Перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:15, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить современное состояние рынка ценных бумаг, проанализировав динамику его развития в рамках деятельности Казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать операции банка с ценными бумагами;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

РынокЦенныхБумаг.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

Основное назначение вторичного фондового рынка ценных бумаг состоит в поддержании  ликвидного рынка ценных бумаг, что  позволяет реализовать интересы инвесторов. В этом случае инвестор имеет возможность в любой момент продать принадлежащие ценные бумаги по рыночной стоимости. Тем самым поддерживается доверие инвесторов к фондовому рынку как инструменту вложения временно свободных денежных средств.

Таким образом, вторичный  рынок в отличие от первичного является инструментом перераспределения  прав собственности и не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране /4, с.131-136/.

Первичное размещение и  вторичный оборот фондовых ценностей предполагает специальные формы торговли, существенным образом отличающиеся от торговли реальным товаром. По способам торговли рынок ценных бумаг подразделяется по следующим признакам:

а) организованный и неорганизованный;

б) биржевой и внебиржевой;

в) традиционный и компьютерный;

г) кассовый и срочный.

Среди указанных разновидностей важнейшим является биржевой рынок /12, с.124/, развитие которого будет подробно проанализировано в следующем разделе  нашей дипломной работы.

Важным условием функционирования фондового рынка является обязательное соблюдение всеми участниками правил игры на рынке ценных бумаг, где большое значение имеет саморегулирование. Особую роль в регулировании играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации рынка и контроля за деятельностью всех участников биржевой торговли. Но направляющая и регулирующая роль в деятельности финансовых институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, отведена государственным органам. Мировая практика показала необходимость  государственного регулирования фондового рынка. Она выработала формы и методы такого регулирования, сходные в основных чертах, но имеющие свои особенности в различных странах /13, с.70/.

Регулирующие органы выполняют в основном три функции, направленные на защиту инвесторов от финансовых потерь:

а) регистрация всех участников рынка ценных бумаг;

б) обеспечение всех субъектов  экономики достоверной информацией;

в) осуществление контроля и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

В мировой практике государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого и косвенного вмешательства уполномоченных органов в его функционирование.

К основным направлениям прямого вмешательства  относится весь комплекс законотворческой деятельности представительных органов и органов исполнительной власти по проблемам и развитию рынка ценных бумаг. Основой законодательной инфраструктуры фондового рынка Республики Казахстан в настоящее время является Закон «О рынке ценных бумаг» от 02 июля 2003 года /7/.

Основная идеология рынка ценных бумаг, отражённая в законодательстве Республики Казахстан, заключается в следующих принципах:

а) полная и достоверная  информация обо всех видах эмиссии  ценных бумаг, доступная каждому  потенциальному инвестору;

б) квалификация участников рынка ценных бумаг, от которых, возможно, зависит финансовое благополучие клиента.

В систему рычагов косвенного воздействия  входят:

а) контроль за находящейся в обращении  денежной массой и за объёмом кредитов с помощью государственного влияния  на ставки ссудного процента (ставка рефинансирования);

б) налоговая политика государства;

в) выход государства на рынки  ссудных капиталов (эмиссионная  деятельность государства), создающий  прямую конкуренцию корпорациям;

г) гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам;

д) внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной  валютой, золотом) /10, с.328-330/.

В настоящее время  на финансовом рынке Республики Казахстан  действует единый государственный  орган, так называемый мегарегулятор. Им является Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, устанавливающего общие для всех участников финансового рынка правила, и контролирующего все сегменты финансового рынка /14/. Такие же органы контроля и регулирования существуют в Норвегии с 1986 года, Великобритании с 1997, Японии – 1988 год, и во многих других странах /13, с.71/.

В Казахстане регулирование рынка  объективно необходимо: во-первых, оно  напрямую связано с острой необходимостью изыскания ресурсов для финансирования неотложных потребностей как предприятий государственного сектора, так и для частных предпринимателей; во-вторых, для финансирования государственного бюджета; в-третьих, из-за формирования новых косвенных механизмов контроля за денежной массой со стороны Национального Банка Республики Казахстан.

Сотрудничество между государственными и саморегулирующими организациями  необходимо для дальнейшей жизнедеятельности  системы, так как их регулирование  является эффективным средством  для функционирования рынка ценных бумаг /15, с.20-23/.

Таким образом, рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет значительную роль в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Фондовый рынок является наиболее активной частью современного финансового рынка Республики Казахстан и позволяет реализовать разнообразные интересы его участников. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.  Наличие развитого рынка ценных бумаг влияет на эффективное развитие всего финансового сектора страны. Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос и предложение, рыночная инфраструктура, а также системы его регулирования. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает расти.

 

1.2 История  становления и развития рынка  ценных бумаг в Республике Казахстан

 

Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан формировался и развивается, учитывая как исторические традиции страны, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой и который может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности.

Экономический рост, сопровождаемый преобразованиями в стране, - главный фактор становления и развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Пенсионная реформа, массовая приватизация все эти мероприятия оказывают прямое воздействие на рынок ценных бумаг, и такая тесная взаимоувязка делает невозможным успешную реализацию одного элемента без тщательной разработки другого.

В рамках прошедших и происходящих в стране процессов становления  и совершенствования фондового  рынка в контексте развития всего  финансового рынка, можно выделить несколько этапов формирования с  начала перестройки /16,с.37/. В Казахстане фондовый рынок появился как логический элемент осуществления процессов разгосударствления и приватизации, где государственное регулирование играет особую роль /Приложение А/.

