределительной  составляющей бюджета планируется  обеспечить за счет дополнительных поступлений  из федерального бюджета (+315,6 млрд. руб.). Т.е. доля средств федерального бюджета  повысится с 52% до 63% по сравнению  с утвержденной в нынешнем бюджете.

В соответствии с Законом  об обязательном пенсионном страховании, начиная с2012 года, увеличивается  тариф страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии с 4% до 6% за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения  повлекут увеличение плановых поступлений  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии на сумму около  100 млрд. рублей, или на 89,6% по отношению к 2011 году. При этом прирост поступления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за этот же период согласно расчетам к Законопроекту уменьшится примерно на 7% и составят 7,1%, тогда как в 2011 и 2012 годах этот прирост предполагается на 13,9% и 12,2%.

Законопроектом предусмотрено  получение доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном  управлении ПФР, в 2010 году 12,0млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2010 и 2012годах), на 2011 и 2012 годы такие доходы предусматриваются, соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше)и 19,0млн. рублей (в 1,5 раза больше).

Безвозмездные поступления  из федерального бюджета предусмотрены: в 2010год в сумме 1284324,4млн. рублей, на 2011 год - в сумме 1461048,3млн. рублей и на 2013год - в сумме 1806647,7млн. рублей, или 55,1%, 54,7% и 56,8%, соответственно, от предполагаемых доходов ПФР. Из них на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2010-2012 годах средства из федерального бюджета предусмотрены, соответственно, в сумме 184580,6млн. рублей, 149138,6млн. рублей и 251551,7млн. рублей (на 109,2 % - в 2010 году, на 69% - в 2011 году и на 185,1% - в 2012 году больше, чем в 2011 году).

По расчетам, суммарный  фонд заработной платы в целом по стране в 2010 году составил 8 921,0 млрд., в 2011  году - 10 299,0 млрд., в 2012   году - 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65% за счет увеличения бюджетных ассигнований.

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2010, 2011 и 2012  годы, можно выявить тенденцию, увеличение средств федерального бюджета  в финансировании пенсионной системы  свидетельствует об усиливающейся  тенденции ее отхода от страховых  принципов, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные.

2.2 Использование  средств Пенсионного фонда РФ  в 2010 - 2012 г.г.

Средства ПФР в 2010-2012  г.г. были использованы на следующие  статьи:

1) страховые взносы на  обязательное пенсионное страхование,  направляемые на выплату страховой  части трудовой пенсии на 12,6 %, и составили 848960000,0 тыс. рублей. Сумма страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии с учетом фактического исполнения бюджета ПФР за 2010 год.

2) средства, поступающие  из федерального бюджета в  бюджет ПФР на финансирование  базовой части трудовой пенсии  на 5,4 %, и составили 590038509,4 тыс. рублей.

3)средства федерального  бюджета, передаваемые ПФР на  осуществление ежемесячной денежной  выплаты отдельным категориям  граждан на 5 %, и составили в сумме 206053912,6 тыс. рублей, в том числе средства по статье доходов бюджета ПФР, которая предусматривает поступление средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам на 6,2 %, и составили 147066844,3 тыс. рублей.

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в  соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда  в 2010  год утвержден по расходам в сумме 1786,5 млрд. руб. (100,2%), с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей. Бюджет Фонда  в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, исполнен по расходам - в сумме 1 769 921,2 млн. рублей, в 2011 году - в сумме 2099895,2млн. рублей, в 2012 году - соответственно, в сумме 2464817,1 млн. рублей.

Из федерального бюджета  предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 916,42 млрд. рублей, из них: на выплату базовой части трудовой пенсии - 590,0 млрд. рублей (100% от бюджетных  назначений); на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам РФ, включая расходы на их доставку, - 103,9 млрд. рублей (100%); на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным, - 1,76 млрд. рублей (99,2%); на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 1,69 млрд. рублей (102,1%); на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме - 206,01 млрд. рублей.

Увеличены расходы бюджета  ПФР в 2010 году в части передачи пенсионных накоплений в негосударственные  пенсионные фонды (далее - НПФ) на 8989535,5 тыс. рублей, или на 232,5%, и составили 15776304,5тыс. рублей.

Расходы Законопроекта определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации. Общий объем бюджетных  ассигнований, направляемых ПФР на исполнение публичных нормативных  обязательств, составил в 2012 год 2034251,3млн. рублей (96,9% от общего объема расходов бюджета Фонда), на 2011 год - 2391414,2млн. рублей (96,7%), на 2012 год - 2795460,4млн. рублей (97,1%). Перечень публичных нормативных обязательств, исполнение которых возложено на Фонд, содержит 27 позиций, при этом должен быть обеспечен широкий спектр выплат.

Расходы на ДЕМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 30марта 2005года №363 «О мерах по улучшению  материального положения некоторых  категорий граждан Российской Федерации  в связи с 60-летием Победы в Великой  Отечественной войне 1941-1945годов» составили  в 2011 году 13018,4млн. рублей, в 2012 году- 11684,4млн. рублей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1августа 2005года №887 «О мерах по улучшению  материального положения инвалидов  вследствие военной травмы» в 2012 году - 642,7млн. рублей, в 2013 году - 610,6млн. Данные рассчитаны исходя из среднегодового числа получателей и среднегодового размера выплаты.

Информация о работе Перспективы развития пенсионного фонда РФ