Перспективы развития пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ ЕГО ИСТОРИЯ, СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.2 Сущность и роль, основные задачи ПФР
1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2010-2013 г.г
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2010-2013 г.г
2.3 Проблемы пенсионного законодательства в РФ
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Негосударственные пенсионные фонды как альтернативные институты пенсионной системы
3.2 Меры, предпринимаемые правительством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом 1..docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

3.2 Меры, предпринимаемые  правительством РФ по улучшению  пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионную систему Российской Федерации ждали существенные изменения. Предпологалось ввести сразу несколько новшеств.

Для нынешних пенсионеров  и застрахованных лиц, попадающих под  действие дореформенной и новой  пенсионной системы правительство предпологала довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предпологалось создать необходимые условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, в реальном выражении. Основными механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:

1) Повышение уровня пенсионного  обеспечения лиц старшего поколения  и ликвидация бедности среди  пенсионеров. Данный ориентир был выполнен с помощью валоризации (повышение денежной оценки) пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002 года, с учетом советского стажа до 01.01.1991 года на 10% плюс 1% за каждый год вышеуказанного стажа, а также за счет введения минимального уровня материального обеспечения.

2) Усиление страховых  принципов предоставления трудовых  пенсий.

Перевод базовой части  трудовой пенсии в состав страховой  части, ее индексация по общему правилу - росту доходов пенсионного Фонда  России на каждого пенсионера (а  не по росту цен), при условии установления достаточных источников финансирования системы обязательного пенсионного  страхования. Установление начиная  с 2015 года зависимости размера базовой  составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности  трудового стажа в момент ее назначения.

3) Созданы  условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в необходимом объеме. Повысился тариф взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах граждан, с 14% до 16%.

4) Совершенствование накопительной  составляющей пенсионной системы.  Стимулирование личных инициатив  по повышению пенсии за счет  формирования дополнительных накоплений  и обращения за пенсией в  более позднем возрасте. Расширение  инвестиционного портфеля государственной  управляющей компании в целях  предоставления возможности повышения  доходности инвестирования средств  пенсионных накоплений./ 22, с.4-7/

В результате принятых ориентиров, правительство планировало достичь следующих результатов: к концу 2011 года средний размер социальной пенсии будет обеспечивать прожиточный минимум пенсионера и составит 4176 руб., трудовые пенсии возрастут в среднем за год на 1113 руб. и к 2010 году составят 5749 руб., трудовая пенсия по старости будет выплачиваться в размере 6091 руб. Данные предложения по совершенствованию пенсионной системы не связаны с финансовыми рынками, а финансироваться за счет средств Стабилизационного Фонда.

С учетом изменений, происшедших  в экономике во второй половине 2010 года, Министерство экономического развития уточнило прогноз социально-экономического развития на ближайшие 3 года. Это потребует пересмотра параметров бюджета Пенсионного фонда. В 2012 году произошла еще одна индексация. В связи с этим, бюджетная поддержка фонда увеличена с 52 до 66 процентов. Потребовалось также усилить взаимодействие с Федеральной налоговой службой, с Федеральной службой судебных приставов по обеспечению сбора страховых взносов./23/

В 2011 году предстояло решать задачи по подготовке изменений пенсионного законодательства, которые должны вступить в силу с 1 января 2011 года, и которые направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения. В 2012 году произошел переход на страховые принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный налог заменен на страховые платежи. Это позволило сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний. Процесс формирования пенсии стал более прозрачным и понятным./24/

С 2012 года в российской пенсионной системе произошли корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2011 года Президентом Российской Федерации.

В частности, произошла замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования.

Законы вводят ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного  обеспечения лиц старшего поколения  и ликвидации бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсионных прав, установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум  в Российской Федерации, назначение пенсии по инвалидности не по степени  ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности.

Изменилась структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии перевелась в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.

Одним из приоритетов бюджетных  расходов является обеспечение исполнения обязательств, вытекающих из измененного  пенсионного законодательства, целью  которого является повышение материального  положения пенсионеров.

Исходя из новых условий  назначения трудовой пенсии, фиксированный  базовый размер пенсии устанавливался для всех получателей трудовой пенсии, в том числе для пенсий по старости, в размере 2 562 рубля (с дифференциацией в зависимости от категории получателя пенсии). В среднем размер пенсии к концу 2011 года составило 8 408 рублей, а к концу 2012 года - 10 145 рублей, прибавка от валоризации составила более 1 250 рублей.

В соответствии с федеральным  законом «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года упраздняется единый социальный налог и вводятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование.

При этом, в 2011 году предусматривалось сохранение тарифов страховых взносов в действующих размерах для отдельных категорий плательщиков страховых взносов:

организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента  технико-внедренческой особой экономической  зоны (устанавливается только тариф  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14%);

организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог (устанавливается  только тариф страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской Федерации  в размере 10,3%);

организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также  организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (устанавливается только тариф страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации  в размере 14%);

плательщиков страховых  взносов, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов (устанавливается только тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14%).