С 1988 по 1991 годы фондовый рынок развивался спонтанно, так как с вступлением в силу Союзного закона «О государственном предприятии», а также в связи с арендно-кооперативным бумом, активы государственных предприятий переходили в частный сектор. К 16 декабря 1991 года, дате провозглашения суверенитета Республики Казахстан, рынок ценных бумаг, в отличие от других секторов финансового рынка, практически полностью отсутствовал. Иначе и не могло быть, так как сами объекты данного рынка ценные бумаги, которые подтверждают имущественные права, права частной собственности своих владельцев и не могли существовать в условиях социалистического хозяйствования.

Начало формирования фондового  рынка пришлось на 1991 – 1993 годы, после  принятия национальной (государственной) Программы разгосударствления и  приватизации, которая определила акционирование в качестве формы приватизации, когда с помощью чековой схемы произошло первичное закрепление прав частной собственности. Посредством акционирования было проведено первичное размещение акций. На этом этапе создавались предпосылки и необходимая законодательная основа для обращения ценных бумаг /17, с.19-23/.

Первое казахстанское законодательство о ценных бумагах появилось в 1991 году. В соответствии с Законом  Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже" Министерство финансов республики осуществляло контроль за выпуском и обращением ценных бумаг на территории Казахстана.

Для лицензирования лиц, осуществлявших профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве финансовых посредников, была разработана и в марте 1992 года коллегией Министерства финансов утверждена Временная инструкция о порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. На основании данной инструкции Министерством финансов с 1992 года по 1994 год были выданы лицензии 1460 физическим и 98 юридическим лицам. Процедура регистрации выпуска в обращение ценных бумаг с 1992 года по май 1995 года осуществлялась также в соответствии с Временными правилами.

В этот же период был принят еще целый ряд нормативных  документов, регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг, такие как Указ президента Республики Казахстан «О мерах по активизации работы по разгосударствлению и приватизации собственности в отраслях материального производства», на основании которых была сделана попытка запуска фондового рынка через механизм приватизации.

17 ноября 1993 года, по инициативе  Национального банка Казахстана  и крупнейших в то время  банков второго уровня, была основана  казахстанская фондовая биржа  под наименованием ЗАО «Казахстанская  межбанковская валютная биржа».

Несмотря на такую интенсивную  работу по созданию нормативно-правовой базы, становление рынка ценных бумаг  в Казахстане в эти годы осложнялось  гиперинфляцией, спадом производства и затруднялось ещё и тем, что  практически вся собственность находилась в руках государства. В тот период законодательная база, впервые образованные акционерные общества и участники рынка, круг которых согласно законодательству исчерпывался брокерами и фондовой биржей, были далеки от совершенства.

С 1993 по 1996 годы приходит период борьбы за контроль над созданными в ходе приватизации акционерными обществами, в том числе по средствам перераспределения и концентрации первично приобретённых прав собственности. С принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан и широкого круга законодательно-нормативных документов, направленных на формирование рынка ценных бумаг, было заложено начало формирования рынка корпоративных ценных бумаг в стране. В короткие сроки государством была проделана огромная по своему значению и качеству работа становления и развития рынка ценных бумаг. Период массовой приватизации и акционирования государственных предприятий в 1991 – 1994 годах дал толчок для образования многочисленных акционерных обществ и развития независимых регистраторов.

В результате этого Министерство финансов зарегистрировало выпуск акций около 1000 акционерных обществ и банков, холдинговых компаний. Общая сумма  эмиссий составила свыше 120 миллиардов рублей, или свыше 600 миллионов тенге. В течение указанного времени ряд акционерных банков зарегистрировали несколько выпусков акций. Так, например, Кредсоцбанк зарегистрировал семь эмиссий на общую сумму около 17 миллионов тенге, Казкомстройбанк – шесть эмиссий на общую сумму свыше четырех миллионов тенге. Казахстанские банки были инициаторами формирования фондового рынка и являются главными его участниками /17, с.19-23/.

В зависимости от формы участия  банков различают три основные модели фондового рынка: англо-американскую (небанковскую), романо-германскую (банковскую) и смешанную. Национальный фондовый рынок находится ближе к романо-германской модели, нежели к смешанной.  Романо-германская модель предполагает непосредственное участие банков на фондовом рынке. Причина этого – особая роль банков в экономике страны, так как они удовлетворяют большую часть потребностей крупных предприятий в долгосрочном капитале. Банки берут на себя инвестирование экономики и покрытие дефицита государственного бюджета. Основными критериями, по которым различаются модели национальных фондовых рынков, являются степень централизации и возможность для банков сочетания банковских операций с деятельностью по ценным бумагам /4,с.141/.

По мере развития экономики  Казахстана параллельно совершенствовалось и государственное регулирование рынка. В целях развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение операций с ценными бумагами, гарантии для инвесторов, выполнения функций контроля, на начальном этапе развития рынка ценных бумаг возникла необходимость в специальном органе государственного регулирования фондового рынка. Так в 1995 году была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, как самостоятельный орган /13,с.71/. В связи с этим стали комплексно решаться все стратегические задачи по его развитию. В течении последующих лет произошла структурная реорганизация государственных органов, которая наглядно показана на рисунке 4.

 

 

 

 

 

Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг

 

 

1991-1994

 

Министерство финансов РК



1995-2000

Национальная комиссия РК по ценным бумагам 


 

2001

Департамент регулирования  РЦБ (НБ РК) 


 

2002-2003

Департамент финансового  надзора РК


 

2002-2003

Агентство по регулированию  и надзору финансового рынка  и финансовых организаций РК


 

Рисунок 4

 

Как показывает мировой опыт, эффективное  функционирование рынка ценных бумаг  невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления рынка  ценных бумаг в Казахстане функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.

Информация о работе Перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами