Перспективы развития пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ ЕГО ИСТОРИЯ, СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР
1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2010-2013 г.г
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2010-2013 г.г
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернативные институты пенсионной системы
3.2 Меры, предпринимаемые правительством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1..docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

Общая сумма расходов в  соответствии с Федеральным законом  от 17декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Законопроектом предусмотрена в  размере 1638931,4 млн. рублей в 2011 г., 1952634,6млн. рублей - в 2012 г. и 2269700,3млн. рублей - на 2013 год. Данные показатели соответствуют динамике роста численности пенсионеров. Прогнозные показатели среднегодовой численности пенсионеров - получателей трудовых пенсий составляют: в 2010 г. - 36709,4тыс. человек, в 2012 г. - 36890,1тыс. человек, на 2013г. - 37077,3тыс. человек. Среднегодовой рост численности предполагается 100,7 %. Динамика расходов соответствует динамике роста численности пенсионеров и учитывает индексацию пенсий.

На выплату базовой  части трудовой пенсии направили  в 2011 г. 707722,2млн. рублей (33,7%), в 2012 году - 876619,7млн. рублей (35,5%).

На выплату страховой  части пенсии, соответственно, 929213,5 млн. рублей (44,2%), 1073048,0млн. рублей (43,5%).

Расходы на выплату правопреемникам  умерших застрахованных лиц: в 2011г. - в сумме 1995,7млн. рублей (0,12%), в 2012г. - в сумме 2966,9млн. рублей (0,15%).

Общая сумма расходов, предусмотренных  в Законопроекте на осуществление  ЕДВ отдельным категориям граждан, составила в 2011г. 251747,6млн. рублей (11,9%), в 2012г. - 266542,3млн. рублей (10,8%).

Расходы на оказание мер  социальной поддержки Героев: в 2011 г. в сумме 10,7 млн. рублей (0,0005%), в 2012 г. - в сумме 11,9 млн. рублей (0,0004%).

Расходы, регламентированные Законом об инвестировании: в 2011 г. - 18274,0млн. рублей (0,87%), в 2012г. - 23765,6млн. рублей (0,96%). Запланированные расходы обоснованы произведенными расчетами.

Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, пособий в соответствии с Законом Российской Федерации  от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Законопроектом: в 2008 году в сумме 1871,8 млн. рублей, в 2012 году - 2099,8 млн. рублей.

Расходы на международное  сотрудничество в 2011-2013 годах определены с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов и составляют в 2010году 5,5млн. рублей, в 2011году - 5,7млн. рублей, в 2012году - 6,0млн. рублей.

Законопроектом на финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено на 2010год 500,0млн. рублей, на 2011год - 527,2млн. рублей, на 2012год - 554,1млн. рублей. Из этих средств планируется  направить на финансирование информационно-разъяснительной  работы в 2008году 400,0млн. рублей, в 2011году - 427,2млн. рублей, в 2013 году - 454,1млн. рублей, расходы на уплату государственной  пошлины, судебные издержки (оплата услуг  представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда) - в сумме  до 100,0млн. рублей ежегодно.

Расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием средств пенсионных накоплений в 2010год в сумме 884,9млн. рублей, или 91,1%, в 2012 год - в сумме 981,3 млн. рублей, или 110,9 % .

Расходы по передаче средств  пенсионных накоплений в негосударственные  пенсионные фонды в 2011год в сумме 17389,0млн. рублей (0,8%), в 2012году - в сумме 22784,3млн. рублей (0,9%).

Рост передаваемых средств  обусловлен прогнозом увеличения численности  застрахованных лиц, реализующих право  на формирование накопительной части  трудовой пенсии через негосударственные  пенсионные фонды.

Таким образом, можно сделать  вывод, о том, что в структуре  расходов бюджета пенсионного фонда  России преобладают расходы на выплату  трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной  части в расходах Пенсионного  Фонда, то складывается тенденция к  уменьшению расходов на выплату базовой  части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

2.3 Проблемы пенсионного  законодательства в РФ.

Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в 1990 г. Закона “О государственных  пенсиях в Российской Федерации” в него более 30 раз вносились изменения  и дополнения, а в последующие  годы принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного  обеспечения различных категорий  граждан. Пенсионное законодательство становится все более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введенного с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального  коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными актами, что  усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан.