Кроме того, для части  из перечисленных выше категорий  плательщиков страховых взносов (для  сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны; организаций  и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог; а также для плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов, общественных организаций  инвалидов, предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов) в 2011-2013 годах предусматривалось постепенное повышение тарифов страховых взносов до общеустановленной ставки.

Действующие и вновь принимаемые  в рамках пенсионной реформы расходные  обязательства, подлежащие исполнению за счет бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации, а также выпадающие доходы бюджета Фонда были обеспечены страховыми взносами и межбюджетными трансфертами из федерального бюджета.

На компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации в  связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для  льготных категорий плательщиков предусматривалось в 2010 году 72,8 млрд. рублей, в 2011 году - 47,8 млрд. рублей, в 2012 году - 55,7 млрд. рублей.

На обеспечение валоризации предполагалось направить в 2010 году - 502,2 млрд. рублей, в 2011 году - 561,3 млрд.рублей, в 2012 году - 609,5 млрд.рублей.

Кроме того, часть расходных  обязательств Российской Федерации  передовалась для администрирования Пенсионному фонду Российской Федерации с предоставлением соответствующих межбюджетных трансфертов (таблица 5.5).

В федеральном бюджете  предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, другим категориям граждан с учетом увеличения этих выплат по уровню инфляции.

Трансферты Пенсионному  фонду Российской Федерации, предусматриваемые  для выплаты материнского (семейного) капитала на 2010 год, обеспечат потребность 298 тыс. получателей этих средств, в 2011 году - 339 тыс. получателей, в 2012 году - 350 тыс. получателей.

Более 1,9 млн. человек в 2011 году и 2,5 млн. человек в 2012 году получат компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособными лицами в размере 1200 рублей в месяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, проанализировав  формирование и использование средств  Пенсионного Фонда России, можно  сделать следующие выводы. Все  проекты федеральных законов  «О Бюджете пенсионного фонда» на 2010, 2011, 2012 года разработаны на основании  Бюджетного кодекса, законодательных  и иных нормативных правовых актов  по пенсионному и социальному  обеспечению, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о  бюджетной политике в 2009, 2010, 2011-2012годах, других нормативных правовых актов  и методических документов. Рассмотрим подробнее современное состояние, т.е Федеральный закон «О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2011 год и на период до 2012 года», а также на основании его анализа  выявим существующие проблемы в области  реализации этого закона и пути их решения.

Основные характеристики проекта бюджета ПФР на 2011год  и на период до 2012года ориентированы  на дальнейшее повышение уровня материального  положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий. Проект бюджета сбалансирован  по доходам и расходам с учетом финансирования его дефицита за счет средств федерального бюджета.

В то же время без учета  средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда  в распределительной составляющей постоянно увеличивается дефицит  средств: в 2010 году - 157007,9млн. рублей (7,5% от общей суммы расходов по распределительной  составляющей бюджета), в 2011 году - 189700,8млн. рублей (7,8%), в 2012 году - 235024,4млн. рублей (12,1%). Широкое распространение льготных пенсий, отсутствие отдельного источника  их финансирования, предоставление льготных пенсий в рамках единых для всех работодателей ставок социального  налога увеличивает дефицит распределительной  составляющей бюджета Фонда. Увеличение доли средств федерального бюджета  в финансировании пенсионной системы, как и в прежние годы, свидетельствует  о сохранении в 2009-2012 годах тенденции  отхода от страховых принципов.

Особое внимание необходимо обратить на разработку и принятие нормативных правовых актов в  части:

1) определения статуса  ПФР с учетом современного  состояния системы пенсионного  обеспечения;

2) расширения перечня  инструментов при инвестировании  средств пенсионных накоплений  управляющими компаниями, включая  государственную управляющую компанию, и изменения порядка инвестирования  средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных  лиц, не воспользовавшихся правом  выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании);

3) стимулирования добровольных  пенсионных накоплений;

4) определения порядка  финансирования выплат накопительной  части трудовой пенсии, а также  порядка выплаты средств пенсионных  накоплений правопреемникам умерших  застрахованных лиц;

5) введения базовой пенсии  вместо базовой части трудовой  пенсии и доведения размера  социальных пенсий до уровня  не ниже прожиточного уровня  пенсионера;

6) скорейшего введения  профессиональных пенсионных систем;

7) возложения функций  контроля за уплатой страховых  взносов на обязательное пенсионное  обеспечение и взыскания недоимки  и пеней по указанным платежам  на один администрирующий орган;

8) разработки правового  механизма работы органов ПФР  со страховыми взносами на  обязательное пенсионное страхование  в случае непредставления страхователями  сведений персонифицированного  учета;

Информация о работе Перспективы развития пенсионного фонда РФ