Действует одновременно несколько  законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим государственное  пенсионное обеспечение, является Закон  РФ “О государственных пенсиях в  Российской Федерации” от 20.11.1990 г. № 340-1. С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров. /17, с. 241/

Федеральным законом РФ от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” дана новая редакция ст.7 данного закона, регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и безусловно несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.1998 г. введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

К Закону от 20.11.1990 г. непосредственно  примыкают законы общего плана: Закон  Российской Федерации от 02.07.1993 г. № 5318-1 “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы  Российской Федерации”, Закон РСФСР  от 19.04.1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями  и дополнениями) “О занятости населения  в Российской Федерации”, предусматривающий  возможность досрочного пенсионного  обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон  РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном  образовании”, также предусматривающий  возможность досрочного пенсионного  обеспечения высвобождаемых работников./18. c.123/

Основные направления  совершенствования пенсионного  законодательства.

В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы  возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов  в систему обязательного пенсионного  страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и  финансовыми возможностями государства  и существующей пенсионной системы.

Нуждается в уточнении  роль и порядок применения индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями  государства и прогнозируемыми  изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так  и к снижению жизненного уровня пенсионеров.

Следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного  более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.

Целесообразно осуществить  централизацию учета обязательной страховой пенсионной системы, обязательной накопительной пенсионной системы  и профессиональных пенсионных систем в переходный период в рамках Пенсионного  фонда России.

Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы  негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного  пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть  вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые  льготы и повышении действенности  гарантий сохранности накоплений.

Не смотря на меры, по совершенствованию  пенсионного законодательства остается немало нерешенных проблем:

1) Отсутствие закона, регламентирующего  выплату пенсии родственникам  после смерти пенсионера.

2) Отсутствие закона, регламентирующего  инвестирование средств для финансирования  накопительной части трудовой  пенсии в Российской Федерации.

3) Законодательное обеспечение  государственных социальных гарантий, которые пока слабы и зачастую  не реализуются.

4) Приведение в соответствие  различного рода социальных выплат, которые гораздо ниже прожиточного  минимума соответствующих категорий  населения.

5) Законодательное обеспечение  своевременности и полноты выплаты,  определенных законодательством  социальных выплат.

6) Законодательное обеспечение  государственной поддержки социально  бедствующих людей.

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ.

3.1 Перспективы  ПФ РФ.

Президент России Дмитрий  Медведев подписал закон о бюджете  Пенсионного фонда РФ на 2011 г. и на плановый период 2011-2012 гг. Ранее этот закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.

Закон был разработан в  соответствии с Бюджетным посланием  Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2010-2012 годах». Одна из поставленных в нем задач - к концу 2010 г. довести средний  размер социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера. Для этого в бюджете ПФР  предусмотрены расходы на повышение  с 1 марта базовой части трудовой пенсии по индексу роста цен за 2010 г. и установление с 1 декабря базовой  части трудовой пенсии по старости в твердом размере.

В дальнейшем предлагается устанавливать базовую часть  трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2010 и 2011 гг. в размере, который позволяет  поддерживать средний размер социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера.

Увеличение страховой  части трудовой пенсии обеспечит  в 2010 г. соотношение среднегодового размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера более чем в 1,3 раза.

Прогнозируется, что суммарные  доходы ПФР в 2010 г. составят 3,2 трлн. рублей и увеличатся к 2012г. до 4,8 трлн. рублей. Расходы Фонда оцениваются  в суммах: на 2011 г. - 2,9 трлн. рублей, к 2011 г. - 4,3 трлн. рублей.

В бюджете также учтены средства на увеличение компенсации  по уходу за нетрудоспособными, на увеличение пенсии за выслугу лет госслужащим, на выплату страховой части трудовой пенсии военным пенсионерам и  др.

В бюджете ПФР на 2010-2012 гг. для реализации Федерального закона 56-ФЗ учтены доходы, связанные с уплатой  дополнительных страховых взносов  на накопительную часть трудовой пенсии. В 2011 г. эта цифра составит 8,2 млрд. рублей, в к 2011 г. прогнозируются ее увеличение более чем в 3 раза до 27,2 млрд. рублей.

Кроме того, средства федерального бюджета будут выделяться на предоставление материнского капитала: в 2011 г. - 72,8 млрд. рублей, в 2011 г. - свыше 100,0 млрд. рублей.

В 2012 году начнется новый  этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения  и ликвидировать бедность среди  пенсионеров.

Одним из источников дополнительного  финансирования пенсий станет повышение  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых  будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма  валоризации - переоценки денежной стоимости  пенсионных прав, которые были приобретены  гражданами до начала пенсионной реформы  в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный  пенсионный капитал будет проиндексирован  на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет  выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального  бюджета.

Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в  месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате  достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в  значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и  предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

Информация о работе Перспективы развития пенсионного фонда РФ